Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:57, реферат
Целью нашей работы является рассмотрение проблемы воли и волевых качеств личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ ВОЛИ 5
II. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 8
III. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ 15
IV. ВЛИЯНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 21
Калужский государственный
педагогический университет им. К.Э.Циолковского
Факультет социальных отношений
Контрольная работа
По дисциплине: "Психология"
На тему: "Воля и волевые качества личности"
Студент II курса
заочного отделения
Лекаркина Марина Владимировна
Научный руководитель:
Калуга 2001г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ ВОЛИ 5
II. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 8
III. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
15
IV. ВЛИЯНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА
ПРОДУКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 21
Введение
Целью нашей работы является рассмотрение
проблемы воли и волевых качеств личности.
Актуальность этой темы заключается в
том, что в связи со всеобщим возрождением
интереса к гуманитарным, специфическим
человеческим проблемам психологии в
последние годы наблюдается повышенное
внимание к воле. Когда-то еще в XVIII-XIXвв,
эта проблема была одной из центральных
в психологических исследованиях. В начале
XXв, в связи с общим кризисом в психологии
исследования воли отошли на второй план.
Эта проблема оказалась самой трудной
из тех, которые необходимо было ставить
и решать на новой методологической основе.
Но игнорировать её полностью, или не замечать
было невозможно, так как воля относится
к числу тех психических явлений (наряду
с воображением), жизненно важную роль
которых нет особой необходимости доказывать.
Уже Аристотель ввел понятие воли в систему
категорий науки о душе для того, чтобы
объяснить, каким образом поведение человека
реализуется в соответствии со знанием,
которое само по себе лишено побудительной
силы. Воля у Аристотеля выступала как
фактор, наряду со стремлением способный
изменять ход поведения: инициировать
его, остановить, менять направление и
темы.
Задачами нашей работы является рассмотрение
следующих вопросов, необходимых для полного
раскрытия темы:
Во-первых, понятие воли;
Во-вторых, раскрытие волевых качеств,
присущих каждой личности.
В-третьих, мы должны будем проанализировать
способы развития волевых качеств личности.
В-четвертых, нужно описать влияние волевых
качеств личности на продуктивность профессиональной
деятельности.
Ни одна более или менее сложная жизненная
проблема человека не решается без участия
воли. Никто на Земле никогда еще не добился
выдающихся успехов, не обладая выдающейся
силой воли. Человек в первую очередь тем
и отличается от всех остальных живых
существ, что у него, кроме сознания и интеллекта,
есть еще и воля, без которой способности
бы оставались пустым звуком.
I. Понятие воли
Воля-это сознательная организация и саморегуляция
человеком своей деятельности и поведения,
направленная на преодоление трудностей
при достижении поставленных целей. Воля
- это особая форма активности личности,
особый вид организации её поведения,
определяемого поставленной его самой
целью.
Воля возникла в трудовой деятельности
человека, овладевающего законами природы
и таким образом получающего возможность
изменять её в соответствии со своими
потребностями.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных
функций побудительной и тормозной, и
в них себя проявляет.
Побудительная функция обеспечивается
активностью человека. В отличие от реактивности,
когда действие обуславливается предшествующей
ситуацией (на отклик человек оборачивается,
брошенный в игре мяч отбивает, на грубое
слово обижается и т.д.), активность порождает
действия в силу специфики внутренних
состояний субъекта обнаруживающихся
в момент самого действия (человек, нуждающихся
в получении необходимой информации, окликает
товарища, испытывает состояние раздражения,
позволяет себе грубить окружающим и т.д.)
В отличии от полевого поведения,
отличающегося непреднамеренностью, активность
характеризуется произвольность, т.е.
обусловленностью действия сознательно
поставленной целью. Активность может
и не быть вызвана требованиями сиюминутной
ситуации, стремлением приспособиться
к ней, действовать в границах заданного,
она характеризуется надситуативностью,
т.е. выходом за пределы исходных целей,
способностью человека подниматься под
уровни требований ситуации, ставить цели,
избыточные по отношению к исходной задаче
(таков "риск ради риска", творческий
порыв).
Одним из проявлений социальной активности
человека, того, что может быть названо
гражданской позицией, является "сверхнормативная
активность", т.е. такая его деятельность,
выполнение которой не является строго
обязательным для деятеля (ему никто не
может поставить в упрек, если он её не
выполнит), но осуществление которого
отвечает социальным ожиданиям.
