Внутриличностные конфликты и их природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Совершенно легко объясним тот факт, что исследование внутренних конфликтов у нас, да и за рубежом. Ведется в основном в рамках психологического направления. Мы подробно рассмотрим этот тип конфликтов, поскольку они сопровождают нас на протяжении всей жизни, а журналистам приходится не только переживать их, но еще и отражать, информировать о них население и формировать аттитьюды человека по поводу происходящего.

Содержание работы

Внутриличностные конфликты и их природа
Стратегии и тактики конфликтного взаимодействия.

Тест по «Конфликтологии»

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Конфликтология.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

 

- тактика дружелюбия.Предполагает  корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предоставление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение; тактика соглашений. Предусматривает обмен благами, обещаниями, уступки, извинениями.

 

Для работы с уже завершившимся конфликтом (с учетом того, что завершенность может быть только видимостью, и течение конфликта перешло в латентный вид) чаще всего используются психотерапевтические стратегии. Психотерапия имеет дело с феноменом индивидуального переживания события, уже завершившегося и изменению в своем фактическом материале не подлежащего. Диапазон возможного вмешательства ограничен только психическим состоянием и персональным отношением клиента (пациента) к случившемуся. Такого рода подключение специалиста или саморегулирующая работа эксплуатируют хорошо известные в психотерапии и консультировании техники компенсации, защиты и направлены на снижение плохого самочувствия, восстановление самооценки, отреагирование негативных эмоций, освобождение от чувства вины и т.п. Этот подход может быть использован не только как послеконфликтный, но и как предварительный, освобождающий рациональные ресурсы для работы с актуальным конфликтом. В этом смысле подобные техники должны рассматриваться как тактические в русле стратегии, имеющей своей целью переход к работе с формами конфликтного поведения или собственно с материалом конфликта. По-видимому, во всех других случаях психотерапия не может рассматриваться как стратегическая работа, направленная на разрешение конфликта.

 

Один из великого множества терапевтических вариантов - позитивная семейная психотерапия описывает  терапевтический процесс в работе с конфликтом через следующие  четыре фактора:

 

а) Сочувственное  понимание: В психоанализе оно известно под термином эмпатия и перенос/контрперенос (Becmann D., 1974; 1978). Контроль над этим осуществляется посредством самопознания терапевта. Он сам выступает в качестве "пациента" и сталкивается с реальностью своих собственных концепций.

 

б) Готовность пользоваться методами позитивной семейной психотерапии: Это означает быть способным думать на языке содержания, концепций и моделей позитивной психотерапии и гибко применять их, ориентируясь всегда на конкретные потребности пациента.

 

в) Применение других психо- и социотерапевтических методов, которыми владеет терапевт: здесь могут использоваться любые возможности - от элементов психоаналитической процедуры (Freud) и техники модификации поведения (Wolpe, 1962; Innerhofer, 1978), до методов недирективной терапии (Rogers, 1962; Tausch, 1974), индивидуальной психологии (AdLer, 1947), гештальттерапия (Perls, 1951), транзактного анализа (Berne, 1964; Harris, 1975) и так далее.

 

г) Экологическое  мышление. Оно простирается от индивидуальной терапии до общинной психологии. Семейная терапия занимает центральное место.

Н. Пезешкиан 

 

Можно привести довольно много примеров именно психотерапевтического  отношения к конфликтам, но в любом  из них достаточно очевидно выступают  два обстоятельства:

первое - любая  терапия в качестве своего предмета имеет переживание конфликта, в этом ее назначение;

второе - терапевтический  подход призван только помочь пережить и ослабить деструктивные функции, в лучших вариантах с его помощью  можно увеличить ресурсы переживания.

