Волевая подготовка в процессе физического воспитания и занятий спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

В процессе воспитания волевых качеств основную роль играет преодоление постепенно возрастающих трудностей в тренировочных занятиях и соревнованиях. Это заставляет проявлять настойчивость, упорство, целеустремленность, волю к победе, создает уверенность в своих силах.
Волевые качества проявляются в строгом соблюдении режима, в регулярном выполнении утренней зарядки, аккуратном посещении занятий, самостоятельном выполнении заданий тренера, в преодолении трудностей, возникающих на тренировках и соревнованиях.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Воспитание волевых качеств посредством занятия ФК и спортом …..…. 5
1.1. Волевые усилия и их значение в спортивной подготовке ………...…… 5
1.2. Морально-волевая подготовка спортсмена …………………………….. 7
1.3. Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов ..…. 10
Заключение ………………………………...…………………………………… 21
Список использованной литературы ………...……………………………….. 23

Файлы: 1 файл

волевая подготовка.docx

— 48.20 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Северный  (Арктический) федеральный университет  имени М.В. Ломоносова»

 
 

Кафедра теоретических основ ФК

 
 

(наименование кафедры)

 
     
 

Петров Валерий Валерьевич

 
 

(фамилия, имя, отчество студента)

 
     
 

Институт

ФКСиЗ

курс

4

группа

1

Шифр 032102.65

 
     
     
     
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
     
 

По дисциплине

Психология спорта

 
     
 

На тему

«Волевая подготовка в процессе физического воспитания и занятий спортом»

 
   

(наименование темы)

 
     
     
                 
           
             
                 
                 
                 
         
         
         
       
 

Руководитель 

Доцент ТОФК

 

А.Н. Киселёв

 
   

(должность)

(подпись)

(и.,о., фамилия)

 
         
   

(дата)

     
           
           
 

Архангельск

 
 

2012

 

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

  1. Воспитание волевых качеств посредством занятия ФК и спортом …..…. 5
    1. Волевые усилия и их значение в спортивной подготовке ………...…… 5
    2. Морально-волевая подготовка спортсмена …………………………….. 7
    3. Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов ..…. 10

Заключение ………………………………...…………………………………… 21

Список использованной литературы ………...……………………………….. 23

 

Введение

Тренировочный процесс предусматривает  воспитание моральных и волевых  качеств, а также психологическую  подготовку. Спортсмен (ученик) должен обладать сильным характером и твердой  волей, вести здоровый образ жизни.

Основными методами в воспитании моральных качеств являются: разъяснение, убеждение, одобрение, поощрение и  наказание, а также наглядный  пример. Используя разъяснение и  убеждение, педагог-тренер добивается четкой ясности в том, что является нравственным, а что безнравственным. Выражая одобрение хороших поступков, он закрепляет в сознании воспитуемого важность положительных действий. Такие  действия могут отмечаться поощрением (грамотой, подарком), в котором особенно нуждаются менее подготовленные ученики. Однако поощрение не должно превращаться в захваливание. За нежелательные  поступки следует наказывать - объявить замечание, выговор, удалить с занятий, отстранить от соревнований.

Огромное значение в воспитательной работе имеет личный пример тренера  и учителя, его отношение к  людям, труду, а также дисциплинированность. Воспитатель должен быть воспитан сам. От педагога-тренера требуется умение организовать, занимающийся у него коллектив, сформировать в нем здоровые традиции. Это способствует укреплению дружбы, взаимопониманию, взаимопомощи, умению подчинять личные интересы интересам  коллектива, помогает искоренять проявления эгоизма и другие отрицательные  моменты.

В процессе воспитания волевых  качеств основную роль играет преодоление  постепенно возрастающих трудностей в  тренировочных занятиях и соревнованиях. Это заставляет проявлять настойчивость, упорство, целеустремленность, волю к  победе, создает уверенность в  своих силах.

Волевые качества проявляются  в строгом соблюдении режима, в  регулярном выполнении утренней зарядки, аккуратном посещении занятий, самостоятельном  выполнении заданий тренера, в преодолении  трудностей, возникающих на тренировках  и соревнованиях.

