Внимание и его психологические свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:52, реферат

Описание работы

Цель моей теоретической работы: дать определение понятию «внимание».
Задачи:
1. Выявление определений отдельных психологических свойств внимания.
2. Выявить взаимосвязь свойств внимания между собой.
3. Рассмотреть некоторые теории внимания зарубежных и отечественных психологов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
1.Теории внимания. 5
2.Свойства внимания 11
3.Рассеянность и внимательность. 14
Заключение. 15
Список используемой литературы. 17

Файлы: 1 файл

vnimanie.docx

— 60.62 Кб (Скачать файл)

Сводить всю проблему внимания к структурности чувственного поля - значит, в конечном счете, отрицать существование субъекта, противопоставляющего себя предметам и активно воздействующего на них.

Внимание, которое сплошь и рядом трактуется только как  «функция» или механизм, есть по существу аспект большой основной проблемы о соотношении личности и мира. Наличие у человека высших форм внимания, в конечном счете, означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, её преобразовывать, выделяя в ней в качестве существенного то один, то другой момент. Внимание в этих высших своих формах характеризует своеобразие человеческого предметного сознания.

Вместо раскрытия этого  основного соотношения, связанного с общей направленностью личности, теория внимания по большей части  сосредоточивалась на вопросе о  том, к каким функциям его причислить. Сторонники волюнтаристической теории усматривают сущность внимания исключительно  в воле, хотя непроизвольное внимание явно противоречит такому пониманию. Другие сводили внимание к фиксации представлений  посредством чувства, хотя произвольное внимание часто регулируется вопреки  чувству. Третьи, наконец, искали объяснения внимания исключительно в изменении  самого содержания представлений, не учитывая значения общей направленности личности. Между тем специфическое ядро вопроса в другом, внимание существенно обусловлено взаимоотношением между направленностью деятельности, в которую включён человек, и направленностью его психических процессов. Внимание налицо там, где направление деятельности ориентирует направление мыслей, помыслов и т. д. Отсутствие внимания означает их расхождение или разведение. Можно сказать, что внимание выражает специфическую особенность процессов, направление которых регулируется деятельностью, в которую они включены.

Поскольку во внимании выражается отношение личности к объекту, на который направлено её сознание, значимость этого объекта для личности имеет  основное значение для привлечения  к нему внимания.

Сосредоточенные на каком-нибудь деле, мы сплошь и рядом не обращаем внимания на очень сильные раздражители, не имеющие отношения к тому, чем мы заняты, - на сильные посторонние шумы и т. п., между тем как малейшая деталь, имеющая отношение к тому, чем мы заняты, и представляющая для нас интерес, привлечёт наше внимание. Учёный, заинтересованный какой-нибудь проблемой, сразу обратит внимание на, казалось бы, мелкую деталь, которая ускользнёт от внимания другого человека, не проявляющего интереса к этому вопросу. Любящий взгляд матери сразу подметит малейшие оттенки в поведении её ребёнка, которые ускользнут от внимания постороннего безразличного свидетеля. Всё, что может в силу своей личностной значимости стать переживанием для индивида, имеет особые шансы стать предметом его внимания.

Относительная значимость возможных  объектов внимания существенно зависит  от мотивов направленности интересов. Внимание является в большой мере функцией интереса. Оно связано с  устремлениями и желаниями личности, с общей направленностью, а также  с целями, которые она себе ставит. Способность человека ставить перед  собой цели и задачи является следующей  существенной предпосылкой внимания. Ею обусловлен переход от непроизвольного  внимания к произвольному.

 

2.Свойства внимания

Внимание обладает определенными  параметрами и особенностями, которые  характеризуют человеческие способности  и возможности. К основным свойствам  внимания обычно относят следующие.

 

Рисунок 1

 

Свойства внимания - направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость - связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначны, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.

В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.

Объемом внимания называется количество объектов, которое человек  может одновременно осознавать с  одинаковой степенью ясности.

Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд  объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно  увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. При допросе следует учитывать, что свидетель, воспринимавший событие в течение незначительного интервала времени (например, быстро убежавшего за укрытие преступника, промчавшийся на большой скорости автомобиль) , не может дать показаний более чем о четырех-пяти особенностях воспринимавшихся объектов.

Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент происходит неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).

Распределенность внимания - направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах хранения искомых объектов. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.

Концентрация  внимания - степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект.

Переключаемость внимания - скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека - уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других - менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания - необходимое качество следователя. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы.

Устойчивость  внимания - продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.

 

3.Рассеянность и внимательность.

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Виды рассеянности.

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый - результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает  потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью  отличаются люди, увлеченные своим  делом.

Внимательность.

Если человек привыкает  все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое  значение в общем, психологическом  облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует  на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой  способностью к обучению.

Внимательность связана  с большим развитием свойств  внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая  этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может  быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться  на трудном и неинтересном занятии.

Психологическое тестирование при помощи пакета "Внимание" поможет  установить свойства внимания каждого  человека, выявить отклонения, изучая которые можно направить развитие внимания в нужное русло.

 

Заключение.

Можно ли научиться быть внимательным, научиться искусству  сосредоточения? Чтобы перейти от произвольного к после произвольному вниманию, необходимо активизировать саму работу. Это можно сделать, используя работу памяти - закон осмыслении и интереса. Тем не менее, работая, мы все-таки нередко отвлекаемся. Можно ли избавиться от ненужных отвлечений? Для этого необходимо знать некоторые правила сосредоточенной работы.

Во-первых, нужно учитывать, что не все отвлечения вредны. Глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. Однако длительное поддержание возбуждения невозможно - наступает утомление. Поэтому, в  ряде случаев, отвлечения оправданы, когда  они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность, 5 - 10 минут каждого часа умственной работы - достаточны для такого отдыха (несколько физических упражнений, небольшой самомассаж, гимнастика для глаз и т. д.).

Однако наибольшие неудобства нам доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные  с ней посторонние мысли, желание  разглядывать посторонние предметы.

Поэтому второе правило - необходимость  создания соответствующей характеру  работы обстановки. Некоторые люди могут сосредоточенно работать при  любых условиях, однако для большинства  очень важны внешние факторы: относительная тишина, порядок на столе, хорошее освещение, удобная  поза и т. д. Важна также чисто  психическая возможность работать именно в этих условиях. Поэтому  так легко сосредоточиться, например, в библиотеке. Полезен и заблаговременный созданный настрой на работу.

В-третьих, необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается  действием небольших побочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в полной тишине: небольшой звуковой фон (тихая  музыка, шум за окном, пение птиц) все-таки необходимы.

Широко известен опыт одной  из библиотек Лондона, в которой  были созданы полностью звук изолированные места для читателей. Очень скоро выяснилось, что в полнейшей тишине сосредоточенная работа невозможна.

В-четвертых, нужно ориентироваться  на наиболее благоприятные для умственной работы периоды в течение дня. Согласно многочисленным экспериментам  пик нашей активности приходятся на 5, 11, 16, 20 и 24 часа. В эти периоды  облегчено достижение максимальной концентрации внимания. Однако в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания, но и возможность ее длительного  поддержания.

Любая однообразность утомляет. Для тренировки устойчивого внимания полезно читать заведомо неинтересную книгу, ставя при этом перед собой  специальную задачу найти в ней  что-либо интересное. Поэтому условия  длительной устойчивости внимания - те же, что и для обеспечения его  концентрации. Главное из них - активность выполняемой работы.

Наше внимание требует  к себе внимания. От умения организовать его работу зависит эффективность  многих видов деятельности, связанных  с запоминанием. Уделим своему вниманию 5 - 10 минут в день, и результаты не замедлят сказаться.

 

Список используемой литературы.

1 Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 кл.- М. 2007.

2 Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

3 Психология детства.  Учебник. Под ред. члена - кор. РАО А.А. Реана-СПб.: ”прайм - ЕВРО - ЗНАК”, 2003.

4 Климов Е.А. Основы  психологии: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

5 Возрастная и педагогическая  психология: Хрестоматия./Сост. И.В.  Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр ”Академия”, 1999.

6. А.Н. Лентьев «хрестоматия по вниманию»

 


Информация о работе Внимание и его психологические свойства