Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:51, реферат
В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
В 4 – 5 лет у ребенка
появляется способность распределять
внимание: на короткое время он может
удерживать внимание одновременно на
двух объектах или действиях. Например,
малыш может одновременно что
– то показывать и рассказывать.
Он уже способен выполнять определенную
задачу и слушать советы взрослого,
музыкальную пластинку или
Примерно в этом же возрасте внимание ребенка начинает обретать особенности, характерные для внимания взрослого человека: оно становиться не только произвольным, но и опосредованным. Ребенок начинает обучаться тому, на что, когда и на какое время ему следует обращать внимание. До 5 лет опосредствование детского внимания – прежде всего внешнее. В качестве ведущих средств организации внимания ребенка выступают указательные жесты и речь взрослого. Например, мать называет предмет или указывает на него, и в результате ребенок выделяет этот предмет среди прочих и сосредотачивается на нем. Потом ребенок сам может назвать предмет, чтобы выделить его и сосредоточиться. Таким образом, внимание ребенка сначала опосредованно речью взрослого, а потом - своей собственной речью, которая тогда же приобретает функцию планирования действий. К 7 годам управление вниманием и его опосредствование постепенно становиться внутренним.
Наконец, к 10 – 12 годам, когда
происходит значительный скачок в умственном
развитии ребенка, складываются абстрактное
мышление и логическая память, вновь
изменяются и показатели свойств
внимания. Возрастают его объем и
концентрация, оно делается более
устойчивым. Эти изменения обусловлены
уже не столько созреванием мозга,
сколько завершением
Развитие внимания продолжается
на протяжении всей жизни человека,
но организм стареет, а вместе с ним
стареет и мозг. Нейронная активность
лобных долей мозга, связанная с
направлением и удержанием внимания,
тоже снижается, что приводит к снижению
функционирования различных видов
внимания и к ухудшению показателей
его свойств. Внимание становится рассеянным,
резко снижается его
1.3 Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Разные формы задержки
психического развития у детей сопровождаются
нарушением произвольного внимания.
Типичным является снижение его концентрации,
которое отрицательно сказывается
на процессе обучения. Недостатки внимания
обусловлены функциональными
У учащихся с задержкой
психического развития встречается
повышенная истощаемость, что выражается
в кратковременной
Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности.
Выявляются различные особенности проявления расстройств внимания у детей с задержкой психического развития (З. Тржесоглава):
1) Повышенная истощаемость произвольного внимания;
2) Недостаточная способность концентрации внимания;
3) Чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;
4) «неселективное» внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;
5) частая переключаемость внимания. В этом случае подразумевается спонтанная реакция детей на разные внешние раздражители. Они долго не могут сосредоточиться на выполнении учебных заданий;
6) инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Указанные особенности нарушения
произвольного внимания у детей
с задержкой психического развития
препятствуют реализации мыслительной
деятельности, не активизируют сосредоточенность
и избирательность
При задержке психического развития с синдромом гиперактивности наблюдается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушение внимания нарастают в момент в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма – при утрате интереса к данному виду деятельности.
Недостаточность объема произвольного внимания нередко отмечается у детей с задержкой психического развития с церебрастеническим и астеническими синдромами, при выраженном психофизическом инфантилизме, при задержке психического развития с психопатоподобным синдромом.
Устойчивость произвольного внимания часто страдает у детей с задержкой психического развития с астеническим и церебрастеническим синдромами и у детей с ДЦП.[6]
Вывод по главе 1: итак, задержка психического развития это синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации. В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития, отличающий их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой – от умственно отсталых. Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность или вялость и апатичность. У детей с задержкой психического развития отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышения уровня тревоги и агрессии.
В отличии от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе. При различных формах задержки психического развития у детей сопровождается нарушение произвольного внимания. Типичным является нарушение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в его неустойчивости.
Список использованной литературы
1. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С.Немов. – 5-е издание - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие основы психологии. – 687 с.
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.- 136 с.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С.О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М.,1984.
5.Лурия А.Р. Внимание и память. – М.,1975.
6. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2003. – 480 с.
7. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.-Н-Новгород,1994
8. Дети с временной задержкой психического развития / Под ред.Т.А. Власовой, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика,1971.
9. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ.высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2005.-400с.
10. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С. Немов. – 4-е издание - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 631.с.
11.
http://www.defectolog.ru/
12.
http://74213s45.edusite.ru/
13. 1http://www.xn--3-3tbd.net/
14. Калягин В.А. Логопсихология. М.: Изд. Центр «Академия», 2006
Информация о работе Внимание у детей с задержкой психического развития