Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 12:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - развитие внимания. В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность внимания;
- раскрыть характерные особенности внимания;
- рассмотреть некоторые методы развития внимания.
Введение
Глава 1. Внимание как условие сознательной деятельности
1.1 Понятие о внимании
1.2 Функции внимания
1.3 Физиологические механизмы внимания
1.4 Виды внимания
Глава 2. Характерные особенности внимания
2.1 Устойчивость, колебания, переключение и отвлечение внимания
2.2 Распределение внимания
2.3 Расстройства внимания
Глава 3. Развитие внимания и методы его тренировки
3.1 Этапы развития внимания у детей и пути его формирования
3.2 Методы совершенствования внимания
Заключение
Список использованной литературы
В-четвертых, нужно ориентироваться на наиболее благоприятные для умственной работы периоды в течение дня. Согласно многочисленным экспериментам пик нашей активности приходятся на 5, 11, 16,20 и 24 часа. В эти периоды облегчено достижение максимальной концентрации внимания.
Однако в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания, но и возможность ее длительного поддержания. Способность к длительной концентрации внимания можно тренировать. Целый ряд специальных упражнений предложен йогой, современными системами аутотренинга. Эти упражнения основаны на поддержании длительной концентрации внимания на каком-либо одном объекте. Главная задача при этом - обеспечение полного отсутствия всех посторонних мыслей, которые не относятся к рассматриваемому предмету. Попробуем смотреть на кончик своего пальца с полной концентрацией на нем в течение 3 - 4 минут подряд. Это далеко не так просто, как кажется, но нужно выполнять подобные упражнения ежедневно. Некоторые психологи рекомендуют широко известное упражнение “созерцание зеленой точки”. Оно заключается в следующем: из книги вырезается страница, в центре ее ставится зеленая точка диаметром 1 - 2 мм. Ежедневно по 10 мин., лучше перед самым сном в течение 2 - 3 месяцев нужно смотреть в зеленую точку. Главная задача та же - борьба с посторонними мыслями. Смотреть лучше за столом, время контролировать по лежащим рядом часам. По истечении 10 мин закрыть глаза и сразу лечь спать. Стараться, чтобы страница с зеленой точкой была последним зрительным впечатлением дня.
Тренировка устойчивости внимания.
Для тренировки слухового
внимания необходимо выделять ежедневно
10 мин. для максимального “
Тренировка объема внимания.
Следующий параметр внимания - его объем. Этот же параметр является основной характеристикой краткосрочной памяти. Замечено, что при кратковременном предъявлении человеку под силу воспринять и запомнить 5 - 7, максимум 9 предметов. Это так называемое “правило Миллера 7 2”, сформулированное американским психологом Миллером в 1945 г. Он показал, что объем внимания человека, зависит не от количества информации, а от числа блоков, или кусков информации, число которых постоянно и равно 7 2. Поэтому правилу одинаково запоминаются при одновременном восприятии и 7 букв, и 7 цифр, и 7 слов, и 7 идей. Поэтому самый продуктивный, емкий - код идей, мыслей, образов. Объем внимания можно тренировать. Бросить взгляд на какой-либо предмет (дом, лицо, интерьер), а затем попытаться воспроизвести его в воображении с максимум деталей. Сравнить свои представления с реальным предметом. Везде, где возможно, нужно тренироваться в таком мгновенном схватывании информации и воспроизведении ее по памяти (витрины, плакаты, группы людей). Для увеличения объема внимания и облегчения восприятия нужно научиться рационально группировать предметы по различным признакам.
Когда говорят об объеме, обычно подразумевают работу внимания, направленного на зрительное восприятие. Однако если внимание проявляется одновременно в различных формах, направлено на различные виды деятельности, то говорят о распределении внимания. Нас не удивляют возможности наших бабушек одновременно смотреть телевизор и вязать или способности машинисток печатать и разговаривать. Такое возможно, когда хотя бы один из видов деятельности представляет собой хорошо знакомую привычную работу, а другая не требует полной сосредоточенности. (22, 86)
Тренировка распределения внимания.
Параметр распределения внимания тоже поддается тренировке. Попробуем одновременно писать разными руками разные слова, например, левой рукой - свое имя, правой - фамилию. Или: считать вслух от 1 до 20. Одновременно писать “20, 19, 181”. Затем наоборот: говорить: “20, 19, 181”, а писать в порядке возрастания. Это труднее. Рисовать на бумаге или описывать одной рукой в воздухе круг, другой - треугольник. Подобные упражнения не являются пустой забавой. Упражнения для тренировки параметра распределения внимания способствуют увеличению наших способностей приспособления к смене ритма деятельности. Кроме того, они могут использоваться для облегчения перехода от сна к бодрствованию, снятию эмоциональных перегрузок.