Может быть указана еще одна особенность
волевых процессов, выступающая в качестве
проявления её побудительной функции.
Если у человека отсутствует актуальная
("здесь и теперь") потребность осуществлять
действие, объективную необходимость
которого он осознает, воля создает дополнительные
побуждения, изменяющие смысл действия,
делающие его более значимым, вызывая
переживания, связанные с предвидимыми
последствиями действия, делающими его
более значимым, вызывая переживания,
связанные с предвидимыми последствиями
действиями. В состоянии утомления человеку
бывает трудно собрать силы для того, чтобы
поехать на тренировку в спортзал на другой
конец города, однако мысль о том, что от
того, насколько он будет подготовлен
как капитан команды, зависит общий её
успех и поддержание спортивной славы
школы, мобилизует волю, создавая дополнительную
мотивацию к осуществлению действия.
Тормозная функция воли, выступающая в
единстве с побудительной функцией проявляется
в сдерживании нежелательных проявлений
активности; Личность способна тормозить
пробуждение мотивов и выполнение действий,
которые не соответствуют её мировоззрению,
идеалам и убеждениям. Регулирование поведения
было бы невозможно без торможения.
Говоря о стиле и тоне взаимоотношений
в коллективе А.С.Макаренко особо подчеркивал
задачу выработки привычки торможения.
Побуждение человека к действиям образуют
определенную упорядоченную систему -
иерархию мотивов - от потребностей в пище,
одежде, укрытии от жары и холода, до высших
побуждений, связанных с переживанием
нравственных, эстетических и интеллектуальных
чувств. В том случае, если во имя высших
мотивов тормозятся и сдерживаются низшие,
в том числе и жизненно важные, это происходит
за счет проявления воли. В повседневной
жизни так же, сдержать проявление своих
чувств, довести до конца начатое дело,
несмотря на любые трудности, устоять
против соблазна все бросить и заняться
чем-либо более привлекательным - возможно
при наличии достаточно сильной воли.
В своем единстве побудительная и тормозная
функции воли обеспечивают личности преодоление
трудностей на пути к достижению цели.1
II. Волевые качества личности
Волевые свойства (качества) личности
- это уже не временные состояния, а относительно
постоянные, на зависящие от данной ситуации,
устойчивые психические образования личности.
Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся
в процессе жизни определенная совокупность
её свойств, характеризующая достигнутый
уровень сознательной саморегуляции поведения.
К волевым свойствам личности относятся
целеустремленность, инициативность,
решительность, настойчивость, выдержка,
самостоятельность, организованность,
смелость, деловитость, самообладание
и др. Слабоволие человека характеризуется
такими понятиями, как беспринципность,
безинициативность, невыдержанность,
лень, трусость, малодушие, упрямство и
т.д.
Нравственная оценка волевых свойств
зависит от содержания направленности
личности. Инициатива, решительность,
настойчивость человека, обладающего
передовым мировоззрением и высоконравственной
целеустремленностью, - это его положительные
свойства. Подобные же свойства карьериста,
преступника, естественно, являются отрицательными,
так как направлены против прогрессивного
развития общества и самой личности.
Анализ отдельных волевых
свойств, который дается во многих исследованиях,
не только конкретизирует наше представление
о воле человека, но и позволяет
выявить возрастные особенности
волевой регуляции. Да и цели воспитания
воли мы чаще всего выражаем совокупностью
волевых качеств, которые хотим
видеть в каждом человеке.
Это, прежде всего целеустремленность-главное
волевое свойство, определяющее направление
и уровень развития всех других проявлений
воли личности.
Вокруг этого стержневого свойства личности,
непосредственно связанного с направленностью,
группируются другие свойства, характеризующие
волевую активность: инициативность-умение
по собственному почину предпринимать
необходимые действия; решительность-умение
принимать обдуманные решения и последовательно
проводить их в жизнь; настойчивость -
умение постоянно и длительно преследовать
цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
выдержка-умение затормозить действия,
чувства и мысли, мешающие осуществлению
принятого решения; организованность-умение
планировать свои действия и поступки,
а главное, руководствоваться планом при
исполнении; смелость-умение противостоять
страху и идти на оправданный риск во имя
поставленной цели; деловитостью-умение
доводить всякое продуманное дело до конца,
невзирая на помехи и трудности; самостоятельность-умение
следовать своим убеждениям, полагаться
на собственные силы, не прибегая без нужды
к помощи других? В поведении личности
проявляются и другие не менее важные
волевые свойства (дисциплинированность,
прилежание, самообладание).
