Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:49, реферат
Внутриличностные конфликты. В каждой личности обычно соче .курирующие потребности и роли; различные способы вы-„ ^«жения побудительных мотивов; разного рода барьеры, возникающие между побудительным мотивом и целью; положительные и отрицательные ощущения, связанные с желаемой целью. Все это усложняв! процесс адаптации человека к существующей ситуации и часто приво* дит к конфликтам. Например, при разработке стратегического план! развития организации руководитель может быть абсолютно уверен | правильности сформулированной цели. В процессе же его реализации по мере.того как возникает необходимость привлекать ресурсы и выполнять план, его возможные отрицательные последствия становятся более значительными, чем они казались на стадии разработки. В ре зультате этого может возникнуть множество внутриличностных конфликтов и стрессов, которые вызывают нерешительность, определенный моральный дискомфорт и даже депрессию.
Внутриличностные конфликты. В каждой личности обычно соче .курирующие потребности и роли; различные способы вы-„ ^«жения побудительных мотивов; разного рода барьеры, возникающие между побудительным мотивом и целью; положительные и отрицательные ощущения, связанные с желаемой целью. Все это усложняв! процесс адаптации человека к существующей ситуации и часто приво* дит к конфликтам. Например, при разработке стратегического план! развития организации руководитель может быть абсолютно уверен | правильности сформулированной цели. В процессе же его реализации по мере.того как возникает необходимость привлекать ресурсы и выполнять план, его возможные отрицательные последствия становятся более значительными, чем они казались на стадии разработки. В ре зультате этого может возникнуть множество внутриличностных конфликтов и стрессов, которые вызывают нерешительность, определенный моральный дискомфорт и даже депрессию.
Межличностные конфликты. Межличностные отношения являются важными движущими силами поведения людей. Они являются серьезной проблемой, ибо оказывают значительное влияние на человеческие эмоции. Чаще всего менеджеры, конфликтующие со своими подчинена ными, начальниками или коллегами, склонны искать причину этого Я1 особенностях характера или каких-либо изъянах другой стороны. Однако это не всегда так. К причинам возникновения межличностных конфликтов помимо индивидуальных различий можно отнести несовмес»; тимость ролей; дефицит информации; стресс, обусловленный окружающей средой. Например, ролевой конфликт может возникнуть,! когда, с одной стороны, компания стремится сократить запасы готовой продукции с целью сокращения затрат, а с другой стороны — с целью увеличения доходов стремится увеличить объемы продаж. В этом случае! роли менеджера по производству и менеджера по продажам, функции И задачи которых взаимозависимы, в ряде случаев оказываются несовместимыми: может сложиться такая ситуация, когда покупателям подтвердят такие сроки поставки, которые невыполнимы из-за низкого уровня; товарных запасов, поддерживаемых производственным отделом.
Межгрупповые конфликты. Межгрупповое поведение возникает тогда, когда индивидуумы, принадлежащие к одной группе, взаимодействуют коллективно или индивидуально с другой группой или ее членами в соответствии с тем, что диктует им групповая принадлежность. Круг людей, включающий «нас» (позиция внутри группы), исключает «их» (позиция за пределами группы). Таким образом, сам опыт образования групп может способствовать внутригрупповой пристрастности и конфронтации между различными группами. Острые конфликты часто разгораются из-за работы, поощрений и наград и т.д.
Виды конфликтов
В основе межгруппового конфликта лежит борьба за ресурсы, взаимо-твисимость задач, неопределенность в сфере полномочий, борьба за статус. Например, группы внутри организации могут соперничать друг с другом из-за бюджетных средств, помещений, персонала и т.д.
Одной из наиболее известных теорий, рассматривающих межгрупповой конфликт, является реалистическая теория группового конфликта М. Шерифа (РТГК). Данная теория основывается на том, что межгрупповая враждебность порождается наличием конфликтующих целей (т.е. конкуренцией) и снижается, когда существуют цели более высшего порядка, достижение которых желательно для всех и возмож-| ю только при межгрупповом сотрудничестве. Согласно данной теории конкуренция имеет положительное воздействие на деятельность каждой группы в отдельности (повышается лояльность членов группы друг к другу, группа становится более организованной и сплоченной и т.д.). Однако конкуренция негативно сказывается на межгрупповом сотруд-пичестве (растет враждебность по отношению к противоположной группе; снижается уровень общения и взаимодействия с ней; группы начинают необъективно относиться к себе, воспринимая лишь положительные стороны и не обращая внимания на недостатки, и т.д.). Несмотря на то что при определенных условиях положительные моменты межгрупповой конкуренции могут перевешивать ее негативные последствия, руководство организаций, как правило, старается уменьшить трения между группами.
