Воля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 03:39, доклад

Описание работы

Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли.

Файлы: 1 файл

Доклад по психологии.docx

— 30.29 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными  действиями, которые могут быть разделены  на две большие группы: произвольные и непроизвольные.

Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они  осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет  в руку стакан с водой, подносит его  ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т.е. выполняет целый ряд  действий, объединенных одной целью - утолить жажду. Все отдельные  действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек  пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волевые качества

 

Развивать волю - дело не быстрое, но вполне реальное. Чтобы сделать из себя суперволевого человека, возможно, нужен отдельный талант, но просто укрепить свою волю, стать в достаточной мере волевым человеком - может каждый.

Воля  как сознательная организация и  саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, - это прежде всего власть над  собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей  эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует  огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности  своих проявлений, характеризуемых  на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет  преодолевать любые трудности, встречающиеся  на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие  волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и  т. д. Слабовольные люди пасуют перед  трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно  оправданных мотивов поведения  и деятельности.

Наиболее  типичным проявлением слабой воли является лень — стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Примечательно, что многие люди, во всех других случаях менее склонные признаваться в каких-либо недостатках, весьма легко признают за собой этот дефект. “Ленив я, это верно”, — с добродушной снисходительностью к своим слабостям соглашается в беседе с товарищем молодой человек. Очевидно, за этим признанием скрывается некое представление о собственной ценности, которая не выявляется лишь по причине лени. В таком освещении лень выглядит не столько недостатком, сколько ширмой, которая скрывает какие-то никому неведомые достоинства человека.

Между тем  это иллюзия. Лень - свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к жизни, безразличия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешней локализацией контроля и потому безответствен.

Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых  качеств очень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание  и многие другие.

Решительность - это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов вскоре завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое со знанием дела, с учетом обстоятельств. Скоропалительные решения зачастую свидетельствуют не столько о решительности, сколько о желании человека избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует о слабости, а не о силе воли.

Целеустремленность – это направленность движения к цели. Волевое усилие, реализующее движение к цели, есть настойчивость, упорство – способность личности, во что бы то ни стало, невзирая ни на какие препятствия, достигать поставленной цели.

Такое волевое качество, как самообладание (или выдержка, выносливость, терпение), выражающиеся в способности преодолевать в  своем стремлении к цели внутренние препятствия, помогает человеку преодолевать чувство страха, болезнь, вредные  привычки, усталость, ненужные в данный момент желания.

Признаком сильной воли человека является смелость - способность преодолевать препятствия с риском для жизни, физического благополучия или нравственного спокойствия. Смелость проявляется и в том, что человек, убежденный в правоте, открыто высказывает и отстаивает свою точку зрения в споре, даже если она и не совпадает с мнением большинства.

Наличие всех качеств сильной  воли и есть - мужество - высшая характеристика воли. Мужественный человек всегда целеустремлен и решителен, настойчив, смел, дисциплинирован и наделен самообладанием. Социальная значимость сильной воли зависит от нравственного содержания тех целей, к которым стремится человек, реально достижимы, то волевое усилие, направленное на их достижение, оказывается устойчивым; если же цели не имеют должного логического и научного обоснования, то есть, несостоятельны, нереальны, то и сила воли оказывается неустойчивой. Вот почему, воспитывая сильную волю у подрастающего поколения, мы должны одновременно формировать осознанное мировоззрение и высокую нравственность. Такое воспитание сделает волю человека общественно полезной и непоколебимой в достижении высоконравственной цели: жить для людей и себя.

Для воспитания воли, как  ни парадоксально, требуется одно - систематическое проявление самой  воли. Не упражняя себя в выборе полезных целей, в систематическом проявлении волевого усилия, направленного на преодоление препятствий, воспитывать  волю практически невозможно.

