Внимание как условие сознательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - развитие внимания. В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность внимания;
- раскрыть характерные особенности внимания;
- рассмотреть некоторые методы развития внимания.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Внимание как условие сознательной деятельности
1.1 Понятие о внимании
1.2 Функции внимания
1.3 Физиологические механизмы внимания
1.4 Виды внимания
Глава 2. Характерные особенности внимания
2.1 Устойчивость, колебания, переключение и отвлечение внимания
2.2 Распределение внимания
2.3 Расстройства внимания
Глава 3. Развитие внимания и методы его тренировки
3.1 Этапы развития внимания у детей и пути его формирования
3.2 Методы совершенствования внимания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

моя контрольная Содержание курсавая.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Внимание как  условие сознательной деятельности

1.1 Понятие о внимании

1.2 Функции внимания

1.3 Физиологические механизмы  внимания

1.4 Виды внимания

Глава 2. Характерные особенности  внимания

2.1 Устойчивость, колебания,  переключение и отвлечение внимания

2.2 Распределение внимания

2.3 Расстройства внимания

Глава 3. Развитие внимания и методы его тренировки

3.1 Этапы развития внимания  у детей и пути его формирования

3.2 Методы совершенствования  внимания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Все процессы познания - будь то восприятие или мышление или  иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимаем не восприятие само по себе, и мыслит не сама мысль; воспринимает и мыслит человек - воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов. Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

внимание сознательный тренировка ребенок

Под направленностью  понимают, прежде всего, избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объектов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании).

Другой характерной  особенностью внимания является сосредоточение (концентрация) психической деятельности (сосредоточение субъекта на объекте). Сосредоточение предполагает не просто отвлечение от всего постороннего, от всего не относящегося к данной деятельности, но и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующей деятельности. Благодаря этому отражение объектов данной деятельности становится более ясным и отчетливым.

Предполагается, что первый этап концентрации внимания осуществляется уже на уровне органов чувств. Исключительно яркий пример перцептивной концентрации - зрительное внимание. Раздражители, которые попадают на периферию сетчатки, воспринимаются менее ясно и отчетливо, а иногда и вовсе не воспринимаются. Направить внимание на визуально воспринимаемый объект - значит, прежде всего, фиксировать его. Избирательная концентрация внимания предполагает наличие процессов в центральных отделах мозга.

Цель данной курсовой работы - развитие внимания. В связи  с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие и сущность внимания;

- раскрыть характерные  особенности внимания;

- рассмотреть некоторые  методы развития внимания.

Глава 1. Внимание как  условие сознательной деятельности

1.1 Понятие о внимании

Ни один психический  процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А, фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или  деятельности. Направленность сознания - выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Внимание обуславливает  успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в  психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться  вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

1.2 Функции  внимания

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется, прежде всего, в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности. С явлениями внимания связаны и такие сложные процессы, как ожидание, установка, апперцепция. Поэтому возможно говорить об определенной роли внимания в антиципации действительности. (3, 188)

Внимание может проявляться  как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с  восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

В зависимости от характера  направленности и сосредоточения выделяют непроизвольное (непреднамеренное) и  произвольное (преднамеренное) внимание. Непроизвольное внимание возникает  и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Произвольное внимание - это сознательно регулируемое внимание.

1.3 Физиологические  механизмы внимания

В коре больших полушарий  мозга могут протекать два  процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать.

Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это  время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Большое значение для  появления внимания имеет так  называемый ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию  организма на всякое изменение окружающей среды.

Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняется  наличием в больших полушариях мозга  сети нервных путей, соединяющих  ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.

1.4 Виды внимания

Непроизвольное внимание.

Обычно в жизненных  условиях, в деятельности имеется сложный комплекс причин для возникновения непроизвольного внимания, тесно связанных друг с другом. Для анализа их можно разделить, несколько условно, на различные группы.