 

Посредник при конфликте

Роль  посредника (медиатора) в управлении конфликтом

 

Управление  процессом конфликта с использованием моделей взаимных выгод или уступок  и сближения дает наилучшие результаты при участии в процессе управления посредника (медиатора). Хотя медиатор приносит не только выгоды управления, но и недостатки, к ним, по крайней мере, относится следующее:

 

1. вмешательство  медиатора нарушает определенную  стабильность внутри диады конфликтующих  сторон;

 

2. медиатор при  всей своей нейтральности может  иметь свои собственные интересы в конфликте, например, стремление сохранить свою позицию посредника;

 

3. вмешательство  медиатора и используемые им  средства могут привести к  заключению соглашений, которые  будут скорее результатом внешнего  воздействия, чем внутренней мотивации  участников ситуации, что может сказаться на прочности этих соглашений;

 

4. существует  потенциальная опасность неадекватного  применения средств вмешательства  медиатора, что может привести  к интенсификации конфликта.

 

Управление  процессом конфликта при помощи медиатора требует высокого доверия участников конфликтного взаимодействия к медиатору, при этом, если обращение к медиатору является совместной просьбой сторон конфликта, шансы на успех выше, чем в случае обращения одной стороны.

 

В работе медиатора  различают следующие тактики:

 

1. рефлексивное  вмешательство, направленное на  установление и поддержание контакта  с участниками конфликта, их  мотивацию и доверие к посреднику;

 

2. контекстуальное  вмешательство, используемое для  установления более благоприятного  климата переговоров, их оптимизации, предупреждения осложнений, в том числе в эмоциональном взаимодействии сторон, и т. д.;

 

3. независимое  вмешательство по существу конфликта,  непосредственно связанное с  процессом принятия решений, анализом  вариантов и т.д.

 

Также различают следующие стратегии медиаторов:

 

1. логическую, сводящуюся  к анализу случаев, обсуждению  расхождений, подготовке соглашений  и т. д.;

 

2. агрессивную,  представляющую собой принуждение,  угрозы незаключения соглашения  и т.д.,

 

3. патерналистскую, когда медиатор исполняет роль "отца-мудреца", обсуждает соглашения по отдельности с каждой из сторон, дает советы каждой из них, поощряет одобрением и т. д.

 

Задача медиатора  всегда усложняется тем, что каждая из сторон, вовлеченных в конфликт, пребывает в уверенности, что только она обладает соответствующим реальности видением проблемы. Претензии, действия и их оправдания, приводимые противоположной стороной, объясняются корыстными намерениями или предвзятостью подхода и даже расцениваются как свидетельство присущей противнику непорядочности и бесчеловечности. Более того, протесты и попытки вмешательства со стороны медиатора отметаются из-за того, что они якобы основаны на ложных посылках, что служит дополнительным подтверждением того, что лишь "наша" сторона видит истину и вполне понимает создавшееся положение, что лишь "мы" одни в состоянии оценить неразумность и вероломство противоположной стороны. Любое предложение, которое будет казаться выдвигающей его стороне отвечающим общим интересам, во мнении другой стороны будет выглядеть невыгодным и служащим интересам противной стороны. Особенности посредничества требуют специального обсуждения этой позиции как принципиально самостоятельной, ни в коем случае не солидаризирующейся и уж тем более не идентифицирующейся ни с одним из прямых и непосредственных участников конфликта.

 

Главная цель посредника - Нормальный (максимально возможно хороший) обмен преимущественно  вербальными действиями участников, образно говоря, сделать так, чтобы  участники друг друга слушали и слышали посредством того, кто посредине (между ними).

 

Таким образом, предметом собственности в конфликте  для посредника, в отличие от участника, является не предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность.

 

Отсюда и  специфическая деятельность, направленная на оформление-переоформление (или  дооформление, разоформление) действий сторон, для создания атмосферы позитивного  внимания, которое, в свою очередь  является условием возможного соглашения как предпосылки разрешения.

 

Содержимое (предмет) конфликта развивается самими конфликтующими сторонами и является их собственностью; оно должно быть табуировано для  посредника.

 

Поэтому профессиональная компетентность посредника состоит  еще и в том, чтобы тщательно различать материал втянутого в конфликт противоречия и форму его удержания, которая вполне может в сознании участников трансформироваться в самостоятельный (часто замещающий действительный) предмет конфликта.

