Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:49, курсовая работа
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог — двустороннего обмена информацией.
Введение ……………………………………………………….…………......……3
1.Общая характеристика речи………………………………………………….4
1.1 Понятие языка……………………………………………………………….4
1.2 Понятие речи………………………………………………………………...5
1.3 Этапы развития речи………………………………………………………..6
2.Основные виды речи……………………………………………………………8
2.1 Устная речь…………………………………………………………………..8
2.2 Письменная речь……………………………………………………………9
2.3 Кинетическая речь………………………………………………………….10
2.5 Внутренняя и внешняя речь……………………….………………………. 11
3.Теоретические проблемы возникновения речи……………………………12
3.1 Теория научения…………………………………………………………….13
3.2 Теория специфических задатков…………………………………………...14
3.3 Когнитивная теория Ж.Пиаже……………………………………………...15
3.4 Исследования Л.С.Выготского……………………………………………..16
4.Физиологические основы речи……………………………………………….18
4.1 Развитие органов звуковой речи…………………………………………...18
4.2 Голосовой аппарат…………………………………………………………..19
4.3 Слуховые центры речи……………………………………………………...20
5.Функции речи …………………………………………………………………..21
6.Формирование и структура внутренней речи…………………………......22
6.1 Морфологическое строение внутренней речи…………………………….22
6.2 Наблюдения Л.С.Выготского ……………………………………………...23
7. Строение внутренней речи……………………………………………….......26
8. Взаимосвязь внутренней и внешней речи…………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемых источников……………………………………………30
За последние десятилетия эти положения Л.С. Выготского были подробно
прослежены в экспериментах П.Я. Гальперина и его сотрудников (1959, 1975),
показавших, что всякое интеллектуальное действие начинается как развернутое
материальное или материализованное действие, иначе говоря, как действие,
опирающееся на развернутые внешние манипуляции с предметами. Затем человек начинает использовать собственную речь, и интеллектуальное действие переходит на стадию развернутой речи. Лишь вслед за этим внешняя речь сокращается, становится внутренней и начинает принимать участие в организации тех сложных видов интеллектуальной деятельности, которые П.Я. Гальперин называет "умственными действиями". Умственные действия, являющиеся основой интеллектуальной деятельности человека, создаются на основе сначала развернутой, а затем сокращенной и свернутой речи.
Эти положения дают возможность подойти к решению важнейшего вопроса о внутреннем строении и происхождении волевого акта. Волевой акт начинает пониматься не как первично духовный акт и не как простой навык, а как опосредствованное по своему строению действие, опирающееся на речевые
средства, причем под этим имеется в виду не только внешняя речь как средство
общения, но и внутренняя речь как средство регуляции поведения. Все сказанное является совершенно новым решением одной из сложнейших проблем психологии - проблемы волевого акта. Оно позволяет нам подойти к волевому (и интеллектуальному) акту материалистически, как к процессу социальному по своему происхождению, опосредствованному по своему строению, где роль средства выполняет прежде всего внутренняя речь человека.
7. Строение внутренней речи
Внутренняя речь не является просто речью про себя, как думали психологи в течение нескольких поколений, считавшие, что внутренняя речь - это та же внешняя речь, но с усеченным концом, без речевой моторики, что она
представляет собой "проговаривание про себя", строящееся по тем же законам
лексики, синтаксиса и семантики, что и внешняя речь.
Думать так было бы величайшей ошибкой. Подобное представление ошибочно хотя бы потому, что такая "речь про себя" была бы дублированием внешней речи. В подобном случае внутренняя речь протекала бы с той же скоростью, что и внешняя. Однако известно, что интеллектуальный акт, принятие решения, выбор нужного пути происходят довольно быстро, иногда буквально в десятые доли секунды. В этот краткий период никак нельзя проговорить про себя целую развернутую фразу и тем более целое рассуждение. Следовательно, внутренняя речь, выполняющая регулирующую или планирующую роль, имеет иное, чем внешняя, сокращенное строение. Это строение можно проследить, изучая путь превращения внешней речи во внутреннюю.
Вспомним, как строится речь ребенка, возникающая при любом затруднении. Сначала его планирующая речь носит полностью развернутый характер. Затем она сокращается, становится фрагментарной, и тогда во внешней шепотной речи проявляются только обрывки этой ранее развернутой речи. Если внимательно проследить структуру речи, переходящей из внешней во внутреннюю, можно констатировать, во-первых, то, что она переходит из громкой в шепотную, а затем и во внутреннюю речь, во-вторых, что она сокращается, превращаясь из развернутой во фрагментарную и свернутую. Все это дает возможность предполагать, что внутренняя речь имеет совершенно другое строение, чем внешняя.
Характерной чертой внутренней речи является то, что она начинает становиться чисто предикативной речью.
Что это значит? Каждый человек, который пытается включить свою внутреннюю речь в процесс решения задачи, твердо знает, о чем идет речь, какая задача стоит перед ним. Значит, номинативная функция речи, указание на то, что именно имеется в виду, или, пользуясь термином современной лингвистики, что есть "тема" сообщения (лингвисты условно обозначают ее перевернутым знаком Т), уже включена во внутреннюю речь и не нуждается в специальном обозначении.