Макроориентированный подход к пониманию межгруппового поведения и конфликта лежит в основе теории, рассматривающей организацию как систему взаимосвязанных ролей. В данном случае рассматриваются не личности, составляющие организацию, а набор взаимодействующих и частично перекрывающих друг друга ролей. Наиболее тесно ролевая теория организации связана с именем Р. Кана.
Организационные конфликты. Достаточно широкие возможности чля возникновения конфликтов существуют как в классических, так и в современных структурах. Неотъемлемыми составными частями конфликта в организации являются внутриличностный, межличностный и мёжгрупповой конфликты.
В компаниях часто возникают конфликты, связанные с иерархией; функциональные конфликты, конфликты между штабным и линейным персоналом, между формальной и неформальной организацией. Например, менеджеры на местах могут рассматривать рекомендации сотрудников центрального офиса компании как угрозу для себя.
Некоторые компании могут использовать в формировании отношений между подразделениями политическое влияние, что также может приводить к конфликтам.
Рациональные конфликты — это конфронтация между индивидуумами или группами, которая повышает результативностьдеятельности организации. Последствия таких конфликтов оказывают положитель-ное влияние на решение возникшей проблемы. Например, межлично-стный или межгрупповой конфликт, возникший в компании в процесс се формулирования и анализа различных путей достижения постав-ленной цели — снижение себестоимости продукции, — дает возможность выбрать из предложенных вариантов решения проблемы] наиболее оптимальный. Такое столкновение.мнений носит конструк-тивный характер. Позитивные результаты рациональных конфликтом состоят в том, что они побуждают участников к апробации новых идей, идентификации и устранению проблем.
Иррациональные конфликты — это любой вид конфронтации или взаимодействия между индивидуумами или группами, который может нанести вред организации или послужить препятствием достижению целей, стоящих перед ней. Такие конфликты оказывают разрушитель-ное воздействие на организацию. Негативные эффекты могут быть следствием продолжительности того или иного конфликта, его интен-: сивности, размаха, напряженности.
Очень часто конфликты, благоприятно влияющие на развитие организации, могут перерастать в конфронтацию, препятствующую се нормальной деятельности. В большинстве случаев точно определить момент перехода рационального конфликта в иррациональный практически невозможно. Один и тот же уровень напряженности конфликта и сопровождающего его стресса может способствовать устойчивому движению к поставленной цели одной группы и оказаться крайне раз» рушительным для другой (или в другое время для той же самой группы). Толерантность или устойчивость индивидуума или группы к конфликтам и стрессам в определенной степени зависит от сферы деятел ь-ности организации, к которой они принадлежат. Для организаций, работающих в условиях постоянного кризиса (пожарные или милицейские подразделения), условия перерастания рационального конфликта в иррациональный совершенно иные, чем для университет! или научно-исследовательского центра.
В основе субъективных конфликтов чаще всего лежат неправильные действия руководителя и/или подчиненных. Такие конфликты как правило, носят иррациональный характер. К причинам их возникновения можно, например, отнести невыполнение обещаний, утаи на ние информации, ошибки в применении поощрений и наказаний действия, основанные на нетерпимости к чужим мнениям и критике, ► т.д. Субъективные конфликты могут возникать из-за расхождения не взглядах, идеях и мыслях по поводу решаемой проблемы, а также из-31
различий в чувствах и эмоциях, лежащих в основе отношений участников конфликта друг с другом как личностей.
Объективные конфликты носят в основном рациональный характер. Их причины отражают несовершенство организации производства и управления, поэтому устранение этих причин ведет к повышению эффективности деятельности организации. К объективным конфликтам может привести противоречивость целей разных подразделений компании, отсутствие четкости в распределении обязанностей, необеспеченность заданий ресурсами и т.д.
Общественные конфликты затрагивают интересы общества в целом или отдельного государства. Одной из разновидностей общественных конфликтов являются межгосударственные конфликты.
В основе частных конфликтов лежат социальные интересы отдельных лиц или организаций. Следует иметь в виду, что в ряде случаев частные конфликты могут перерастать в общественные.
