Внимание у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:51, реферат

Описание работы

В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ЗПР.docx

— 41.77 Кб (Скачать файл)

В 4 – 5 лет у ребенка  появляется способность распределять внимание: на короткое время он может  удерживать внимание одновременно на двух объектах или действиях. Например, малыш может одновременно что  – то показывать и рассказывать. Он уже способен выполнять определенную задачу и слушать советы взрослого, музыкальную пластинку или читаемую слух сказку, не отрываясь от дела. Только при усложнении задачи ребенку приходиться  сосредотачиваться на ней и отвлекаться  от всего остального.

Примерно в этом же возрасте внимание ребенка начинает обретать особенности, характерные для внимания взрослого человека: оно становиться  не только произвольным, но и опосредованным. Ребенок начинает обучаться тому, на что, когда и на какое время  ему следует обращать внимание. До 5 лет опосредствование детского внимания – прежде всего внешнее. В качестве ведущих средств организации внимания ребенка выступают указательные жесты и речь взрослого. Например, мать называет предмет или указывает на него, и в результате ребенок выделяет этот предмет среди прочих и сосредотачивается на нем. Потом ребенок сам может назвать предмет, чтобы выделить его и сосредоточиться. Таким образом, внимание ребенка сначала опосредованно речью взрослого, а потом - своей собственной речью, которая тогда же приобретает функцию планирования действий. К 7 годам управление вниманием и его опосредствование постепенно становиться внутренним.

Наконец, к 10 – 12 годам, когда  происходит значительный скачок в умственном развитии ребенка, складываются абстрактное  мышление и логическая память, вновь  изменяются и показатели свойств  внимания. Возрастают его объем и  концентрация, оно делается более  устойчивым. Эти изменения обусловлены  уже не столько созреванием мозга, сколько завершением становления  всей системы высших психических  функций ребенка, их взаимопроникновением и слаженной совместной работой.

Развитие внимания продолжается на протяжении всей жизни человека, но организм стареет, а вместе с ним  стареет и мозг. Нейронная активность лобных долей мозга, связанная с  направлением и удержанием внимания, тоже снижается, что приводит к снижению функционирования различных видов  внимания и к ухудшению показателей  его свойств. Внимание становится рассеянным, резко снижается его переключаемость, в мышлении нередки персеверации, заметно ухудшается память, возрастает отвлекаемость. Данный процесс называется процессом когнитивного замедления.

1.3 Особенности  внимания у детей с задержкой  психического развития

Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается  на процессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными или  органическими нарушениями центральной  нервной системы и приводит к  неспособности сосредотачиваться  на выполнении заданий игрового или  учебного характера. 

У учащихся с задержкой  психического развития встречается  повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым  нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая  рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные  объекты. Многократные проявления недостатков  произвольного внимания в учебном  процессе характерны для детей с  задержкой психического развития.

Значительные недостатки произвольного внимания у детей  с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации  к учебной деятельности.

Выявляются различные  особенности проявления расстройств  внимания у детей с задержкой  психического развития (З. Тржесоглава):

1)  Повышенная истощаемость произвольного внимания;

2)  Недостаточная способность концентрации внимания;

3)  Чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;

4)  «неселективное» внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;

5)  частая переключаемость внимания. В этом случае подразумевается спонтанная реакция детей на разные внешние раздражители. Они долго не могут сосредоточиться на выполнении учебных заданий;

6)  инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Указанные особенности нарушения  произвольного внимания у детей  с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность  и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

При задержке психического развития с синдромом гиперактивности наблюдается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушение внимания нарастают в момент в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма – при утрате интереса к данному виду деятельности. 

Недостаточность объема произвольного  внимания нередко отмечается у детей  с задержкой психического развития с церебрастеническим и астеническими синдромами, при выраженном психофизическом инфантилизме, при задержке психического развития с психопатоподобным синдромом.

Устойчивость произвольного  внимания часто страдает у детей  с задержкой психического развития с астеническим и церебрастеническим синдромами и у детей с ДЦП.[6]

Вывод по главе 1: итак, задержка психического развития это синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации. В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития, отличающий их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой – от умственно отсталых. Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность или вялость и апатичность. У детей с задержкой психического развития отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышения уровня тревоги и агрессии.

В отличии от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе. При различных формах задержки психического развития у детей сопровождается нарушение произвольного внимания. Типичным является нарушение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в его неустойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С.Немов. – 5-е издание - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие основы психологии. – 687 с.

2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.- 136 с.

3. Власова Т.А., Певзнер М.С.О детях  с отклонениями в развитии. М., 1973.

4. Дети с задержкой психического  развития / Под ред. Г.А. Власовой В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М.,1984.

5.Лурия  А.Р. Внимание и память. – М.,1975.

6. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2003. – 480 с.

7. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.-Н-Новгород,1994

8. Дети с временной задержкой  психического развития / Под ред.Т.А. Власовой, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика,1971.

9. Специальная педагогика: учеб. Пособие  для студ.высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2005.-400с.

10. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С. Немов. – 4-е издание - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 631.с.

11. http://www.defectolog.ru/articles/27/30/

12. http://74213s45.edusite.ru/p104aa1.html

13. 1http://www.xn--3-3tbd.net/

14. Калягин В.А. Логопсихология. М.: Изд. Центр «Академия», 2006


Информация о работе Внимание у детей с задержкой психического развития