Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 13:41, реферат
Одно учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не
существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого
патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что
внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние
человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности,
несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Действительно, в системе патологических феноменов внимание занимает особое
положение.
Введение……………………………………………………………………………………………3-4
Вопрос 1: История развития внимания как психического процесса. Основные свойства и функции внимания……………………………………………..5-13
Вопрос 2: Особенности внимания в моей будущей работе. Как сосредоточить свое внимание .………………………………………………………………………………….14-17
Заключение………………………………………………………………………………….18
Список литературы:
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт,что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы
отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться
содержанием размышлений.
Все процессы познания – будь то восприятие или мышление или иной объект,
который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то
себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимаем не восприятие
само по себе, и мыслит не сама мысль; воспринимает и мыслит человек –
воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к
субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во
внимании. Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри
восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и
при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная
на объект. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с
предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает
объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и
само сознание. Внимание проявление этой связи сознания и предмета, который в
нем осознается. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только
применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической.
Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется
направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении
сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до
сих пор нет. Согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много
веков.
Одно учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не
существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого
патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что
внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние
человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности,
несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Действительно, в системе патологических феноменов внимание занимает особое
положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как
их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом»
виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание изучают как бы через
призму других познавательных процессов.
Вопрос 1: История развития внимания как психического процесса. Основные свойства и функции внимания.
Любая человеческая деятельность невозможна без ее основной составляющей – познавательных процессов, включающих в себя восприятие, память, мышление, воображение, которые отвечают за ее эффективность и конечный результат. Именно они лежат в основе определения цели и содержания предстоящей деятельности. Благодаря им человек имеет возможность заранее представить себе последовательность этапов, конкретные действия и общий характер поведения, предвидеть результаты и вносить коррективы в намеченный план по ходу его выполнения. Вот почему, говоря о способностях того или иного человека, мы тем самым отмечаем высокий уровень развития его познавательных процессов. Они осуществляются в виде отдельных познавательных действий , каждое из которых является целостным психическим актом, представляющим собой единство всех видов психических процессов. Между собой познавательные действия различаются наличием главного (ведущего) психического процесса, который и определяет характер каждого конкретного познавательного действия. Вот почему с определенной долей допустимости мы можем рассматривать по отдельности такие психические процессы, как восприятие, память, мышление и воображение. Изучение памяти с самого начала носило междисциплинарный характер, поскольку в том или ином виде она участвует во всех жизненных процессах, включая сохранение индивидуального опыта и механизмы передачи наследственной информации. Опыты по изучению памяти начались сравнительно недавно – в конце XIX века. Они стали возможны благодаря работам немецкого психолога Г. Эбингауза, который экспериментально заложил основы количественных законов заучивания, удерживания и воспроизведения последовательностей, составленных из слогов, лишенных смысла. Подобные исследования, но уже на сложном осмысленном материале, проводились в начале ХХ века. Своеобразным их результатом стала работа французского философа А. Бергсона, в которой он противопоставил «память привычки» «памяти духа». Первая, по мнению ученого, развивается в результате механического повторения, а вторая формируется благодаря осмыслению единичных событий биографии человека. Английский психолог Ф. Бартлетт, занимаясь исследованием процесса припоминания, пришел к выводу о его сложном реконструктивном характере и зависимости от культурных норм, принятых в данной социальной среде. Французский психолог П. Жане и его соотечественник социолог М. Хальбвакс особое внимание уделяли социокультурным факторам в формировании высших форм памяти человека. Их учение было подхвачено и получило дальнейшее развитие в работах русского ученого Л. С. Выготского и его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии. Суть разработанной ими теории заключалась в том, что главную роль в происхождении высших функций человека играет культурно-исторический фактор. А. Н. Леонтьев выделил основные этапы развития памяти человека от натуральной, или непосредственной, к культурной, или опосредствованной. Исследовательская деятельность А. Р. Лурии, направленная в первую очередь на изучение физиологических основ памяти, позволила говорить о роли лобных долей коры головного мозга человека в регуляции высших психических процессов, связанных с запоминанием, удержанием и воспроизведением информации. Русские ученые П. И. Зинченко и А. А. Смирнов занимались изучением зависимости непроизвольного и произвольного запоминания от условий, в которых происходит практическая деятельность человека, связанная с запоминанием или воспроизведением информации. А. А. Смирнов, в частности, доказал, что мысли запоминаются труднее, чем действия, а среди последних дольше всего хранятся в памяти те, которые связаны с преодолением препятствий. Причем так же долго человек помнит и сами препятствия, вынудившие его прибегнуть к тем или иным действиям. Некоторые ученые, среди которых П. П. Блонский, Дж. Брунер и Ж. Пиаже, считают, что выделяемые другими исследователями виды памяти на самом деле являются лишь определенными этапами в ее развитии. Наблюдения за больными-правшами с нарушениями памяти, которые вели А. Р. Лурия и Р. Сперри в клинике локальных поражений мозга, позволили сделать вывод о том, что процессы, происходящие в левом полушарии головного мозга, преимущественно связаны со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии – с наглядно-образными.Интересное открытие сделала последовательница гештальттеории памяти Б. В. Зейгарник. В дальнейшем это открытие было названо ее именем и в науке закрепилось как эффект Зейгарник. Суть его состоит в следующем. Если испытуемым предложить сразу несколько заданий и разрешить часть из них оставить невыполненными, а другие обязательно довести до конца, то через некоторое время участники эксперимента в 2 раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные.Оказывается, что при получении задания у человека возникает потребность его выполнить. Если оно выполняется, она полностью реализует себя, а если прерывается, остается неудовлетворенной. В ходе эксперимента Б. В. Зейгарник обратила внимание на еще один интересный факт. Когда участников эксперимента просили перечислить предложенные им задания, они в первую очередь называли те из них, которые остались незавершенными. Вывод напрашивается сам собой: человек помнит и в первую очередь воспроизводит то, что имеет прямое отношение к его неудовлетворенным на данный момент времени потребностям.
Информация о работе Внимание как психический процесс. Основные свойства и функции внимания