Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:59, контрольная работа
Совершенно легко объясним тот факт, что исследование внутренних конфликтов у нас, да и за рубежом. Ведется в основном в рамках психологического направления. Мы подробно рассмотрим этот тип конфликтов, поскольку они сопровождают нас на протяжении всей жизни, а журналистам приходится не только переживать их, но еще и отражать, информировать о них население и формировать аттитьюды человека по поводу происходящего.
Внутриличностные конфликты и их природа
Стратегии и тактики конфликтного взаимодействия.
Тест по «Конфликтологии»
Список используемой литературы
- тактика дружелюбия.
Для работы с уже завершившимся конфликтом (с учетом того, что завершенность может быть только видимостью, и течение конфликта перешло в латентный вид) чаще всего используются психотерапевтические стратегии. Психотерапия имеет дело с феноменом индивидуального переживания события, уже завершившегося и изменению в своем фактическом материале не подлежащего. Диапазон возможного вмешательства ограничен только психическим состоянием и персональным отношением клиента (пациента) к случившемуся. Такого рода подключение специалиста или саморегулирующая работа эксплуатируют хорошо известные в психотерапии и консультировании техники компенсации, защиты и направлены на снижение плохого самочувствия, восстановление самооценки, отреагирование негативных эмоций, освобождение от чувства вины и т.п. Этот подход может быть использован не только как послеконфликтный, но и как предварительный, освобождающий рациональные ресурсы для работы с актуальным конфликтом. В этом смысле подобные техники должны рассматриваться как тактические в русле стратегии, имеющей своей целью переход к работе с формами конфликтного поведения или собственно с материалом конфликта. По-видимому, во всех других случаях психотерапия не может рассматриваться как стратегическая работа, направленная на разрешение конфликта.
Один из великого
множества терапевтических
а) Сочувственное понимание: В психоанализе оно известно под термином эмпатия и перенос/контрперенос (Becmann D., 1974; 1978). Контроль над этим осуществляется посредством самопознания терапевта. Он сам выступает в качестве "пациента" и сталкивается с реальностью своих собственных концепций.
б) Готовность пользоваться методами позитивной семейной психотерапии: Это означает быть способным думать на языке содержания, концепций и моделей позитивной психотерапии и гибко применять их, ориентируясь всегда на конкретные потребности пациента.
в) Применение других психо- и социотерапевтических методов, которыми владеет терапевт: здесь могут использоваться любые возможности - от элементов психоаналитической процедуры (Freud) и техники модификации поведения (Wolpe, 1962; Innerhofer, 1978), до методов недирективной терапии (Rogers, 1962; Tausch, 1974), индивидуальной психологии (AdLer, 1947), гештальттерапия (Perls, 1951), транзактного анализа (Berne, 1964; Harris, 1975) и так далее.
г) Экологическое мышление. Оно простирается от индивидуальной терапии до общинной психологии. Семейная терапия занимает центральное место.
Н. Пезешкиан
Можно привести довольно много примеров именно психотерапевтического отношения к конфликтам, но в любом из них достаточно очевидно выступают два обстоятельства:
первое - любая терапия в качестве своего предмета имеет переживание конфликта, в этом ее назначение;
второе - терапевтический
подход призван только помочь пережить
и ослабить деструктивные функции,
в лучших вариантах с его помощью
можно увеличить ресурсы
Посредник при конфликте
Роль посредника (медиатора) в управлении конфликтом
Управление
процессом конфликта с
1. вмешательство
медиатора нарушает
2. медиатор при
всей своей нейтральности
3. вмешательство
медиатора и используемые им
средства могут привести к
заключению соглашений, которые
будут скорее результатом
4. существует
потенциальная опасность
Управление процессом конфликта при помощи медиатора требует высокого доверия участников конфликтного взаимодействия к медиатору, при этом, если обращение к медиатору является совместной просьбой сторон конфликта, шансы на успех выше, чем в случае обращения одной стороны.
В работе медиатора различают следующие тактики:
1. рефлексивное
вмешательство, направленное
2. контекстуальное
вмешательство, используемое
3. независимое
вмешательство по существу
Также различают следующие стратегии медиаторов:
1. логическую, сводящуюся
к анализу случаев, обсуждению
расхождений, подготовке
2. агрессивную,
представляющую собой
3. патерналистскую, когда медиатор исполняет роль "отца-мудреца", обсуждает соглашения по отдельности с каждой из сторон, дает советы каждой из них, поощряет одобрением и т. д.
