Волевая подготовка в процессе физического воспитания и занятий спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

В процессе воспитания волевых качеств основную роль играет преодоление постепенно возрастающих трудностей в тренировочных занятиях и соревнованиях. Это заставляет проявлять настойчивость, упорство, целеустремленность, волю к победе, создает уверенность в своих силах.
Волевые качества проявляются в строгом соблюдении режима, в регулярном выполнении утренней зарядки, аккуратном посещении занятий, самостоятельном выполнении заданий тренера, в преодолении трудностей, возникающих на тренировках и соревнованиях.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Воспитание волевых качеств посредством занятия ФК и спортом …..…. 5
1.1. Волевые усилия и их значение в спортивной подготовке ………...…… 5
1.2. Морально-волевая подготовка спортсмена …………………………….. 7
1.3. Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов ..…. 10
Заключение ………………………………...…………………………………… 21
Список использованной литературы ………...……………………………….. 23

Файлы: 1 файл

волевая подготовка.docx

— 48.20 Кб (Скачать файл)

Применение аутогенной тренировки у спортсменов.

1. Снижение чувства тревоги,  волнения, эмоциональной напряженности.

Существующие независимо от нас эмоции отражают наше отношение  к окружающему, позволяет оценивать  происходящее сточки зрения значимости для организма. Тесно взаимосвязаны  с ориентировочной реакцией и  биологически целесообразны, т.к. мобилизуют организм к условиям деятельности в  новых условиях. Релаксация устраняет  страх и может быть рекомендована  для устранения эмоциональной напряженности, чувства тревоги, психогенного беспокойства, волнения во время публичного выступления, в спорте.

Для мышечной релаксации овладевают 1 и 2 стандартными упражнениями.

Лицам, страдающим страхом  перед публичным выступлением, рекомендуется  вызывать образы, связанные с ассоциацией  покоя. Перед выступлением следует  сказать: «Я спокоен». Выйти, сделать  вдох и выдох и перенести центр  тяжести на ведущую ногу, мышцы  остальных конечностей и лица расслабить, принять спокойную непринужденную позу.

2. Регуляция сна АТ позволяет засыпать и пробуждаться в заданное время.

Для вызывания сна проводится первое упражнение без выведения  из состояния покоя. Релаксация переходит  в сон. Для пробуждения применяют  самовнушение.

3. Краткосрочный отдых.  Для быстрого восстановления  сил рекомендовано погружение  в релаксацию на 5-15 минут с  самовнушением бодрствования.

4. Активизация сил организма.  С помощью АТ возможно устранение  сонливости, вызов чувства бодрости, подготовка к действию. Для этих  целей возможно самовнушение  стенических эффектов: гнева, ярости, вызывания соответствующих образных представлений и сопутствующим им соматических проявлений. Например, вызывание образов, связанных у данной личности с активной деятельностью. Возможно прямое самовнушение чувства бодрости по окончании сеанса АТ.

5. Укрепление воли, коррекция  поведения, характерологических  особенностей и мобилизация личностных  ресурсов. Для укрепления волевой  активности применяют метод самовнушения  в состоянии релаксации. Формулы  индивидуальны, но краткие и  в утвердительной ферме. Например: «Намерения тверды», «Намеченное выполню».

Для борьбы с вредными привычками, корректировки нежелательных характерологических  особенностей применяются формулы: «Уверен в себе», «Я людям приятен», «Говорю тихим голосом», «Спокоен, всегда спокоен» (повторять следует 5-10 раз в покое или прибегая к элементам внушения).

Применение АТ позволяет  ускорить обучение и повысить эффективность  работы. При этом удается повысить скорость ответных реакций, установить внимание, улучшить оперирование данными, способность распознавать сигналы, а также стабилизирует эмоциональную  устойчивость в экстремальных условиях.

АТ способствует подготовке человека к пребыванию в экстремальной  обстановке, понижает эмоциональную  напряженность ситуационно обусловленную, повышает скорость адаптации. С помощью АТ можно также влиять на концентрацию внимания, объем памяти и влиять на биоритмы.

Психорегулирующая тренировка (регуляция психических  состояний). Психорегулирующая тренировка (ПТР) представляет собой вариант аутогенной тренировки, адаптированной к условиям занятий спортом. Она адресована людям, хорошо владеющим релаксацией мышц, практически здоровым, уделяющим большое внимание развитию координации движений. В связи с этим в ПРТ не применяются формулы, вызывающие чувство тяжести в конечностях. Иногда, напротив, включаются формулы преодоления этого чувства (если оно все-таки возникает). Главной задачей ПРТ является управление уровнем психического напряжения.

