Внимание как психический процесс. Основные свойства и функции внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 13:41, реферат

Описание работы

Одно учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не
существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого
патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что
внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние
человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности,
несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Действительно, в системе патологических феноменов внимание занимает особое
положение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………3-4
Вопрос 1: История развития внимания как психического процесса. Основные свойства и функции внимания……………………………………………..5-13
Вопрос 2: Особенности внимания в моей будущей работе. Как сосредоточить свое внимание .………………………………………………………………………………….14-17
Заключение………………………………………………………………………………….18
Список литературы:

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии изм.docx

— 41.29 Кб (Скачать файл)

Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого малыш усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

Возрастное развития внимания

Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания.

В школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста, и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Это связано с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Малыша с колыбели окружают неизвестные предметы, привлекающие его внимание своей яркостью или необычным видом, он также обращает внимание на своих родных, радуясь их появлению в поле зрения или, начиная плакать, чтобы они взяли его на руки.

Близкие люди, находящиеся рядом, произносят слова, смысл которых малыш постепенно постигает, они руководят им, направляют его непроизвольное внимание. Т.е. его внимание с раннего возраста направляется с помощью специальных слов-стимулов.

Овладевая активной речью, малыш начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем — и в отношении самого себя.

Когда мы общаемся с малышом, наши слова вначале являются как бы указателями, выделяющими для него какие-то признаки в предмете, мы обращаем его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий.

Вначале процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для малыша процессами его внешнего дисциплины, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Последовательность основных этапов развития детского внимания

Представим последовательность основных этапов развития детского внимания так, как она выглядит по данным наблюдений и экспериментальных исследований:

  1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

  1. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

  1. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

  1. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

  1. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

  1. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

  1. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

 

 

Вопрос 2: Особенности внимания в моей будущей работе. Как сосредоточить свое внимание.

 

Как сосредоточить свое внимание на рабочем месте

Ежедневно мы пытаемся сосредоточить свое внимание на нескольких задачах одновременно, но очень часто, особенно к концу дня мы понимаем, что практически ничего из того, что задумали, не успели сделать! Вроде бы и не бездельничали, а результат по-прежнему еще так далек?!

Как же сосредоточиться на работе, чтобы в конце дня не находится в поиске догадок о том, на что потрачено было время в пустую, и куда это время беспросветно уплыло?

Правило 1. Определите четко поставленные цели.

Самое главное для себя – это обозначить четкие и вполне понятные цели, выстроить некий схематический план, который поможет их достичь. Записывайте ваши цели и если вас в очередной раз что-то или кто-то отвлекает в течение рабочего дня, взгляните на ваши записи, и вы мигом сконцентрируетесь на работе.

Правило 2. Обозначьте свои подцели (менее масштабные цели).

Очень важно иметь масштабные цели, но не менее важно определиться с более узкими подцелями. Они должны быть своеобразной лестницей на пути к поставленной одной глобальной цели. Планомерное достижение подцелей плавно приближает вас к конечному результату.

Правило 3. Расставляйте приоритеты.

Научитесь расставлять приоритеты и выделять из общих задач, первоочередные задачи, которые являются более срочными в данный момент работы. Помните о том, что не все срочные дела, являются столь же одновременно важными. Оцените ситуацию и примите правильное решение, которое станет началом цепочки решения ваших задач.

Правило 4. Не забывайте составлять отчет, о том, что вам еще нужно выполнить, а что вы уже успели сделать.

Проводите сверку с ранее составленным планом действий. Если задачи остались не решенными, то включите их в свой план на следующий день, чтобы в конечном результате у вас не оставалось хвостов.

Правило 5. Предоставьте право формирования последовательности решения задач только самому себе.

Начинайте рабочий день только с тех задач, которые вы готовы с удовольствием решить именно сейчас. Когда вы войдете во вкус и почувствуете, что рабочий процесс набирает обороты, можете приступать к решению менее привлекательных задач.

Правило 6. Старайтесь решать наиболее острые и важные дела в первой половине трудового дня. 
Следите за своим графиком и в том случае, если вы нуждаетесь в отдыхе, то перестройте распорядок дня. В первой половине сделайте сложную работу, а на вторую оставьте менее сложную, что даст вам возможность немного передохнуть.

Правило 7. Обратитесь за помощью к сотрудникам.

Правило 8. Делайте напоминания на ПК или цветных стикерах.