Задача медиатора всегда усложняется тем, что каждая из сторон, вовлеченных в конфликт, пребывает в уверенности, что только она обладает соответствующим реальности видением проблемы. Претензии, действия и их оправдания, приводимые противоположной стороной, объясняются корыстными намерениями или предвзятостью подхода и даже расцениваются как свидетельство присущей противнику непорядочности и бесчеловечности. Более того, протесты и попытки вмешательства со стороны медиатора отметаются из-за того, что они якобы основаны на ложных посылках, что служит дополнительным подтверждением того, что лишь "наша" сторона видит истину и вполне понимает создавшееся положение, что лишь "мы" одни в состоянии оценить неразумность и вероломство противоположной стороны. Любое предложение, которое будет казаться выдвигающей его стороне отвечающим общим интересам, во мнении другой стороны будет выглядеть невыгодным и служащим интересам противной стороны. Особенности посредничества требуют специального обсуждения этой позиции как принципиально самостоятельной, ни в коем случае не солидаризирующейся и уж тем более не идентифицирующейся ни с одним из прямых и непосредственных участников конфликта.
Главная цель посредника - Нормальный (максимально возможно хороший) обмен преимущественно вербальными действиями участников, образно говоря, сделать так, чтобы участники друг друга слушали и слышали посредством того, кто посредине (между ними).
Таким образом,
предметом собственности в
Отсюда и специфическая деятельность, направленная на оформление-переоформление (или дооформление, разоформление) действий сторон, для создания атмосферы позитивного внимания, которое, в свою очередь является условием возможного соглашения как предпосылки разрешения.
Содержимое (предмет) конфликта развивается самими конфликтующими сторонами и является их собственностью; оно должно быть табуировано для посредника.
Поэтому профессиональная компетентность посредника состоит еще и в том, чтобы тщательно различать материал втянутого в конфликт противоречия и форму его удержания, которая вполне может в сознании участников трансформироваться в самостоятельный (часто замещающий действительный) предмет конфликта.
Посредник должен быть озабочен тем, чтобы не дать противоречию, породившему конфликт, "уйти" от участников или подмениться другим. Однако аналитическая работа посредника и его конфликтологическая компетентность часто приводят к потере посреднической позиции и переходу в позицию одностороннего консультанта, либо замещающего одну из сторон - представителя.
В первом случае
мы получим манипулятивную стратегию,
в которой изначально третья сторона
присваивает себе позицию реального
участника (идентификация или
Непосредственно
это выглядит как советы о том,
как следует поступить в каком-
Эта сомнительная
с профессионально-этической
Во другом случае так называемый посредник реализует адвокатскую стратегию, т.е. буквально замещает собой ту сторону, с которой он солидаризировался (идентифицировался).
Итак, психотехника посредничества реализуется в рамках стратегии, которую можно назвать конструктивно регулирующей. Эта стратегия не претендует на разрешение как непременный результат, но является его условием.
Для осуществления
конструктивно разрешающей
Переговоры как форма разрешения конфликта.
Переговоры - процесс,
в котором конфликтующие сторон
Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:
• существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
• отсутствия
значительного различия в
• соответствие
стадии развития конфликта
• участие
в переговорах сторон, которые
реально могут принимать
Обычно процесс переговоров включает следующие этапы:
Анализ потребностей
(собственных и
Выбор стиля ведения переговоров - конфронтация, либо сотрудничество.
Признаки стиля Конфронтации:
рассмотрение
противоположной стороны в
выдвижение необоснованных требований;
проявление отрицательных эмоций;
искажение информации;
требование существенных уступок при нежелании понять интересы другой стороны.
Признаки стиля Сотрудничества:
рассмотрение
противоположной стороны в
выдвижение обоснованных требований;
создание позитивного настроя;
понимание интересов другой стороны;
честность, правдивость;
гибкость в ходе переговоров.
На практике чаще используют смешанный стиль ведения переговоров.
Контроль климата ведения переговоров. При создании климата ведения переговоров необходимо принимать во внимание следующее: будут ли предполагаемые переговоры носить формальный или неформальный характер; насколько доверительными они будут ? Исходя из этого следует учитывать: время и место ведения переговоров, рассадку участников за столом, освещение и т.п.
Определение
практики ведения переговоров.
Это может быть тактика явного
демонстрирования собственных