Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:57, реферат
Целью нашей работы является рассмотрение проблемы воли и волевых качеств личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ ВОЛИ 5
II. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 8
III. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ 15
IV. ВЛИЯНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 21
Профессиональная деятельность,
как известно, сопряжена с активным
мышлением, с напряжением воли в
процессе усвоения знаний, в решении
тех или иных задач. Преодоления
интеллектуальных трудностей способствует
проблемное обучение, в процессе которого
учащиеся осмысливают поставленные
задачи, ищут способ их решения.
Подобное волевое напряжение сопровождает
и нравственный выбор, когда в учебном
процессе личность должна принять наиболее
правильное решение в отношениях с коллективом,
а также с отдельными его членами. Поэтому
развитию умения мобилизовать волевое
усилие в процессе решения интеллектуально
- нравственных задач во многом способствует
напряжение воли уже в процессе учебной
деятельности.
Непосредственно с волевыми качествами
личности связана способность человека
к риску. Риск - это явление важное для
принятия решений. Например, смелость,
инициативность, решительность офицера,
способствовавшие принятию волевого решения
в ситуации риска, обеспечивают выигрыш
боя и победу над врагом.
Но было бы ошибкой считать, что сильной
волей обладают лишь те, кому свойствен
бескорыстный риск. Например, склонные
к необдуманному риску, которые справляют
с задачами обеспечения противопожарными
средствами, хуже, чем "нерисковые".
Повседневная, иногда рутинная, неинтересная
работа требует волевого напряжения и
набора волевых качеств (настойчивости,
терпения, скрупулезности в выполнении
правил и инструкций), хотя и отличающихся
от тех, которые нужны для непосредственного
соприкосновения с опасностью, не менее
социально ценных.3
Для любой профессиональной деятельности
очень важно такое качество личности -
как волевое усилие. (Это форма эмоционального
стресса, мобилизующего внутренние ресурсы
человека, создающие дополнительные мотивы
к действию). В результате волевого усилия
удается затормозить действие одних и
предельно усилить действие других мотивов.
Волевое усилие, вызванное чувством долга,
мобилизует человека на преодоление внешних
препятствий (при решении трудной задачи,
утомлении во время полевых работ или
на производстве). Их отражение в психике
в виде внутренних трудностей (нежелание
отвлекаться от интересной книги, заботиться
о соблюдении режима). Победа над ленью,
страхом, усталостью в результате волевого
усилия дает значительное эмоциональное
удовлетворение, переживается как победа
над собой. Внешнее препятствие требует
волевого усилия в том случае, когда оно
переживается как внутренняя трудность,
внутренний барьер, который нужно преодолеть.
Волевое усилие входит необходимым элементном
во все героические дела людей.
Привычка совершать волевые усилия становится
обязательным условием формирования стойкого
характера.
Так же очень важную роль для эффективной
профессиональной деятельности, последний
момент волевого действия - исполнение.
В нем решение переходит в действие. В
исполнении, в волевом действии или поступке
обнаруживается воля человека. Анализируя
поступки, можно сделать выводы о тех мотивах,
которыми он руководствовался.
Зная мотивы, возможно предвидеть, как
поведет себя человек в том или ином случае.
Заключение
Итак, воля не дается человеку от рождения
и не формируется стихийно при жизни, а
является результатом целенаправленного
воспитания и самовоспитания. Не может
быть у человека развитой воли без приучения
его к самостоятельному преодолению препятствий.
Из маленьких побед ребенка над внешними
и внутренними трудностями складываются
со временем большие победы школьника,
и наконец, гражданская зрелость взрослого
человека, его активное участие в профессиональной
и общественной жизни.
Важнейшим проявлением сознательной
активности человека является его сильная
воля, помогающая преодолевать трудные
испытания, чтобы добиться успеха и
победить.
Конечно, наибольший эффекта воспитания
воли дает в том случае, когда удается
сформировать у личности интерес к общественно
полезной деятельности. Однако, это совсем
не исключает воспитания на требованиях,
когда деятельность еще не доставляет
эмоционального удовлетворения, но является
объективно необходимой для развития
личности и общества.
Таким образом, волевые свойства формируются
при жизни, с малых лет, в процессе обучения,
воспитания, деятельности. Развитие воли
неразрывно связано со всем развитием
личности.
Литература
1. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского.
М.: Высшая школа, 1986
2. Селиванов В.И. Воля и её воспитание.
М.: "Знание", 1976
3. Селиванов В.И. Воспитание воли. М.: Высшая
школа, 1980
4. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать
волю и характер". М., 1988
5. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности.
М.: Мысль, 1984
1 Общая психология /Под ред. А.В.Петровского
М.: Высш. Шк., 1986 с. 389
2 Силиванов В.И. Воля и её воспитание. М.:
Знание. С.19
3 Общая психология. /Под ред. А.В. Петровского
М.: Высшая школа, 1986 с.395