Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:29, реферат
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей. [1]
Введение……………………………………………………………...3
1. Подходы к определению понятия воля в истории……………....4
2. Понятие воли……………………………………………………….6
3. Структура волевого действия…………………………………….8
4. Волевая регуляция поведения. Волевые качества личности…..10
5. Приемы и методы самовоспитания воли………………………..13
Заключение…………………………………………………………..15
Приложение………………………………………………………….16
Список литературы………………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Псковский филиал федеральное
государственное бюджетное
Реферат
по дисциплине «Психология»
на тему:
«Воля как процесс сознательного регулирования поведения»
Выполнила:
___________
Группа _____
_ курс
Преподаватель:
_______________
г. Псков
2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Подходы к определению понятия воля в истории……………....4
2. Понятие воли……………………………………………………….6
3. Структура волевого действия…………………………………….8
4. Волевая регуляция поведения. Волевые качества личности…..10
5. Приемы и методы самовоспитания воли………………………..13
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей. [1]
Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре Ожегова воля трактуется «как способность осуществлять поставленные перед собой цели». В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. Так что же такое воля сейчас, в современном представлении? [3]
Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая.
Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека.
Аристотель связывал волю с разумом. Он употребил этот термин с целью обозначения определенного класса действий и поступков человека, а именно тех, которые детерминируются не потребностями, желаниями, а пониманием нужности, необходимости, т.е. сознательных поступков и действий или стремлений, опосредованных размышлением. Аристотель говорил о произвольных движениях, чтобы отделить их от непроизвольных, осуществляющихся без размышления. К произвольным действиям он относил те, о которых «мы заранее совещались с собою».
Из истории психологии известно, что понятие «воля» было введено как объяснительное о зарождении действия, которое основывается не только на желаниях человека, но и на умственном решении о его осуществлении.
В дальнейшем интенсивная разработка представлений о воле начинается только в XVII в. и продолжается в XVIII-XIX вв., в Новом времени, отмеченном бурным развитием естественнонаучных и психологических знаний. Эти представления можно разделить натри направления, которые в современной психологии представлены как мотивационный и регуляционный подходы, а также и подход «свободного выбора».
Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта), либо к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичной ей способности к побуждению действий, в частности, к преодолению препятствий.
Отождествление воли и доминирующего в сознании желания прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Так, одни из них объясняли волю как способность души формировать желания, другие — как последнее желание, предшествующее действию. Тем самым воля возникала не как самостоятельная реальность. а как одно из желаний, выгода которого устанавливается разумом. В гаком случае сущность мотива составляли эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффекта и обусловленного им действия (Р. Декарт. Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо).
К регуляционному подходу в исследовании воли принадлежат представления о свободе воли как способности к сознательному умышленному преодолению препятствий. Если мотивация является лишь фактором, инициатором действия, то существование препятствий на пути к выполнению действия и умышленное их преодоление становится фактором волевого акта. Так рассматривают преодоление препятствий Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Вместе с тем к функции воли они относят и принуждение. При этом, отмечая комплексный характер воли, ученые указывают на важность регулятивной функции.
Подход «свободного выбора». Впервые вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном свободном выборе поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к выделению проблемы свободы воли.
Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, ничем не ограничена и поэтому могущественна. У человека же универсальная воля, которая представлена в его собственном характере. Он дан человеку от рождения как неизменный и вообще непознаваемый. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души, способной к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джемс). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость человеческой воли от окружающей действительности.
Иную позицию занимали те. кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевого действия (Б. Спиноза. И. Кант. В. Франкл и др.).
В воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает: есть воля — есть человек, нет воли — нет человека, сколько воли — столько и человека.
Имеющиеся сегодня данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям. В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции. [7]
2.Понятие о воле
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. [1]
Воля (англ. volition, will) — спосо
Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие — активизирующую и тормозящую. [2]
Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны, прежде всего, внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности. [1]
Основные признаки волевого акта:
1)приложение усилий для выполнения
волевого акта;
2)наличие продуманного плана осуществления
поведенческого акта;
3)усиленное внимание к такому поведенческому
акту и отсутствие непосредственного удовольствия,
получаемого в процессе и в результате
его исполнения;
4)нередко усилия воли направлены не только
на победу над обстоятельствами, сколько
на преодоление самого себя. [4]
3. Структура волевого действия
С чего начинается волевое действие? Конечно, с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием. Но не любое стремление к цели носит осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. (см. Приложение) Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Как правило, люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. По этой причине влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.
Однако далеко не всякое
желание приводит к действию. Желание
само по себе не содержит активного элемента.
Прежде чем желание превратится в непосредственный
мотив, а затем в цель, оно оценивается
человеком, т. е. «фильтруется» через систему
ценностей человека, получает определенную
эмоциональную окраску. Все, что связано
с реализацией цели, в эмоциональной сфере
окрашивается в позитивные тона, равно
как все, что является препятствием к достижению
цели, вызывает негативные эмоции.
Желание обостряет, имея побуждающую силу,
осознание цели будущего действия и построение
его плана. В свою очередь, при формировании
цели своеобразную роль играет ее содержание,
характер и значение. Чем значительнее
цель, тем более мощное стремление может
быть вызвано ею.
Не всегда желание сразу претворяется
в жизнь. У человека порой возникает сразу
несколько несогласованных и даже противоречивых
желаний, и он оказывается в весьма затруднительном
положении, не зная, какое из них реализовать.
Психическое состояние, которое характеризуется
столкновением нескольких желаний или
нескольких различных побуждений к деятельности,
принято называть борьбой мотивов. Борьба
мотивов содержит в себе оценку человеком
тех оснований, которые говорят за и против
необходимости действовать в определенном
направлении, обдумывании того, как именно
действовать. Заключительный момент борьбы
мотивов - принятие решения, заключающийся
в выборе цели и способа действия. Принимая
решение, человек проявляет решительность;
при этом он чувствует ответственность
за дальнейший ход событий.
Исполнительный
этап волевого действия имеет сложную
структуру. Прежде всего, исполнение принятого
решения связано с тем или
иным временем, т.е. с определенным сроком.
Если исполнение решения откладывается
на длительный срок, то в этом случае принято говорить
о намерении исполнить принятое решение.
Обычно мы говорим о намерении в случае,
когда сталкиваемся со сложными видами
деятельности.
Намерение по своей сути - внутренняя подготовка
отсроченного действия и представляет
собой зафиксированную решением направленность
на осуществление цели. Но одного намерения
недостаточно. Как и в любом другом волевом
действии, при существовании намерения
можно выделить этап планирования путей
достижения поставленной цели. План может
быть детализирован в разной степени.
При этом спланированное действие не реализуется
сразу. Для его реализации нужно сознательное
волевое усилие. «Под волевым усилием
понимается особое состояние внутреннего
напряжения, или активности, которое вызывает
мобилизацию внутренних ресурсов человека,
необходимую для выполнения задуманного
действия. Поэтому волевые усилия всегда
связаны со значительной тратой энергии».
Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием). [6]
4. Волевая регуляция поведения. Волевые качества личности.
Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием. [1]
На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах, как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.
Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.
Информация о работе Воля как процесс сознательного регулирования поведения