 

Посредник должен быть озабочен тем, чтобы не дать противоречию, породившему конфликт, "уйти" от участников или подмениться другим. Однако аналитическая работа посредника и его конфликтологическая компетентность часто приводят к потере посреднической позиции и переходу в позицию одностороннего консультанта, либо замещающего одну из сторон - представителя.

 

В первом случае мы получим манипулятивную стратегию, в которой изначально третья сторона  присваивает себе позицию реального  участника (идентификация или солидаризация  с одной из сторон), и начинает работать в ее (стороны) пользу, но не выступает в реальных отношениях, а работает как бы за кулисами событий, являясь "режиссером", манипулирующим "актером"-участником.

 

Непосредственно это выглядит как советы о том, как следует поступить в каком-либо конкретном случае. Причем совет авторитетного лица, в силу своего положения и компетентности как бы берущего на себя ответственность за последствия. Это последнее обстоятельство часто является определяющим в поведении той из конфликтующих сторон, которая обращается за советом. Это буквально попытка переложить ответственность за решение на третью сторону.

Эта сомнительная с профессионально-этической точки  зрения стратегия часто оправдывается  ситуативной пользой участника. В практике этот подход абсолютно  неосновательно якобы опирается на клиентоцентрированную парадигму К. Роджерса, согласно которой консультант всегда действует, безусловно принимая позиции клиента.

Во другом случае так называемый посредник реализует  адвокатскую стратегию, т.е. буквально  замещает собой ту сторону, с которой он солидаризировался (идентифицировался).

Итак, психотехника посредничества реализуется в рамках стратегии, которую можно назвать  конструктивно регулирующей. Эта  стратегия не претендует на разрешение как непременный результат, но является его условием.

Для осуществления  конструктивно разрешающей стратегии  конфликт следует рассматривать  во временном континууме от будущего к настоящему.

 

Переговоры  как форма разрешения конфликта.

Переговоры - процесс, в котором конфликтующие стороны пытаются найти общие взаимоприемлемые решения для успешного взаимодействия и сотрудничества.

Для того чтобы  переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

• существование  взаимозависимости сторон, участвующих  в конфликте;

 • отсутствия  значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;

 • соответствие  стадии развития конфликта возможностям  переговоров;

 • участие  в переговорах сторон, которые  реально могут принимать решения  в сложившейся ситуации.

 

 Обычно процесс переговоров включает следующие этапы:

 

Анализ потребностей (собственных и противоположной  стороны). Чем больше одна сторона  знает о потребностях другой стороны, равно как и о своих собственных, тем больше у них вероятность  достичь позитивных результатов.

Выбор стиля  ведения переговоров - конфронтация, либо сотрудничество.

 

Признаки  стиля Конфронтации:

рассмотрение  противоположной стороны в качестве противника;

выдвижение  необоснованных требований;

проявление  отрицательных эмоций;

искажение информации;

требование  существенных уступок при нежелании  понять интересы другой стороны.

 

Признаки  стиля Сотрудничества:

рассмотрение  противоположной стороны в качестве партнера и потенциального единомышленника;

выдвижение  обоснованных требований;

создание позитивного настроя;

понимание интересов  другой стороны;

честность, правдивость;

гибкость в  ходе переговоров.

 

На практике чаще используют смешанный стиль  ведения переговоров.

 

 Контроль  климата ведения переговоров.  При создании климата ведения  переговоров необходимо принимать во внимание следующее: будут ли предполагаемые переговоры носить формальный или неформальный характер; насколько доверительными они будут ? Исходя из этого следует учитывать: время и место ведения переговоров, рассадку участников за столом, освещение и т.п.

 

 Определение  практики ведения переговоров.  Это может быть тактика явного  демонстрирования собственных преимуществ,  чтобы убедить партнера принять  предлагаемое решение проблемы. Можно также аппелировать и  авторитетом (законодательству, мнению специалистов). Попытка затянуть переговоры также является одним из тактических приемов, направленным на то, чтобы иметь возможность обдумать решение или предложить его тогда, когда произойдет позитивный перелом в ходе ведения переговоров.

Информация о работе Внутриличностные конфликты и их природа