Остается лишь вторая семантическая функция внутренней речи – обозначение того, что именно следует сказать о данной теме, что нового следует прибавить, какое именно действие следует выполнить и т.п.
Эта сторона речи фигурирует в лингвистике под термином "рема" (условно
обозначается перевернутым знаком R).
Таким образом, внутренняя речь по своей семантике никогда не обозначает предмет, никогда не носит строго номинативный характер, т.е. не содержит "подлежащего"; внутренняя речь указывает, что именно нужно выполнить, в какую сторону нужно направить действие. Иначе говоря, оставаясь свернутой и аморфной по своему строению, она всегда сохраняет свою предикативную функцию. Предикативный характер внутренней речи, обозначающий только план дальнейшего высказывания или план дальнейшего действия, по мере надобности может быть развернут, поскольку внутренняя речь произошла из развернутой внешней и данный процесс является обратимым. Если, например, я иду на лекцию с тем, чтобы рассказать о механизмах внутренней речи, то у меня имеется сокращенный план лекции в виде нескольких пунктов ("внутренняя речь", "эгоцентризм", "предикативность" и т.д.), обозначающих, что именно я хочу сказать об этом предмете (иначе говоря, носящих предикативный характер). Этот краткий план и позволяет перейти к развернутому внешнему высказыванию.
Речь внутренняя - различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;
б)собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления,
пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код,
предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого
высказывания, целого текста и его содержательных частей.
8. Взаимосвязь внутренней и внешней речи
Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры.
Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух,произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающие обязательного ответа с его стороны. Эгоцентрическая речь — это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.
При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, как считал Л.С.Выготский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней. Ему возражал Ж.Пиаже, который полагал, что эгоцентрическая речь — это рудиментарная, пережиточная форма речи, перерастающая из внутренней во внешнюю. В самой такой речи он видел проявление несоциализированности, аутизма мысли ребенка. Постепенное исчезновение эгоцентрической речи было для него признаком приобретения мыслью ребенка тех качеств, которыми обладает логическое мышление взрослого. Спустя много лет, познакомившись с контраргументами Л.С.Выготского, Ж.Пиаже признал правильность его позиции.
Заключение
Большинство современных психологов не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя речь. Под внутренней речью психология понимает существенный переходный этап между замыслом (или мыслью) и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, придает этому замыслу речевую форму. В этом смысле внутренняя речь порождает (интегрирует) развернутое речевое высказывание, включающее исходный замысел в систему грамматических кодов языка.
Переходное место, занимаемое внутренней речью на пути от мысли к развернутому высказыванию, определяет основные черты, как ее функций, так и ее психологическую структуру. Внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия, предшествующая такому высказыванию; она направлена не на слушающего, а на самого себя, на перевод в речевой план той схемы, которая была до этого лишь общим содержанием замысла.
Это содержание уже известно говорящему в общих чертах, потому что он уже знает, что именно хочет сказать, но не определил в какой форме и в каких
речевых структурах сможет его воплотить.
Внутренняя речь является существенным звеном в процессе превращения исходного замысла , смысл которого понятен лишь самому субъекту, в развернутую, протекающую во времени, синтагматически построенную систему значений.
В течение длительного времени внутренняя речь" понималась как речь, лишенная моторного конца, как "речь про себя". Предполагалось, что внутренняя речь в основном сохраняет структуру внешней речи; функция этой речи оставалась неясной.
Таким образом, внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками - "речь минус звук". Внутренняя речь отличается от внешней по своей функции (речь для себя). Выполняя иную функцию, чем внешняя (речь для других), она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре - она в целом подвергается некоторому преобразованию (сокращена, понятна только самому себе, предикативна и т.д.).
Список используемых источников
1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Под.ред. А.В. Петровского. – Педагогика,1979.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982.
3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: Изд-во МГУ,1982.
4. Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-
методическое пособие по курсу "Психология человека". М.: Российское
педагогическое агентство, 1998.
5. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир, т.1, 1992.
6. Данилова Н.Н. Психофизиология. Учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс,
1998.
7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под.ред. В. В. Давыдова,В. П. Зинченко - М.: Педагогика,1982.
8. Крысько О.Р. Общая психология
в схемах и комментариях к
ним. - М.Московский психолго-
9. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов ВУЗов,
обучающихся по специальности "Психология". - М.: Смысл, 1997.
10. Леонтьев А. Н. Речь. // Психология. Под ред. проф. К. Н. Корнилова, проф. А. А. Смирнова, проф. Б. М. Теплова. — Изд. 3-е, исрераб. и доп. — М: Учпедгиз, 1948.
11. Лурия А. Р. Язык и мышление. - М., 1979.
12. Маклаков А. Г. М15 Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
13. Немов Р.С. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии.
14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. / Учебник. М.: Academ A,
1998.
15. Никифоров Г.С. Общение и речь. – М.,1985.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989.
17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: "Школа-Пресс", 1995.
18. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:Изд-во "Просвещение", 1989.
19. http://www.bankreferatov.ru/
20. http://referats.yandex.ru/