Внимание у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:51, реферат

Описание работы

В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ЗПР.docx

— 41.77 Кб (Скачать файл)

Введение 

Актуальность  исследования

В последние годы заметно  увеличилось число детей с  задержкой психического развития. Более  того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики  в раннем онтогенезе в настоящее  время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает  повышенное внимание исследователей к  данной проблеме.

Комплексное изучение ЗПР, как  специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами  таких ученых, как Т.А. Власова, В.М. Астапов, Н.С. Певзнер, В.М. Лубовский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т.А. Власовой и Н.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.). В.И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения.

Глава 1. Анализ теоретико-методологической литературы по данной проблеме изучения  

1.1  Определение понятия «задержка психического развития» и психолого-педагогическая характеристика детей

Большую часть контингента  детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.[1] 

Под термином «задержка психического развития» понимают синдромы временного отставания развития психики в целом  или отдельных ее функций, замедленного темпа реализации закодированных в  генотипе свойств организма. Понятие  «задержка психического развития»  употребляется по отношению к  детям с минимальными органическими  повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной  системы, а также длительно находящимся  в условиях социальной депривации.[2]

В рамках психолого–педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития, отличающий их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой – от умственно отсталых.

Развитие психики ребенка  в отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно  сложный, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения  темпа созревания мозговых структур, а, следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена  своеобразным сочетанием неблагоприятных  биологических, социальных и психолого–педагогических факторов.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.). В.И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. В.Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Явное отставание детей с  ЗПР от нормально развивающихся  сверстников авторы отмечают при  анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т.П. Артемьева, Т.А. Фотекова, Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени). В исследованиях многих ученых (И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева, С.Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Так, С.Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. В гораздо меньшей степени изучались личностные особенности детей с ЗПР. В работах Л.В. Кузнецовой, Н.Л. Белопольской раскрываются особенности мотивационно-волевой сферы. Н.Л. Белопольская отмечает специфику возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей.

Психологи отмечают характерные  для этих детей слабость волевых  процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность (Л.В. Кузнецова). Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с  замыслом. У.В. Ульяненковой выделены уровни сформированности общей способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального развития ребенка. Данные этих исследований интересны тем, что позволяют увидеть индивидуальные различия внутри групп детей с ЗПР, которые касаются особенностей их эмоционально-волевой сферы.

У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение  уровня тревоги и агрессии (М.С. Певзнер).

Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей  с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (Г.В. Грибанова).

В качестве других возможных  причин ЗПР детей может выступать  педагогическая запущенность. Категория  педагогически запущенных детей  также неоднородна. Запущенность может  быть обусловлена разными конкретными  причинами и может иметь различные  формы. В психологической и педагогической литературе термин «педагогическая  запущенность» чаще всего используется в более узком значении, рассматривается  лишь как одна из причин школьной неуспеваемости. В качестве примера можно сослаться  на совместную работу отечественных  психологов А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, работу Л.С. Славиной и др.

В связи с появлением в  системе общеобразовательных и  специальных школ средних и старших  классов для детей с ЗПР  возникает необходимость изучения особенностей подросткового возраста. Так, на основании проведенных исследований (К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова) выделяют две группы подростков с ЗПР, каждая из которых имеет свою специфику: подростки с ЗПР без отклонений в поведении; подростки с ЗПР с отклонениями в поведении.  

В социально-психологических  исследованиях (B.C. Шаумаров, Л.В. Шибаева) проводилось кросс-культурное изучение роли социально-психологических факторов в развитии детей с ЗПР. Работы касались анализа влияния семьи, социального статуса, образовательного уровня родителей и характера отношений в семье. Следует отметить, что влияние семьи проявляется на всех уровнях развития личности ребенка.

Рассмотренные направления  изучения ЗПР исследуют проблему с различных точек зрения. Тем  не менее интеграция подходов в значительной степени обогатила бы содержание системного исследования проблемы, а значит и определила бы перспективы ее решения для теории и практики специальной психологии и педагогики. К тому же в рамках интегральной оценки ЗПР нашла бы свое воплощение идея о распределении приоритетов (биологических и социальных) в формировании ЗПР.

Для определения факторов, влияющих на формирование ЗПР, и для  последующей оценки психологической  адаптации и динамики интеллектуального  развития детей с ЗПР необходима комплексная всесторонняя оценка изучаемого статуса.

Меньше исследовался в  науке феномен ЗПР как особый тип психического развития, с характерной  незрелостью отдельных психических  и психомоторных функций или  психики в целом, формирующийся  под влиянием биологических и  социально-психологических факторов.

Важной задачей в разработке проблемы ЗПР является познание ее причинно-следственных связей. Понятия  «фактор» и «причина» неоднозначны. Никакой изолированный фактор сам  по себе не может быть причиной. Любое  изменение состояния определяется «внутренними моментами» — отношением организма (индивидуума) к патогенному  фактору (Г.Е. Сухарева). Не всякое отрицательное  переживание следует квалифицировать  как фактор, формирующий ЗПР, так  как степень значимости фактора  зависит от внутрипсихических особенностей личности ребенка и его семьи.

После анализа множественности  подходов в изучении причин ЗПР становится очевидной сложность механизма  ее формирования. Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени  деформации пострадавшей функции, её значения в общей системе психического развития. Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:

1) причины биологического  характера, препятствующие нормальному  и своевременному созреванию  мозга;

2) общий дефицит общения  с окружающими, вызывающий задержку  в усвоении ребенком общественного  опыта;

3) отсутствие полноценной,  соответствующей ^возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;

4) социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.