Читатель, желающий ознакомиться с психологическими
особенностями отдельных волевых свойств,
может обратиться к специальной литературе.
Отметим лишь их общие особенности.
Всякое волевое свойство характеризуется
широтой, силой и устойчивостью.
Измеряя время и количество попыток в
преодолении трудностей, можно выявить,
что один человек достаточно ярко обнаруживает
те или иные волевые свойства только в
одной какой-либо деятельности, например,
в учении, другой же-в широком круге видов
деятельности (в учении, в труде, в общественной
работе, в спорте). Широта волевого свойства
определяется, таким образом, количеством
видов деятельности, в которых оно отчетливо
проявляется.
Сила волевого свойства характеризуется
степенью возбуждения волевого усилия,
направленного на преодоление препятствий.
Проведенные эксперименты указывают на
большие возможности человека в преднамеренном
усилении волевого возбуждения или торможения.
Это хорошо демонстрируется в опытах на
эргографе (прибор, с помощью которого
регистрируются продолжительность и сила
работы указательного пальца при поднятии
определенного груза). При инструкции
"Работайте, сколько можете" у испытуемых
одни результаты, а при инструкции "Работайте
в максимальными усилиями" результаты
обычно в полтора раза выше, чем в первом
опыте, л
Главным признаком устойчивости волевых
свойств личности является постоянство
проявления волевого усилия в однотипных
ситуациях/Показателем устойчивости свойства
является как длительность напряжения
волевого усилия, так и количество попыток,
направленных на преодоление определенной
трудности.
Сила и устойчивость волевых свойств взаимосвязаны:
чем выше степень возбуждения волевого
усилия, тем, как правило, с большим упорством
способен человек преодолевать трудности,
постоянно возобновляя попытки. Однако
в целостном поведении личности нередко
обнаруживается и значительное расхождение
между силой и устойчивостью волевых свойств.
Например, человек проявляет эпизодически
незаурядную настойчивость, смелость,
выносливость в каких-либо отдельных действиях,
ситуациях, но не способен к многократному,
постоянному проявлению этих свойств.
Нередко наблюдается и другое большая
устойчивость волевого свойства при незначительной
его силе. Это обнаруживается а том, что
человек способен к длительному преодолению
препятствий небольшой трудности, но не
может резко увеличить волевые усилия
в сложных условиях. Личность, взаимодействуя
с внешним миром, становится обладателем
многих психических свойств Одни из них,
такие, как реактивность, подвижность,
зависят от типа нервной системы и имеют
отношение к темпераменту. Волевые свойства-важнейший
компонент характера человека.
Советский психолог Н Д. Левитов определял
характер человека как психический оклад
личности, выраженный в ее направленности
и воле Если направленность является "головой"
характера, то воля - его "хребет".
В народе слабовольных людей справедливо
называют слабохарактерными. Воспитывая
волю, мы одновременно воспитываем и характер
человека.
Направленность личности и ее волевые
свойства формируются и проявляются в
действиях и поступках, составляющих основные
звенья какой-либо деятельности (трудовой,
учебной, спортивной и т.д.)
Для понимания воли и процесса ее формирования
существенно важен психологический анализ
волевого действия.
Действия человека всегда в той или иной
степени осознаны. Однако волевое регулирование
в них представлено по-разному. Следует
различать три основных вида действий;
аффективные, привычные и собственно волевые.
Всякое действие связано с эмоциями. Само
волевое напряжение носит ярко выраженную
эмоциональную окраску. Действие обдуманное,
но совершаемое по страстному влечению
является самым продуктивным Но если у
человека сознательно-волевой контроль
над эмоциями еще не сформирован или ослаблен,
то действие превращается в аффективное?
После безуспешных попыток решить задачу
ученик "в сердцах" бросает тетрадь
и плачет. На справедливое замечание родителей
или учителя он, обидевшись, отвечает грубостью.
Примеров подобного поведения не только
детей, "но и взрослых немало; все они
(если человек здоров) свидетельствуют
о невоспитанной воле Нередко после аффективной
вспышки волевой контроль восстанавливается,
и человек стремится завершить действие
обдуманно.
В привычных действиях слабо выражены
усилия, направленные на" преодоление
трудностей. При выполнении стереотипных,
привычных действий сознательно-волевой
контроль несомненно наличествует, но
в силу заученности отдельных операций
и целых действий сводится к минимуму.