К первой группе причин, способных вызвать и поддерживать непроизвольное внимание, относятся особенности самого раздражителя. Это, прежде всего степень интенсивности раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, резкий запах - невольно может привлечь наше внимание. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная интенсивность раздражителя, т.е. соотношение раздражителя по силе с другими действующими в этот момент раздражителями. Особое значение имеет для привлечения внимания контраст между раздражителями. Так, объект, больший по величине по сравнению с окружающими его предметами, скорее привлечет внимание. Раздражение более длительное замечается легче, если оно дается среди кратковременных раздражителей.

К первой группе причин относится  новизна (необычность) раздражителя. Новизна - одна из наиболее важных особенностей раздражителей, вызывающих пробуждение непроизвольного внимания. Всякое вновь возникшее раздражение, как отмечал еще И.П. Павлов, если оно имеет достаточную интенсивность, вызывает ориентировочные реакции. Различают абсолютную новизну (в этом случае раздражитель никогда не был в нашем опыте) и относительную новизну (необычное сочетание знакомых раздражителей). Предполагается, что пробуждение внимания более связано с относительной новизной раздражителей. Все необычное привлекает внимание. Новизна может заключаться в изменении физических свойств (характера) действующих раздражителей. Ослабление действия раздражителя и прекращение его действия (отсутствие знакомых раздражителей) также может вызвать внимание. Новизна может быть связана с неожиданностью предъявления раздражителя. Факторами, обусловливающими привлечение внимания, могут быть и пространственные изменения или движение источника раздражения по отношению к положению органов чувств. Движущиеся предметы скорее привлекают наше внимание.

То, что внимание привлекается всеми новыми раздражителями, позволяет  предполагать существование специальных  процессов, от которых зависит прекращение  реагирования на раздражители, утратившие признак новизны. Этот процесс принято  называть привыканием. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически только одним общим свойством - новизной, потому и привлекают внимание, что реакция на них не ослаблена в результате привыкания. Внимание, зависящее от особенностей раздражителя, т.е. от внешних причин, можно считать почти вынужденным.

Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относится соответствие внешних  раздражителей внутреннему состоянию  организма или личности, т.е. потребностям. Значимость раздражителей является категорией причин, которая играет наряду с новизной первостепенную роль в пробуждении и поддержании непроизвольного внимания. У человека в каждый данный момент имеется ряд разнообразных потребностей, определяющих преобладающие в данный момент мотивы поведения. Соответствующие этим потребностям раздражители приобретают для личности наибольшую значимость. Взаимодействие внутренних побуждений (мотивов) и внешних раздражителей, приобретающих в данный момент наибольшую значимость, и определяет пробуждение к этим раздражителям внимания.

К следующей группе причин привлечения и поддержания непроизвольного  внимания относятся чувства, связанные  с воспринимаемыми объектами  и с выполняемой деятельностью. Хорошо известно, что всякое раздражение, вызывающее то или иное чувство, привлекает внимание. К этой же категории причин относится самый первый и простейший признак интереса - занимательность, увлекательность. Подчеркивая эту особенность непроизвольного внимания, его иногда называют эмоциональным вниманием.

К внутренним причинам, вызывающим внимание, относится влияние прежнего опыта, в частности воздействие имеющихся у нас знаний и представлений, а также влияние навыков и привычек, которые имеют часто очень большое значение для поддержания внимания.

Значительную роль в привлечении внимания играет ожидание определенных впечатлений. Ожидание нередко позволяет воспринять даже то, что мы при других обстоятельствах вовсе не заметили бы.

Исключительно велико действие общей направленности личности человека, и в частности его интересов, как одной из важнейших причин непроизвольного внимания. То, что непосредственно интересно нам, невольно привлекает внимание.

В работах психологов выделена еще одна важная категория  причин, определяющих возникновение  и характер направленности непроизвольного внимания, - зависимость направленности внимания от структуры деятельности. Это значит, что внимание к объекту (к действию) определяется местом, которое данный объект занимает в структуре деятельности. Так, внимание обычно привлекается целью деятельности и не привлекается способами ее осуществления (операциями). Однако если не выработаны прочные навыки, сами операции становятся целью и привлекают к себе внимание. (5, 203)

Информация о работе Внимание как условие сознательной деятельности