Психомышечная тренировка (регуляция психических состояний) Психомышечная тренировка (ПМТ) направлена на совершенствование двигательных представлений главным образом за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движений. Методика более проста в сравнении с АТ и ПРТ, доступна юным спортсменам. В ней используются разработки различных школ психотренинга, в частности, дыхательные упражнения, максимальное изометрическое напряжение мышц и покой после него, а также закрывание глаз. В ПМТ выделяют четыре ступени перехода расслаблению и от него к активизации: общая перестройка и гармонизация состояния, целенаправленная психомышечная регуляция, общее расслабление мышц тела и активизация, обусловленная характером деятельности.

Идеомоторная  тренировка. Во многих работах указывается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В то же время отдельные исследования (Д. Джонс, 1963; А.А. Белкин, 1965) показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением (совсем незнакомым действием) без предварительного его выполнения. Но этой способностью обладают только отдельные высококвалифицированные спортсмены. Рядом исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, а может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно.

Для того, чтобы мысленные образы будущего движения воплощались предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими. Причем пользоваться совершенно сознательно, активно, а не просто полагаться на те процессы, которыми природа одарила наш организм. Представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам.

Идеомоторная  тренировка (регуляция психических  состояний). Идеомоторная тренировка (ИТ) состоит в сознательном представлении техники движений. В идеомоторной тренировке принято выделять три основных функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную. Первая из них базируется на представлении идеального движения, вторая - на представлениях, облегающих освоение навыка, третья - на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов. Идеомоторная тренировка более всего эффектна для повышения скорости движений (до 34%), точности (6-18%). В спортивной деятельности с психогигиеническими целями используется и ряд других методик: "наивная психорегуляция" (талисманы, ритуалы, разминки и т.п.), музыкальное сопровождение и функциональная музыка, контроль состояния голоса, дыхательные упражнения, специальные психорегулируюшие комплексы физических упражнений

 

Заключение

Методика воспитания волевых  качеств предусматривает постепенное увеличение степени трудностей, которые должны преодолеваться спортсменами-учениками во время урока, тренировки и выступлений.

Для того чтобы стимулировать  волевые усилия на преодоление все  возрастающих трудностей, в тренировке применяется ряд методов психологического воздействия. При помощи этих методов  тренер не только стимулирует волевые  качества спортсмена, но и вырабатывает у тренируемого соответствующие  установки , создает такие оптимальные состояния, которые способствуют достижению оптимальной работоспособности или отдыху.

Воспитывая волевые качества в процессе спортивной тренировки и  занятий ФК, необходимо стремиться к тому, чтобы все они формировались  не только в спортивной тренировке, а проявлялись в жизни, в быту, труде и поведении, т. е. стали  чертами характера спортсмена.

Умение тренера заставлять, побуждать постоянно преодолевать трудности тренировки, быть дисциплинированным, твердо выполнять режим и распорядок дня, играет огромную роль в волевой подготовке.

Надо всегда иметь ввиду, что формирование волевых качеств - это не эпизодическая работа тренера-педагога, которую он проводит перед соревнованием  или спортивным мероприятием, а постоянный кропотливый труд , требующий от него большой затраты сил , времени, упорства и энтузиазма в течении всей многолетней подготовки спортсменов или обучения в школе.

Преподаватель ФК может использовать некоторые методики и системы  методик, разработанные для волевой  подготовки профессиональных спортсменов  в работе со школьниками. Но в воспитании волевых качеств посредством  занятий ФК, да и в спортивной подготовке, нужно следовать важному  принципу:

Подход к оценке степени  развитости воли и воспитанию волевых  качеств, как в возрастном, так  и в индивидуальном аспекте должен быть дифференцированным, исходя из многокомпонентной  структуры воли. По мере развития психики  волевая регуляция меняется, так  же она меняется в зависимости  от эмоциональной структуры и  уровня интеллекта личности. Поэтому  применяя методы развития волевых качеств  и мотивацию в занятиях ФК, педагог  должен принимать индивидуальный подход, основанный выявлении и учете  на всех вышеперечисленных факторов.

 

Список использованной литературы

  1. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе.-М., 1989
  2. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.-Рязань, 1979. -с.9
  3. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие.-М., 1976.- с.42
  4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.
  5. Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал.-1989.-№2
  6. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для институтов и училищ - М. : Просвещение, 1990. - 296 с.
  7. Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.-с. 16-19.
  8. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т.Т. Джамгарова и А.Ц. Пунин. - М. : ФиС, 1979. - 143 с.
  9. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте.-М., 1977.- с. 23
  10. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание.-Рязань, 1992. -с.13

Информация о работе Волевая подготовка в процессе физического воспитания и занятий спортом