Такие действия составляют важный элемент
всякой деятельности. К. Д. Ушинский сравнивал
привычку с машиной, которая облегчает
труд человека и освобождает его ум для
решения новых, творческих задач. Но плохо,
если эта привычка работать по шаблону
переносится на ту деятельность, где надо
обязательно выйти за пределы давно усвоенного
и решать задачу творчески.
Поэтому активность личности характеризуется
волевыми действиями. Это чаще всего новые
для личности действия, а если известные,
то выполняемые в необычной обстановке
или в необычном темпе, требующие дополнительной
информации, преодоления неблагоприятных
психических состояний, и т. д.
В структуре волевого действия выделяются
три основные стадии:
1) постановка цели действия, 2) мысленное
планирование исполнения и 3) само исполнение.
Эти стадии связаны друг с другом, представляют
собой единство, где внутренняя психическая
работа личности (цель и план) переходит
в ее разумное действие во внешнем мире.
Говоря о постановке цели, очень важно
иметь в виду, что волевые действия могут
производиться по собственному почину
и по заданию других людей. Психологическая
характеристика этих действий, особенно
в их начальной стадии, различна. В действиях
по собственному почину личность сама
определяет цель действия. При этом у нее
могут возникнуть внутренние противоречия
между мотивами, и сна вынуждена применить
волевое усилие, чтобы определить цель
к утвердиться в намерении преследовать
именно ее. По-другому протекает процесс
постановки цели в действиях по заданию.
Здесь цель заранее определена, и личности
нужно ее принять, т. е. соотнести со своими
мотивами и заставить их "работать"
на эту цель, внутренне подготовить себя
к выполнению необходимого действия. Это
может быть более трудным, чем постановка
цели по собственной инициативе.
Сложность воспитательного
процесса в значительной степени
заключается в том, что воспитание
детей начинается с заданных действий
и воспитателю необходимо добиваться
в каждом случае, чтобы цель, которую
он ставит, была принята ребенком. Как
же внимательно нужно изучать
личность ребенка, учитывать его
потребности, мотивы и психические
состояния, чтобы правильно соединить
цель воспитателя с собственными
намерениями и целями ребенка!
Вторая стадия волевого действия-планирование-
Третья, завершающая стадия действия-исполнение-самая
ответственная. Доведение действий до
успешного конца зависит от того, будут
ли преодолены трудности исполнения, какими
бы они ни были. От исхода борьбы с этими
трудностями зависит - быть или не быть
задуманному действию, поступку. Нередко
встречаются люди, которые ставят высокие
цели, вырабатывают как будто бы реальные
планы их достижения, но как только дело
доходит до исполнения, то здесь они и
обнаруживают свою несостоятельность.
Характерно это и для многих детей, особенно
младших школьников и подростков, чья
воля еще не сформирована. Учителям и родителям
хорошо известны "благие порывы"
многих школьников, которые, столкнувшись
с первыми же трудностями, быстро остывают
к принятым ими целям (наладить дисциплину,
успеваемость, искоренить дурные черты
характера) и не доводят задуманное до
конца.
Умение преодолевать трудности исполнения
- основной Критерий для оценки волевого
развития личности. Воспитанная воля -
единство слова и дела. Бесспорно, что
исполнение действия у воспитанного человека-не
автоматическая "разрядка" намерения
в действиях, а глубоко осмысленный, творческий
процесс, предполагающий не только мобилизацию
волевой активности для преодоления встретившихся
на практике трудностей, но и корректировку
первоначального плана в соответствии
с ситуацией. 2
III. Способы развития волевых качеств личности
Педагогу, работающему со школьниками
подросткового и раннего юношеского возраста,
не приходится доказывать им значимость
волевых качеств, наличия сильной воли,
опасность слабоволия. Для них это аксиома.
Кинофильмы и книги, повестующие о героях
революции, гражданской и Великой Отечественной
войн, о трудовых подвигах советских людей,
содержат эталоны смелости, настойчивости,
мужества, решительности. Однако в художественной
литературе и особенно в кинофильмах отображен
скорее результат формирования воли, чем
сам процесс. Задача педагога - не только
очертить круг волевых качеств, раскрыть
их внутреннюю связь с важнейшими моральными
принципами, но помочь школьнику, стремящемуся
к самовоспитанию воли, показав, какие
приемы развития волевых качеств наиболее
эффективны, а какие не приносят существенной
пользы. Это тем более важно, если принять
во внимание описанные в педагогической
литературе наивные и надуманные приемы,
к которым прибегают подростки, занимаясь
самовоспитанием воли. Один школьник для
"развития выдержки" старался не
смеяться во время кинокомедии, а кто-то
резал руку перочинным ножом или путешествовал
по карнизу и т.д. Неэффективность этих
приемов самовоспитания воли состоит
прежде всего в том, что подросток, осуществив
одномоментно подобный "волевой поступок",
утверждает себя в мнении о своей сильной
воле, тогда как основную проблему самовоспитания
воли составляет систематическое преодоление
трудностей в повседневной жизни, в учебе
и труде в первую очередь. Тем более каждый
момент трудовой, учебной, спортивной
деятельности создает условия для закалки
воли, состоящие в преодолении сиюминутных
желаний, мешающих осуществлению учебной,
трудовой и иной деятельности.