Хорошая психологическая  подготовленность - это умение владеть  собой, способность полностью сосредоточиться  на выполняемом упражнении, несмотря на посторонние раздражители, в любых  условиях осуществлять максимальные усилия без нарушения координации движений, не поддаваться отрицательным воздействиям, быть готовым к борьбе с более  сильными соперниками.

Каждый человек обладает большими потенциальными возможностями, которые не проявляются в обычных  условиях. Для их раскрытия нужен  мощный эмоциональный подъем, значительно  усиливающий работоспособность  центральной нервной системы. Такой  подъем и должна создавать правильно  организованная психологическая подготовка, в которой особое место занимает морально-волевая.

 

  1. ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФК И СПОРТОМ

1.1. Волевые усилия и их значение в спортивной подготовке

Всякое произвольное действие требует для своего совершения определённого, хотя бы минимального, волевого усилия. Волевые усилия отличаются от мышечных. Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного в волевом усилии, для которого характерно состояние внутреннего напряжения. Волевые усилия всегда носят сознательный характер, будучи связаны с более или менее ясным осознанием цели и ожидаемых результатов действия. Наиболее отчётливо волевые усилия выступают именно тогда, когда при совершении волевого акта мы встречаемся с препятствиями для его совершения. Интенсивность волевых усилий прямо пропорциональна затруднениям, которые при этом приходится преодолевать.

Субъективно волевое усилие переживается как особое внутреннее состояние, связанное с преодолением той или иной трудности. Наличие  трудностей является обязательным, необходимым  условием для проявления волевого усилия. Когда человек действует, не встречая даже самых незначительных препятствий, у него, естественно, отсутствует  внутреннее состояние усилия. Величина, или степень волевых усилий и  характеризуется теми трудностями, которые преодолеваются с их помощью. В спортивной деятельности волевые усилия могут быть самыми разнообразными по-своему характеру и степени.

Волевые усилия при  мышечных напряжениях. Выполнение физических упражнений почти всегда связано с волевыми усилиями. К этим усилиям спортсмена побуждает необходимость совершать в процессе физических упражнений большие или меньшие, но всегда превышающие обычные мышечные напряжения, совершать в разнообразных условиях и именно тогда, когда это надо. Будучи многочисленными и часто повторяемыми, подобные мышечные напряжения, даже незначительные по своей интенсивности, оказывают большое влияние на формирование способностей спортсмена к затрате волевых усилий. Вот почему всякое учебное и тренировочное занятие, требующее сосредоточения внимания, есть в то же время и упражнение по воспитанию способности спортсмена к волевым усилиям. Большое значение при этом имеет борьба с отвлечением внимания, когда те или иные внешние раздражения, чувства или представления стремятся целиком заполнить собой наше сознание и тем самым отвлекают нас от выполняемой работы. Регулируя трудность заданий, требующих от занимающихся напряжения внимания, тренер тем самым воспитывает у них способность к волевым усилиям.

Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости. В этом случае волевые усилия направляются на преодоление мышечной инертности, заторможенности, иногда несмотря на своеобразное ощущение боли в мышцах.

Волевые усилия, связанные с соблюдением режима, могут быть крайне разнообразными. Соблюдение режима, особенно в начальном периоде тренировки, когда ещё не выработалась привычка к нему, всегда требует значительных усилий, направленных на то, чтобы заставить себя приступить к данному виду занятий точно в установленное время и поддерживать требуемую интенсивность работы в течение всего времени, отведённого на это занятие. Особенностью усилий, связанных с соблюдением режима, является их относительно спокойный, в эмоциональном отношении, характер. Они допускают различные формы смены занятий и детальную дозировку по количеству материала, скорости работы, её продолжительности и пр. Всё это в умелых руках тренера превращает такого рода напряжения в прекрасное средство воспитания способности к волевым усилиям

Волевые усилия, связанные с преодолением опасности и риска. Их особенность - сильная эмоциональная насыщенность, поскольку они направляются на борьбу с отрицательными эмоциональными состояниями: страхом, робостью, растерянностью, смущением и пр.

