Внутриличностный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение психологического аспекта внутриличностного конфликта. Изучение данной темы также дает возможность реально оценить способы преодоления таких конфликтов на практике. Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие внутриличностного конфликта и его показатели;
изучить основные условия возникновения такого конфликта;
охарактеризовать виды внутриличностных конфликтов (мотивационный, когнитивный, ролевой);
проанализировать характер отношений конфликтующих сторон;
выяснить способы завершения внутриличностных конфликтов;
обобщить полученный материал и отразить его в данной работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

1Общая характеристика внутриличностных конфликтов .......................6

1.1 Внутриличностный конфликт в рамках психоаналитического направления...................................................................................................6

1.2 Показатели и формы проявления внутриличностного конфликта...7

2 Типология внутриличностных конфликтов..........................................10

2.1 Виды внутриличностных конфликтов................................................10

2.2 Последствия внутриличностных конфликтов....................................15

3 Психологические условия разрешения внутриличностных конфликтов...................................................................................................19

3.1 Факторы и способы разрешения внутриличностных конфликтов................................................................................................. 19

3.2 Механизмы психологической защиты и разрешение конфликта.....................................................................................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................26

Файлы: 1 файл

Внутриличностный конфликт docx.docx

— 62.59 Кб (Скачать файл)

 

3 Психологические условия разрешения внутриличностных конфликтов

Жизнь человека так устроена, что вероятность  обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего  мира, велика, и плохо, если человек  к ним не подготовлен.

От внутриличностных конфликтов никто не застрахован. Их арсенал поистине неисчерпаем. В ироничной формуле указаны условия, необходимые для предупреждения внутриличностного конфликта: не желать (так как отпугнешь); не надеяться (иначе больно будет, если не получится); не искать дважды в одном месте (удача не глупее тебя); искать молча; не хватать грязными руками; вовремя отпускать.

3.1 Факторы и способы разрешения внутриличностных конфликтов

Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

     В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии — один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

           Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.

 

3.2 Механизмы психологической защиты и разрешение конфликта

          Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин). Психологическая защита — нормальный, повседневно работающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.

Некоторые исследователи (Ф. Василюк, Э. Киршбаум, В. Рот-тенберг, И. Стоиков) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее “собственную активность”. Но, так или иначе, в трудных ситуациях мы ими пользуемся, и в любом случае будет лучше, если мы будет пользоваться ими квалифицированно и максимально разнообразно.

           Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее .

  1. «Не замечай это»

         Отрицание — один из онтогенетически  ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельства ми. Их игнорированием.

  1. «Обвини это»

           Проекция - сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.

           Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и  самопринятия на этом фоне.

  1. «Плачь об этом»

           Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха: неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения.

  1.  «Преосмысли это»

     Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка “+” и “—” каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого “+” и “—” в каждой из тенденций и их суммирование.

  1. «Трансформируй   это»

Сублимация  — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.

  1. «Найди оправдание этому»

 Рационализация — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемы ми чувствами. Реализуемые способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого); дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины).

  1. «Обрати это в противоположное»

    Реактивное образование предполагает выработку и подчеркивание в поведении противоположной установки.

  1.   «Приобрети это»

 Компенсация — онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии.

  1. «Будь, как это, чтобы не потерять его»

Идентификация — моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой.

  1.  «Мечтай об этом»

Фантазия — бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.

Механизмы защиты, развивающиеся  в онтогенезе как средство адаптации  и разрешения конфликтов, могут при  определенных условиях вызывать противоположные  состояния дезадаптации. В основе этой неоднозначности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего онтогенеза.

Существует множество  рекомендаций по выходу из состояния  внутриличностного конфликта. Несмотря на сомнительность большинства и необходимость строго индивидуального подбора, приведем в качестве примера одну из них.

            Разрешение внутриличностного конфликта. Стадии

Отчетливо идентифицируйте  и отделите части друг от друга. Будет  казаться, что они выдвигают конфликтующие  требования. Например, одна часть может  требовать свободы и досуга, а  другая - гарантии устойчивого дохода. Или одна часть может быть очень  аккуратной в общении с деньгами, другая - расточительной. Каждая часть будет высказывать негативные оценочные суждения о другой части. Некоторые часть строятся на ценностных ориентациях родителей. У каждой части своя ценность.

Получите ясную репрезентацию  каждой части. Как они выглядят? Что  они чувствуют? Как звучит их голос (родители, близкие)? Есть ли слова или  фразы, которыми их можно было бы охарактеризовать? Визуализируйте из (руки...)

Выясните намерения  каждой части. Учтите, что каждая из них имеет позитивные намерения. Поднимайтесь вверх настолько, насколько  это вам необходимо для того, чтобы  части пришли к взаимовыгодному  результату. Обе должны придти к  соглашению. Начните переговоры так, как будто имеете дело с двумя  различными людьми. Иногда, когда разногласия  велики, единственное соглашение, которое  может быть достигнуто - сохранение вашей жизни.

Переговоры. Какие ресурсы  каждой части могли бы оказаться  полезными другой части для реализации ее интересов? Чем можно обменяться? На чем они могли бы скооперироваться? Что каждая из них хочет от своей  соперницы для того, чтобы получить удовлетворение? Что именно хочет  каждая часть от другой (время, поведение, внимание и т.п.)

Создайте картинку сотрудничества частей (...). Посидите некоторое время  спокойно

Такие «переговоры» - хороший  инструмент для разрешения конфликтов. На самом деле вы можете никогда  не избавиться от этих противоборствующих частей (в этом может быть и отсутствует  необходимость). Однако вы лучше поймете  их, будете узнавать в кризисной  ситуации, и они не породят крайних  невротический реакций, поскольку  здесь главное - не то, что находится  в пределах разума, не то соглашение, к которому вы пришли, а те звуковые, визуальные или кинестические образы, которые вы создали.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенных  исследований и изучений выбранной темы – «Внутриличностный конфликт» можно сделать некоторые выводы.

Внутриличностный конфликт - это острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.

Следует заметить, что внутриличностный конфликт довольно специфичен, и его специфические особенности состоят в следующем:

  • особенность структуры конфликта - отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;
  • специфичность форм протекания и проявления - такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями - страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;
  • латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.

Типологии внутриличностных конфликтов довольно разнообразные, но основные виды – мотивационные, когнитивные и ролевые конфликты.

Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть бессознательные, которые связаны с применением механизмов и сознательные, которые состоят в следующем: переориентация и изменение притязаний в отношении проблемного объекта; компромисс в пользу осуществления какого-либо варианта и его реализация и т.д..

В целом, общее значение конфликтов в жизни личности таково, что в психологическом внутриличностном конфликте может измениться сама структура личности, ее отношения, т.е. это острая форма развития личности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - Л., 1969.

2. Общая психология /под редакцией В.В. Богословского,  А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М. : Просвещение, 1998.

Информация о работе Внутриличностный конфликт