Из приведенной классификации  видно, что три группы причин ЗПР  из четырех имеют ярко выраженный социально-психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловлена  действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия.

Взаимозависимость социальной и биологической причин ЗПР рассматривается  в качестве базисной основы изучения. Системный подход способствует преодолению  все еще существующей в той  или иной мере разобщенности в  медицинских и психологических  исследованиях, вычленяющих какой-либо один из множества аспектов проблемы.

В рамках традиционного медицинского подхода к изучению детей с  ЗПР приоритет отдается обычно биологическим  факторам, формирующим названное  состояние (Г.К. Ушаков, М.И. Буянов, Г.Е. Сухарева и др.). Вместе с тем роль социальных условий также отражена в описании отдельных форм ЗПР (В.В. Ковалев).

Информация, полученная на основе анализа биологической предрасположенности  к ЗПР, может лишь на одном уровне объяснить природу и определить динамику изучаемого явления. Возникают  вполне определенные требования к анализу  социально-психологических причин ЗПР. Недопустимо арифметическое, механическое сложение имеющейся информации о  ЗПР на уровне социальных и биологических  факторов. Необходим комплексный  анализ действия психологических и  социальных факторов. Известно, что  соотношение социальных Н биологических  факторов в формировании ЗПР меняется в зависимости от возраста ребенка. В благоприятных условиях развитие ребенка, обусловленное неблагоприятным  воздействием биологических факторов, со временем приближается к возрастной норме, тогда как развитие, отягощенное  еще и социальными факторами, регрессирует. Можно выделить следующие  группы социально-психологических  факторов:

1) субъективные (многообразные,  но обязательно сверхзначимые для развития ребенка);

2) сверхсильные, острые, внезапные  (стрессовые);

3) психогенные травмы, лежащие  в основе посттравматических  расстройств;

4) психогенные факторы,  сочетающиеся с депривацией (эмоциональной или сенсорной);

5) психогенные травмы  в периоды возрастных кризисов (астенизация, кризовые психологические комплексы);

6) социально-психологические  факторы, связанные с неправильным  воспитанием;

7) хронические психические  травмы (неблагоприятная семья, закрытые  детские учреждения).

Время возникновения ЗПР  связано, как правило, с ранними  возрастными этапами, и возрастной фактор может скорее изменить характер и динамику ЗПР, усугубляя или  же, наоборот, смягчая ее проявление.

Исходя из особенностей и  противоречивости подросткового возраста, его роли в последующем развитии личности, ряд исследователей рассматривают  специфику данного периода как  условную возможность формирования аномалий развития (А.И. Захаров, В.В. Ковалев, И.С. Кон).

Роль пубертатного периода  в ЗПР может быть различной  — от преципитирующей (т. е. подталкивающей развитие), патопластической до причинной, этиопатогенетической. Выделение состояний, протекающих как ЗПР в пубертатный период, принципиально важно для более полного понимания возрастной динамики разных форм ЗПР.

В качестве основного фактора  формирования ЗПР в отечественной  психологической литературе (М.И. Буянов, К.С. Лебединская) рассматривается семейный фактор, по существу совмещающий биологические  и психологические детерминанты. Так, значительная часть детей с ЗПР воспитывается родителями, имеющими определенные умственные нарушения. Кроме того, отношения в таких семьях характеризуются высокой конфликтностью, эмоциональной нестабильностью, анархичностью воспитания. В таких семьях не исключается риск ранней алкоголизации детей. В условиях злоупотребления алкоголем одним или обоими родителями у ребенка не только возникает ЗПР, но и ускоряется данный процесс. В целом А.И. Захаров определяет следующие особенности родителей детей с ЗПР:

1) сенситивность как повышенная эмоциональная ранимость;

2) склонность фиксироваться  на травмирующих переживаниях, относить  к себе любое неприятное событие;

3) неуверенность в себе;

4) тревожность — непереносимость  ожидания, неизвестности;

5) внутренняя конфликтность  — противоречивость чувств и  желаний;

6) моральный дискомфорт, психическая напряженность, проблемы  самоконтроля;

7) эгоцентризм — сосредоточенность  на своих переживаниях;

8) негибкость в поведении;

9) гиперсоциальность;

10) проблемы социально-психологической  адаптации. 

Условно можно выделить три  варианта влияния семьи на формирование личности ребенка: фиксация путем подражания; закрепление негативных реакций; культивирование  реакций ребенка.

Неправильное воспитание с точки зрения семейной педагогики следует рассматривать как условие, при котором возникают изменения  и нарушения в психическом  развитии, подготавливающие «психологическую почву» для задержанного развития. В литературе встречается понятие  динамического семейного диагноза, под которым подразумевается  определение типа семейной дезорганизации и неправильного воспитания, установление причинно-следственной связи между  психологическим климатом в семье  и аномалиями формирования личности у подростков. Особенно тягостные  Последствия наблюдаются в развитии детей с задержкой развития при  сочетании психогенных, социально-психологических  и депривационных влияний. Картина ЗПР значительно усложняется и может приобретать необратимый характер при сочетании микросоциальной запущенности с легкими проявлениями нарушения психического развития.

Информация о работе Внимание у детей с задержкой психического развития