Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:43, творческая работа
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или деятельности. Внимание можно представить как когнитивный процесс, обеспечивающий упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности, стоящих перед человеком задач. Цель выявить сущность внимания и рассмотреть его свойства. Задачи исследования: 1. выяснить что такое внимание; 2. рассмотреть теории внимания; 3. выявить свойства внимания; 4. определить основные виды внимания; 5. рассмотреть развитие и дефекты внимания.
Выполнила:
Якутск 2013 год
Внимание
и его
психологические
свойства
Тема - внимание и его психологические свойства.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или деятельности. Внимание можно представить как когнитивный процесс, обеспечивающий упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности, стоящих перед человеком задач.
Цель выявить сущность внимания и рассмотреть его свойства.
Задачи исследования:
1. выяснить что такое внимание;
2. рассмотреть теории внимания;
3. выявить свойства внимания;
4. определить основные виды внимания;
5. рассмотреть развитие и дефекты внимания.
Объектом данной работы является внимание в психологии, а предметом психологическая сущность внимания и его свойства.
При написании работы были использованы идеи таких авторов как Дормашева Ю.Б., Лурия А.Р., А.Н.Леонтьева, Р.С.Немова, В.С.Романова и другие.
Содержание
Введение
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер.
Физиологические
механизмы внимания
Большое значение имеют работы выдающихся русских физиологов А.А.Ухтомского и И.П.Павлова для понимания физиологических основ внимания.
И.П.Павлов: представления об особых реакциях неровной системы ориентировочных рефлексов уже содержалось предложение о рефлекторной природе непроизвольного внимания. «Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникающим звукам; усиленно втягиваем коснувшийся нас запах…» - писал И.П.Павлов. Ориентировочные реакции очень сложны по современным данным.
Ориентировочный комплекс: 1) внешние движения (например, головы в сторону звука),
2) изменения чувствительности определенных анализаторов;
3) изменения характера обмена веществ;
4) изменения дыхания;
5) сердечно-сосудистые и кожно-гальванические реакции; возникают одновременно и изменения электрической активности мозга.
Ориентировочный рефлекс, как основа внимания
Ратикулярная формация - это скопление нервных клеток, расположенное в стволовой части мозга и представляющее собой след нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга. Именно благодаря ратикулярной формации человек может настораживаться, реагировать на малейшие изменения в окружающей среде.
Каждый безусловный рефлекс, имеющий в своей основе какое-либо биологически важное для животного воздействие, вызывает избирательную систему ответов на раздражителя с одновременным торможением всех реакций на побочные. Такой же характер носят и условные рефлексы. При них одна система реакций, которая подкрепляется безусловным раздражителем, доминирует, в то время как все остальные побочные реакции тормозятся. Как безусловные, так и сформированные на их основе условные рефлексы создают известный доминирующий очаг возбуждения, протекание которое подчиняется доминанте.
Ориентировочный рефлекс проявляется в ряде отчетливых электрофизиологических, двигательных и сосудистых реакций, появляющихся каждый раз, когда в обстановке, окружающей животное, возникает что-нибудь необычное или существенное. К таким реакциям относятся: поворот глаз и головы в сторону нового объекта; реакция настораживания и прислушивания.
Виды
внимания
В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют
произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.
Произвольное внимание – возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определённую задачу и вырабатывает программу действий(внимание с участием воли).
Указания со стороны, собственная инструкция, намерение (в виде внутренней речи) создают возможность произвольного внимания, которое играет огромную роль в жизни человека. Ведь далеко не все, что необходимо делать человеку, представляет для него непосредственный интерес.
Условия поддержания произвольного внимания
Непроизвольное внимание – это внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не связанное с участием воли.
Условия возникновения непроизвольного внимания:
Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного внимания, после него. Если в деятельности интересным и значимым для личности становится содержание и сам процесс деятельности, а не только результат, возникает послепроизвольное внимание. Деятельность так захватывает человека, что для поддержания внимания уже не требуется волевых усилий.
Основные
свойства
К основным свойства внимания относятся:
Концентрация внимания или сосредоточение - это выделение сознанием объекта и направление на него внимание. Роль концентрированного внимания различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного исследования того или иного объекта, а с другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.
Устойчивость внимания - это продолжительность времени, в течении которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.
Переключаемость - это сознательный процесс внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.
Физиологически
произвольное переключение внимания объясняется
перемещением по коре головного мозга
участка с оптимальной
Допустим, если у человека недостаточная подвижность нервных волокон, то этот переход происходит усилием, трудно и медленно. Такое внимание называется инертным. Когда у человека вообще плохая переключаемость - это липкое внимание. Иногда плохая переключаемость у человека связана из-за плохой подготовленности к работе.
Объем внимания - это количество объектов, которое человек может одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно осознать 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. И вниманием они неодинаково охватываются. Многое зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимание, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.
Для некоторых
профессий высокая
Высокая
интенсивность
это способность одновременно выполнять несколько действий. Распределение зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.
Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве и параллельно выполнять несколько видов деятельности (слушать и писать, писать и говорить). При каких условиях две работы могут успешно выполняться в одно и то же время? Только в том случае, если обе деятельности или, по крайней мере, одна из них настолько освоена, привычна, легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь незначительно контролируется и регулируется им. В центре внимания человека только одна основная деятельность, другая же занимает относительно малую часть внимания, она находится не в центре внимания, а на его периферии.
Функции внимания
Функции внимания