Тренировка переключения внимания.
Тренируя распределение внимания, мы замечаем, что внимание “скачет" с одного объекта на другой. Здесь имеется другой параметр внимания - его переключение. Важность умения быстро переключаться с одной работы на другую несомненна. Говоря о переключении, следует учитывать, что оно тесно связано с особенностями предстоящей предыдущей деятельности. Чем глубже концентрация внимания на предыдущей работе, чем более сложной и интересной она была, тем труднее переключить внимание на новый вид деятельности, тем в большей степени сказывается эффект торможения. Разные люди по-разному переходят от одного вида деятельности к другому. Это обусловлено особенностями подвижности нервных процессов у каждого человека. Однако параметр переключения внимания можно тренировать. Попробуем читать попеременно две или три разные книги - 15 секунд на каждую книгу. Или: страница из одной книги, страница из другой. Возьмем книги близкие по содержанию. После такого попеременного чтения нужно составить планы прочитанного в разных книгах.
Наше внимание также требует к себе внимания. От умения организовать его работу зависит эффективность многих видов деятельности, связанных с запоминанием. Уделим своему вниманию 5 - 10 минут в день, и результаты не замедлят сказаться.
Зключение.
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Проблема внимания - одна из сложных проблем в психологии. В истории изучения этой проблемы были разные периоды. Внимание рядом авторов трактуется как сенсорный феномен (зрительное, слуховое, тактильное внимание) т.е. как фактор, который способствует только избирательному протеканию приема и переработки различной информации.
Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Возникновение внимания (непроизвольного) определяется физическими, психофизическими и психическими факторами. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна для субъекта.
Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах. При этом имеет значение интенсивность раздражителя, т.е. соотношения раздражителя по силе с другими действующими в этот момент раздражителями; решающее значение имеет контраст между ними. Это относится не только к силе раздражителя, но и к другим его особенностям. Так, маленькие предметы скорее замечаются среди крупных, треугольник - среди прямоугольников.
Исключительно велика роль непосредственного интереса. То, что интересно, занимательно, эмоционально насыщено, увлекательно, вызывает длительное интенсивное сосредоточение.
Внимание представляет собой не самостоятельный процесс, а лишь характеристику других психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.). Все они направлены на свой объект и в той или иной мере сосредоточены на нем.
Нельзя воспринимать без внимания к воспринимаемому и т.д. Внимание сливается с другими психическими процессами, оно составляет их характеристику, но не имеет самостоятельного содержания.
Список использованной литературы
1. "Когнитивная психология" отв. ред.Б. Ф, Ломов М.: Наука, 1986.
2. "Общая психология",
Под ред. А.В. Петровского.
3. "Основы психофизиологии" отв. ред.Ю. И Александров. - М. ИНФРА-М, 1998
4. "Психические явления и мозг" М 1971
5. "Хрестоматия по вниманию" ред.А.Н. Леонтьева М 1976
6. Акинщикова Г.И. "Семантическая
и психофизиологическая
7. Гальперин П.Я., Кабыльницкая
С. Л, Экспериментальное
8. Готфруа, Жо "Что такое психология?", изд. Москва, 1996 год
9. Данилова Н.Н. "Психофизиологическая
диагностика функциональных
10. Данилова Н.Н. "Психофизиология" М. 1999
11. Дармашов "Психология внимания"
12. Добрынин Н.Ф. О новых
13. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания. - "Вопросы психологии", 1975, № 2.
14. Лурия А.Р. "Внимание и память"
15. Мухина В.С. Детская
16. Мухина В.С. Шестилетний
17. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. М.: Просвещение, 1995. - 576 с.
8. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
19. Развитие ребенка // Под ред. Запорожца А.В. - М., 1976.
20. Ротенберг В.С. "Мозг. Обучение. Здоровье" М. - Просвещение, 1990
21. Рутман Э.М. "Вызванные потенциалы в психофизиологии" М. 1979
22. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: - Вып.6 - М., 1978
23. Хесек " Введение в психологию"
24. Хомская "Мозг и активация" М 1980
25. Хомская "Нейропсихология" М 1995
26. Хомская Е.Д. Мозг и активация.
27. Хрестоматия по общей
28. Шагас Ч. "Вызванные потенциалы мозга в норме и патологии." М 1975
29. Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград, 1922
30. Экспериментальное
Информация о работе Внимание как условие сознательной деятельности