Воля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 03:39, доклад

Описание работы

Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли.

Файлы: 1 файл

Доклад по психологии.docx

— 30.29 Кб (Скачать файл)
Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих  жизненный потенциал, в гармоничную  структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию  жизненной энергии личности.
Саморегуляция
Этот прием  предусматривает обучение умению следить  за внешними проявлениями эмоциональных  состояний. Дело в том, что изменяя  внешнее выражение, эмоции, можно  регулировать свое внутреннее психическое  состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие  речь движения рук в разговоре, дрожание пальцев вызывают нерешительность, неуверенность в себе; заискивающие интонации углубляют беспокойство. И наоборот, приучая себя не размахивать  руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками, развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку, улыбаться в моменты  растерянности, недоумения; смотреть уверенно и строго в конфликтной ситуации, руководитель приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации.
Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция служит умению сдержанно  относиться к другим людям, терпимо  воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических  ситуациях.
Если все же контроль над чувствами не удался, срыв произошел, обстановка чрезвычайная и необходимо успокоиться, взять  себя в руки, лучшее средство успокоиться - движение. Очень хорошо молча и  задумчиво пройти по комнате, делая, скажем, на два шага вдох и на пять шагов выдох, ведя счет шагов в  уме. Движение, дыхание, счет шагов в  уме быстро отвлекают человека от ситуации, успокаивают.
В саморегуляции  большую роль играет рефлексия. Вначале  необходимо интенсифицировать самосознание. Это позволяет обнаружить несовместимость  своих принципов, мыслей, поступков  и сравнительно легко наметить пути закрепления новых элементов  поведения. При этом надо иметь в  виду, что чем выше интеллект человека, чем точнее самосознание, тем эффективнее  функционирует саморегуляция.
 Самостимуляция
Ряду юношей и  девушек, в первую очередь, мнительным и самолюбивым людям, большую  помощь в самовоспитании могут оказать  методы самопоощрения и самонаказания. В случае даже незначительных успехов  целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в  случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов  и значительных неудач воздействие  усиливается.
Очевидно, поощрять и наказывать себя можно не только словесно. Естественно, лишение себя удовольствия будет действенным  средством самонаказания.
Очень важно убедить  себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою нервную энергию, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат только в том случае, если требования к  себе увеличиваются постепенно.

Заключение

 

Поведение и деятельность человека стимулируется и регулируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно  управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных  ситуациях. К волевой регуляции  прибегает человек только в том  случае, когда ему необходимо преодолеть трудности, возникающие на пути к  достижению поставленной цели. Во всех других случаях регуляция может  иметь не волевой, а преднамеренный характер, не требующий никаких усилий от личности. Можно совершать самые  разнообразные сложные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будет  заставлять себя осуществлять их.

Развитие волевой регуляции  поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной  стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком  контроля над своим поведением, с  третьей - выработка волевых качеств  личности. Все эти процессы онтогенетически  начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью  и научается пользоваться ею как  эффективным средством психической  и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические  преобразования, постепенно поднимающие  процесс и механизмы волевой  регуляции на более высокие уровни.

  ~


Информация о работе Воля