 

УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ

Начинать формирование внимательности следует как можно раньше. Как только ребенок начал реагировать на голос матери, потянулся за игрушкой, сделал первый шаг в сторону заинтересовавшего его предмета, должен начаться процесс обучения, который будет продолжаться в школе, вузе, на работе – практически всю свою сознательную жизнь человек учится быть внимательным. Учеными были разработаны многочисленные способы управления вниманием в зависимости от целей и методов обучения. В процессе усвоения каких-либо знаний важно вызвать у учащегося непроизвольное внимание. Оно проще всего формируется под воздействием интереса к содержанию занятий. Если учителю удалось заинтересовать ученика, последний будет ловить каждое слово, обращенное к нему, каждый жест и даже выражение лица преподавателя. И все это будет происходить без каких-либо усилий со стороны обучаемого. Однако даже при наличии интереса внимание может колебаться, поэтому время от времени учитель должен направлять внимание ученика в нужное русло с помощью фраз типа «Обратите внимание на…», «Посмотрите сюда», «Внимательно рассмотрите…». Вот так с помощью самых простых приемов можно осуществлять управление вниманием человека.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАШЕ ВНИМАНИЕ

Какими бы совершенными ни были методы и способы управления вниманием, каким бы талантливым ни был человек, формирующий эту черту у своего подопечного, обязательно должны быть созданы определенные условия, способствующие этому процессу. Говоря о формировании внимания, мы в первую очередь имеем в виду произвольный и послепроизвольный типы внимания. Только они позволяют человеку работать в любых условиях, не отвлекаясь на посторонние раздражители, и полностью сосредотачиваться на одном объекте, который в данный момент представляется для него наиболее важным. Самое большое влияние на формирование внимания оказывает интересная и увлекательная работа. Однако она должна быть не только приятной, но и в меру трудной, требующей приложения усилий. «В меру трудной» означает, что степень ее сложности и трудоемкости должна быть обязательно соотнесена с возрастом, физическими и умственными данными человека, его наклонностями и устремлениями. Работа должна выполняться осознано, а не превращаться в простой механический акт, когда руки делают одно, а голова занята совершенно другим. Более того, человек должен нести ответственность за результаты своей деятельности. При таком подходе ясно, что процесс формирования внимания не может не сопровождаться требованиями дисциплины или самодисциплины. Приучать себя работать в определенное время, не останавливаться на полпути, всегда доводить порученное дело до конца, доходить до самой сути решаемой проблемы – вот далеко не полный список того, что помогает стать по-настоящему внимательным человеком. Само собой разумеется, что требования дисциплины, а особенно самодисциплины, связаны с развитием у человека волевых качеств. Воспитание в себе все перечисленных качеств, которые больше относятся к характеру, должно идти параллельно формированию объема внимания и выработке навыка его распределения. Речь идет о том, что человек в процессе свой профессиональной деятельности должен стремиться выполнять несколько действий одновременно, внимательно их контролируя. И последнее: человек должен учиться переключать внимание с объекта на объект, из множества второстепенных дел вычленять самое главное, а по мере возрастания объема внимания скорость его переключения должна увеличиваться.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Изучая данную тему, я понял что внимание и память тесно взаимосвязаны друг с другом. От вашего внимания и памяти зависит на сколько успешным человеком вы будете в дальнейшем. Внимание как психический процесс очень важно не только на рабочем месте, но и например за рулем где его отсутствие может привести в ДТП или аварии. Внимание и память лучше тренировать с ранних лет и до самого конца жизни. К сожалению, проблемы с вниманием и памятью могут возникнуть и в 30 лет. Достаточно молодые люди попадают порой в курьёзные ситуации, когда, спеша на работу, выходят на улицу в тапочках или в носках разных цветов, забывают имена любимых актёров, дни рождения близких людей. Назначали деловую встречу и забывали о ней, ехали в магазин и по забывчивости не купили половину из того, что планировали. В более зрелом возрасте прибавляются проблемы с запоминанием фактов, дат, имён. Порой пожилой человек не помнит, как зовут знакомого или родственника, путает события и числа. Причин ухудшения памяти у взрослых людей масса. Начинается всё с прозаического стресса, усталости, недосыпа, нарушения питания. Хроническое переутомление ведёт к разного рода расстройствам, в том числе нарушениям концентрации, внимания, памяти. Испытывая хронический стресс, человек не может сосредоточиться, ошибается, теряет способность запоминать.

 

 

 


Информация о работе Внимание как психический процесс. Основные свойства и функции внимания