Приемы самовоспитания воли
могут быть весьма разнообразными,
но все они включают соблюдение следующих
условий.
Начинать воспитание воли следует с приобретения
привычки преодолевать сравнительно незначительные
трудности. Систематически преодолевая
сначала небольшие трудности, а со временем
и значительные, человек тренирует и закаляет
свою волю. Необходимо каждое препятствие
рассматривать как "невзятую крепость"
и делать все возможное, чтобы преодолеть
его, "взять" эту "крепость".
Люди, обладающие несгибаемой волей, постоянно
приучали себя совершать волевые поступки
и в повседневной жизни и поэтому оказались
в состоянии совершить исключительные
подвиги в боевой и трудовой деятельности.
Преодоление трудностей и препятствий
совершается для достижения определенных
целей. Чем значительнее цель, чем больше
уровень волевых мотивов, тем большие
трудности способен преодолеть человек.
Важно, чтобы человек среди повседневных
дел никогда не утрачивал дальней перспективы,
не терял из виду конечных целей деятельности.
Поэтому необходимым условием воспитания
воли является формироване высших мотивов
деятельности - моральных принципов и
убеждений, важное значение приобретает
в этой связи воспитание общественных
потребностей, сознательности и чувства
долга.
Принятое решение должно быть исполнено.
Всякий раз, когда решение принимается,
но исполнение снова и снова окладывается,
воля человека дезорганизуется. Систематическое
невыполнение принятых решений размагничивает
человеческую волю. Но, принимая решение,
необходимо учитывать как его целесообразность,
так и выполнимость. Всякое решение, таким
образом, надо всесторонне обдумать, но,
решив, выполнять.
В том случае, если человек поставил дальнюю
цель, имеет далекую перспективу, весьма
важно видеть этапы достижения этой цели,
намечать ближайшие перспективы, разрешать
частные задачи, в итоге которых будут
созданы условия для достижения конечной
цели.
К числу важнейших условий формирования
воли человека относится строгое соблюдение
режима дня, правильного распорядка всей
жизни человека. Наблюдения над слабовольными
людьми показывают, что как правило, они
не умеют организовать ни свою работу,
ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то
за другое дело, они ничего не доводят
до конца. Волевой человек - хозяин своего
времени. Разумно организуя свою деятельность,
он не торопясь выполняет намеченное,
поведение его характеризуется собранностью
и целеустремленностью. Для того, чтобы
закалить свою волю, необходимо повседневно
бороться с разбросанностью, безалаберностью
в труде и быту.
Одним из существенных условий закалки
воли человека являются систематические
занятия спортом. Преодоление трудностей
при занятиях физической культурой является
подлинной тренировкой не только мышц
человека, но и его воли.
Говоря о воспитании воли, не следует забывать,
что успешное выполнение деятельности
зависит не только от формирования тех
или иных волевых качеств, но и от наличия
соответствующих навыков как условий
реального выполнения намеченного, достижения
поставленных целей.
Таким образом, формирование полезных
навыков и прежде всего трудовых навыков,
выступает как одно из важнейших условий
успешного достижения поставленных целей.
Развитие волевых качеств происходит
при постоянном общении человека с другими
людьми, в совместной работе с ними. Вне
общества, вне коллектива воля человека
нормально развиваться не может.
IV. Влияние волевых качеств личности на
продуктивность профессиональной деятельности
Любая профессиональная деятельность
предполагает преодоление как интеллектуальных,
так и физических трудностей. Исходя из
того, что воля воспитывается в борьбе
с трудностями в преодолении препятствий,
необходимо воспитывать у молодых рабочих,
и так же у учащихся соответствующие качества
необходимы для успешной производственной
и учебной деятельности, для выполнения
общественной работы.