1.2. Морально-волевая подготовка спортсмена

Задача морально-волевой подготовки состоит в целенаправленном формировании моральных и волевых качеств, черт характера спортсмена, которые позволили бы ему с одной стороны гармонично сочетать занятия спортом с другими занятиями, а с другой - успешно реализовать свои специальные навыки и умения во время соревнований.

В условиях занятий спортом  постоянно возникают трудности  и проблемы, преодоление и решение  которых закаляет характер, укрепляет  волю. Сама суть спортивного совершенствования  требует не обхода, а сознательного  преодоления большим трудом и  усилием воли возникающих трудностей. В числе основных волевых качеств  можно выделить целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, стойкость, настойчивость и смелость. Как уже отмечалось, занятия спортом  предоставляют неограниченные возможности  воспитания воли. Например, целеустремленность и решительность развиваются  в процессе освоения новых упражнений. Стойкость и настойчивость - результат  регулярного преодоления утомления  при выполнении тренировочных занятий  и в соревнованиях, особенно в  неблагоприятных условиях. Самообладание  воспитывается в обстановке жестокого  соперничества на ответственных  соревнованиях, при необходимости  срочно исправить сделанные ошибки.

Воспитание моральных  качеств заключается в формировании у спортсмена представлений, понятий, взглядов и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих принципам общечеловеческой морали; в развитии чувства патриотизма, преданности спорту, своему спортивному коллективу. Среди мероприятий по нравственному воспитанию спортсменов следует выделить: систематические беседы на темы воспитания, лекции по истории спорта, рассказы о жизни замечательных людей; просмотры кино- и видеофильмов; чтение литературы; встречи с выдающимися людьми; вовлечение спортсменов в общественную работу; укрепление традиций спортивных коллективов (чествование победителей, торжественный прием в члены сборной, празднования дней рождения, посещение театров, музеев, исторических мест, походы, поездки за город и т.п.).

Важнейшими задачами волевой  подготовки спортсмена являются: 1) научиться  максимально мобилизоваться для достижения успеха; 2) научиться управлять своим эмоциональным состоянием; 3) воспитывать у себя такие качества, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.

Морально-волевая подготовка осуществляется успешно, если процесс  воспитания спортсмена органически  связан с совершенствованием тактико-технического мастерства, развитием физических качеств  и других сторон подготовки. Практической основой методики морально-волевой подготовки в учебно-тренировочном процессе являются: регулярное приучение к обязательному выполнению тренировочной программы и соревновательных установок; систематическое введение в занятия дополнительных трудностей; широкое использование соревновательного метода и создание в процессе тренировки атмосферы высокой конкуренции.

В процессе воспитания моральных  и волевых качеств применяется широкий круг методов - убеждение, принуждение, метод постепенно повышающихся трудностей, соревновательный метод. Умелое их использование приучает спортсменов к дисциплине, воспитывает у них требовательность к себе, настойчивость и упорство в достижении цели, способность к преодолению трудностей, уверенность в своих силах, смелость, решительность, чувство коллективизма, волю к победе, способность к предельной мобилизации сил в условиях тренировочных занятий и соревнований.

При совершенствовании психических  возможностей спортсмена одним из важных направлений является снижение уровня эмоционального возбуждения с целью  улучшения общего баланса нервных  процессов и успокоения легкоатлета. Здесь могут быть использованы такие приемы, как словесные воздействия тренера (разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др.), с помощью которых снижается эмоциональная напряженность спортсмена, неуверенность его в своих силах, уменьшается чрезмерное чувство ответственности за выступление. Весьма эффективными являются приемы, связанные с применением движений и внешних воздействий, способствующие снижению уровня возбуждения: произвольная задержка выразительных движений, свойственных возбужденному состоянию; произвольная регуляция дыхания, изменяя интервалы вдоха и выдоха или задерживая его; последовательное расслабление основных групп мышц (сидя или лежа) с применением успокаивающей автогенной тренировки; чередование напряжения и расслабления локальных групп мышц; контроль за собственной мимикой, выражением лица, моторикой рук и ног и другими внешними проявлениями и приведение их к уровню, соответствующему нормальному, спокойному состоянию; успокаивающие приемы массажа и самомассажа.

Информация о работе Волевая подготовка в процессе физического воспитания и занятий спортом