Воля возникает как  результат жизненной практики, воспитания и самовоспитания личности. Воспитывать  ее у ребенка нужно с раннего  возраста. В возрасте до 3 лет, когда  ребенок уже достаточно хорошо овладевает движениями своих рук, ног, туловища, научается выполнять многие требования взрослых на основе понимания их речи, формируются предпосылки волевых (произвольных) действий, которые отличаются от непроизвольных (импульсивных) осознанностью  и целенаправленностью. Выделяют 3 основных направлений в развитии воли у  дошкольника: развитие целенаправленных действий, формирование нравственных целей и мотивов действий, повышение  регулирующей роли речи в выполнении действий. Следует похвалить ребенка  за проявленное волевое усилие, помочь при затруднении, а при неудаче - выразить уверенность в конченом успехе, помочь добиться его. Развитию воли способствую различные виды деятельности дошкольника и, прежде всего - игра.

Для преодоления себя, изменения  своего образа жизни, человеку нужна  сильная воля - волевое усилие.

Встречаются и нарушения  волевой деятельности. К наиболее распространенным следует отнести  абулию (вялость, безынициативность, ослабление воли) и различные формы апраксии (нарушение произвольных, целенаправленных двигательных актов, сложных волевых  действий, связанное с расстройством  речи и понятийного мышления).

 

Приемы воспитания воли

 

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий. 
1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “невзятую крепость” и делать все возможное, чтобы преодолеть его, “взять” эту “крепость”. Люди, обладающие несгибаемой волей, постоянно приучали себя совершать волевые поступки в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительные подвиги в боевой и трудовой деятельности. Следует напомнить подросткам, что Герои Советского Союза Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Ульяна Громова и многие другие до войны были обыкновенными школьниками и что их волевые качества сложились в условиях учебной, трудовой и общественной деятельности. 
2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности — моральных принципов и убеждений, основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга. 
3. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять. 
4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

К числу  важнейших условий формирования воли человека относится строгое  соблюдение режима дня, правильного  распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют  организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой  человек—хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту. 
Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли. 
Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то, например оказать помощь подшефному колхозу в заготовке кормов, но нужно уметь это делать. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей.

Рассмотрим конкретно некоторые из приемов самовоспитания.  

Самооценка

Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие  качества следует воспитывать у  себя. Самооценка формируется путем  сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется  в тех случаях, когда субъект  выявляет мнение о себе и своих  поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном  заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов - заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится трудней учиться, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми.

Нелишне и вспомнить совет В. Гете. Он говорил, что общаясь с  ближними, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Общаясь же с ними так, как будто они лучше  того, что представляют собой в  действительности, мы заставляем их становиться  лучше. Поэтому многих людей целесообразно  авансировать похвалой.

Вырабатывая объективную самооценку, необходимо учитывать обстановку, в  которой осуществляется эта работа. В эксперименте студенты ставили  себе оценку за каждое из заданных экспериментатором  качеств. В комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый человек с дорогим портфелем  в руках. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижалась. Но когда  в комнату входил небрежно, неаккуратно  одетый, в нечищеной обуви и  не глаженных брюках гражданин, самооценка этих показателей становилась значительно  более высокой.

 

Самоприказ

 

Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать  требования этики.

Применяется самоприказ, когда человек  уже убедил себя, что надо вести  себя определенным образом. Он ясно видит  свои недостатки, но никак не может  заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме  решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить  такое действие будет легче, а  в дальнейшем оно станет привычкой. Если самоприказ не помогает, необходимо повторить его несколько раз. Если, это возможно, повторить его  вслух.

 

 

Самовнушение

 

Оно помогает вести себя не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть  собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону помногу раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.

Так, например, много раз повторяя: «Я не чувствую боли», можно избавиться от болевых ощущений. И наоборот, можно внушить себе ощущение боли, причем даже не произнося каких-либо формул.

Неприятные эмоции, сопутствующие  боли, исчезают при переключении внимания.

Самокорректировка
Трудно переоценить  умение контролировать свои действия и поступки, осуществлять самоуправляемое  поведение. Самокорректировка дает возможность корректировать накал  страстей, приучает держать себя в  руках, быстро успокаиваться в сложных  ситуациях. История необычайно богата примерами самокорректировки, помогающими  выдающемуся человеку четко выполнять  намеченную жизненную программу.

Информация о работе Воля