Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:43, творческая работа
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или деятельности. Внимание можно представить как когнитивный процесс, обеспечивающий упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности, стоящих перед человеком задач. Цель выявить сущность внимания и рассмотреть его свойства. Задачи исследования: 1. выяснить что такое внимание; 2. рассмотреть теории внимания; 3. выявить свойства внимания; 4. определить основные виды внимания; 5. рассмотреть развитие и дефекты внимания.
Заключение
Внимание - это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения. Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия апперцепции. В разработках Вундта это понятие было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчетливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта. Значительный вклад в развитие представлений о внимании был внесен русским психологом Ланге, который разработал теорию волевого внимания. Подобно французскому психологу Рибо, он связал внимание с регуляцией идеомоторных движений.
Выделяют три вида внимания. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер. Физиологическим проявлением этого вила внимания, является ориентировочная реакция. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимание. По мере развития операционально-технической стороны в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации возможно появление так называемого постпроизвольное внимание.
К числу
характеристик внимания, определяемых
путем экспериментальных
В современной
психологии разработана теория внимания
как функции внутреннего
Литература
1) Выготский
Л.С. Педагогическая
2) Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хҏестоматия по вниманию. - М., 1976. - С. 83-88.
3) Дормашев Ю.Б. Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995.
4) Дубровина И.В. Психология . -5-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
5) Котова И.Б. Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Серия "Сҏеднее профессиональное образование". - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2004.
6) Лавге Н.Н. Психологические исследования. - Одесса, 1893.
7) Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1975.
8) Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.- СПб., 2003.- 592 с.
9) Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений.- в 3-х книгах.- Книга →1. Общие основы психологии.- 2-е изд., пеҏераб. и доп.- М., 1995.
10) Петухов В.В. Основные опҏеделения собственно познавательных и универсальных психических процессов // Общая психология: В. 3 т. Изд. 2-е. Введение. - М.; "УМК "Психология"; Генезис, 2001.
11) Рибо Т. Психология внимания // Хҏестоматия по вниманию. - М., 1976. - С. 43-47.
12) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.