Формальные конфликты возникают при нарушении или игнорировании общепринятых норм поведения. Например, опоздание на работу может привести к конфликту с руководством, нарушение правил дорожного движения к взысканию со стороны сотрудника ГАИ.
Природа неформальных конфликтов связана с ценностями и убеждениями конкретных людей или организационной культурой компании. Неформальные конфликты очень тяжело разрешаются и могут
приводить к стрессу.
Горизонтальные конфликты возникают между равными по занимаемому положению участниками, например между заведующими кафедрами, сотрудниками отдела продаж и т.д.
Вертикальные конфликты являются следствием пртиворечий, возникающих между участниками, находящимися на разных уровнях социальной лестницы. Любой конфликт между начальником и подчиненным относится к вертикальным.
В основе однофакторного конфликта лежит одна причина. Многофакторный конфликт возникает в силу двух и более причин. В случае, когда несколько причин накладываются друг на друга, это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.
конфликта будет способствовать разработка и реализация руковод-ством планов и процедур, направленных на достижение общих для всех членов организации целей. Этот взгляд оправдан, так как некото рые конфликты действительно можно предотвратить.
Вторая точка зрения заключается в том, что конфликт неизбежен и не существует никакого способа его полного устранения. Во многих случаях это соответствует действительности. Например, компания мо-жет иметь множество целей, не все из которых являются совместимы-ми. Между руководителями и аудиторами возникает конфликт ввиди того, что работа одной группы людей создает проблемы для другой.
Если конфликт является неразрешимым, то попытка предотвра-тить его может привести к более удручающим результатам, чем сам! конфликт. Считается, что в данном случае лучше всего принять фактом неразрешимости определенных конфликтов как данность. Впоследст-вии можно предпринять действия для их предотвращения. Сотрудни-ков необходимо обучить правильно воспринимать и разрешать различ-ные конфликтные ситуации до того, как они выйдут из-под контроля, При данных условиях конфликт можно контролировать и эффективно! им управлять.
Третья точка зрения заключается в том, что некоторый уровень коня фликта может быть полезен для организации. Положительное влиянии на компанию оказывают, например, рациональные конфликты.
При оптимальном уровне конфликта (рис. 16.1) каждый сотруднии или подразделение прилагают максимум усилий для достижения об-1
Высокий
Средний
Низкий Уровень конфликта
Рис. 16.1. Оптимальный уровень конфликта в организации
I них целей. Ведется активная работа по повышению качества и внедре-пию инноваций, которые могут существенно улучшить показатели чеятельности компании, увеличить конкурентоспособность ее продукции. Служащие заинтересованы в результатах своего труда, следствием чего является отсутствие морального дискомфорта. Развиваются различные формы взаимодействия, которые могут привести к качест-кенно новым формам организации труда.
Слишком высокий уровень конфликта угрожает эффективности работы компании. Если индивидуумы или целые группы не согласны по многим вопросам или отказываются принимать во внимание интересы других людей, инновационные разработки могут никогда не во-I котиться в жизнь, заказчики будут потеряны, цели компании не будут чостигнуты. Организация может столкнуться со значительными проблемами, если конфликтные ситуации не способствуют взаимодействию или если персонал поглощен взаимными неурядицами. При очень высоком уровне конфликта возникший вследствие этого хаос может угрожать существованию организации.
Практическое отсутствие конфликта также представляет угрозу цля эффективной работы компании. Нет борьбы идей и мнений, нет конструктивного сотрудничества, сотрудники компании игнорируют мнение друг друга. Внедрение каких-либо новшеств или проведение модернизации и других изменений может быть сильно затруднено, что, в свою очередь, негативно повлияет на возможность компании адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. В случае, если низкий уровень конфликта продолжает сохраняться, под угрозу ставится само существование и выживание организации.
Ряд исследователей считает, что рациональные конфликты должны поощряться, а иррациональные — устраняться. Однако на практике многие менеджеры стремятся исключить все типы конфликтов. Это объясняется тем, что негативное отношение к конфликту закрепляется с детских лет (дома, в школе, в церкви). Кроме того, деятельность менеджеров часто оценивается и вознаграждается по тому, насколько бесконфликтны их зоны деятельности. Негативное отношение к конфликту становится частью организационной культуры.
В настоящее время многие эксперты подчеркивают необходимость анализа конфликтных ситуаций любого уровня с позиций «затраты — прибыль» с целью последующей разработки механизмов управления конфликтами.