Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:29, реферат
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей. [1]
Введение……………………………………………………………...3
1. Подходы к определению понятия воля в истории……………....4
2. Понятие воли……………………………………………………….6
3. Структура волевого действия…………………………………….8
4. Волевая регуляция поведения. Волевые качества личности…..10
5. Приемы и методы самовоспитания воли………………………..13
Заключение…………………………………………………………..15
Приложение………………………………………………………….16
Список литературы………………………………
К третичным следует отнести волевые
качества, теснейшим образом связанные
с нравственными,: ответственность (качество,
характеризующее личность с точки зрения
выполнения ею нравственных требований),
дисциплинированность (сознательное подчинение
своего поведения общепринятым нормам,
установленному порядку), принципиальность
(верность определенной идее в убеждениях
и последовательное проведение этой идеи
в поведении), обязательность (умение добровольно
возложить на себя обязанности и выполнить
их). К этой же группе относятся качества
воли, связанные с отношением человека
к труду: деловитость, инициативность
(умение работать творчески, предпринимая
поступки по собственному почину), организованность
(разумное планирование и упорядочение
своего труда), исполнительность (старательность,
выполнение в срок поручений и своих обязанностей)
и т.д.
Третичные качества воли обычно формируются
только к подростковому возрасту, т.е.
моменту, когда уже имеется опыт волевых
действий. Волевые действия можно подразделить
на простые и сложные. В простом волевом
акте побуждение к действию (мотив) переходит
в само действие почти автоматически.
В сложном волевом акте действию предшествует
учет его последствий, осознание мотивов,
принятие решений, возникновение намерения
его осуществить, составление плана его
осуществления и т. д. [4]
Развитие воли
у человека связано:
а)с преобразованием непроизвольных
психических процессов в произвольные;
б)с приобретением человеком контроля
над своим поведением;
в)с выработкой волевых качеств личности;
г)с тем, что человек сознательно ставит
перед собой все более трудные задачи
и преследует все более отдаленные цели,
которые требуют значительных волевых
усилий в течение долгого времени. Формирование
волевых качеств личности можно рассматривать
как движение от первичных к вторичным
и далее — к третичным качествам. [2]
Волевая регуляция
может включиться в деятельность
на любом из этапов ее осуществления:
инициации деятельности, выбора средств
и способов ее выполнения, следования
намеченному плану или отклонен
Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют такие важнейшие из них как: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.
Самостоятельность - волевое качество, которое проявляется в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бороться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоятельность не исключает использование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цели. Противоположными самостоятельности качествами являют внушаемость и негативизм. Внушаемости подвержены все безвольные люди, которые не знают, как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей.
Негативизм - отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди. Негативизм чаще всего проявляется у подростков, которые стремятся показать свою самостоятельность и независимость от взрослых.
Решительность - одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия.
Нерешительность - отрицательное волевое качество, которое мешает человеку быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие.
Настойчивость - самое важное волевое качество, проявляющееся в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще людям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного времени для того чтобы как можно лучше решить поставленную задачу и добиться наиболее высоких результатов.
Упорство - волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, невзирая на все преграды и противодействия. Упорный человек убежден в правильности выбранного пути, понимает целесообразность своих действий и необходимость получения нужных результатов.
Упрямство является отрицательным волевым качеством, противоположным упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент. Самообладание - волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы. [5]
5. Приемы и методы самовоспитания воли
Потребность в
самовоспитании воли возникает в
подростковом и раннем юношеском возрасте. И
это естественно, так как подростки стремятся
стать самостоятельными и независимыми
от взрослых. Но поскольку они не знают,
а поэтому и не соблюдают приемов самовоспитания
воли, то вместо воспитания они занимаются
часто испытанием своей воли. Иногда такого
рода испытания принимают форму истязаний.
Так, некоторые школьники для “развития
выдержки и самообладания” колят себя
булавками, лазят по стенам и карнизам,
прыгают на землю с высоких объектов, ходят
раздетыми зимой и т.п. Существует целый
ряд правил и приемов воспитания и самовоспитания
воли, которые надо знать и по возможности
соблюдать.
1. Волевые качества следует проявлять
во всех видах деятельности и не только
в экстремальных ситуациях, но и в повседневной
жизни.
2. Стараться ставить только достижимые
цели. Нельзя браться за такие задачи,
которые заведомо не могу быть выполнены.
3. Поставленная цель должна быть достигнута.
Любое дело надо доводить до конца, не
откладывать его окончание на неопределенное
время.
4. Не следует сразу пытаться преодолевать
сравнительно большие трудности. Надо
сначала научиться преодолевать несложные
препятствия. При неудаче не следует отчаиваться.
Надо снова и снова пытаться преодолеть
трудности, проявляя настойчивость и упорство.
5. Если не
получается какое-либо дело не бросай
его. Прояви выдержку и терпение, начни
все сначала, исправь допущенные ошибки,
придумай более рациональные способы
и приемы его осуществления.
6. Оказавшись в экстремальной ситуации,
не теряй самообладания, мобилизуй все
свои силы и возможности для достойного
выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое
решение было выполнено, несмотря ни на
какие препятствия.
7. Приступая к делу, сначала спланируй
его выполнение, потом предусмотри возможные
трудности и способы их преодоления, подумай
о результатах своих действий и об их последствиях.
[3]
Заключение
Понятием "воля" оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.
Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
2) приобретение человеком контроля над своим поведением;
3) выработка волевых качеств личности;
4) а также
с тем, что человек
Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.
Приложение
Список литературы
Информация о работе Воля как процесс сознательного регулирования поведения