Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 17:16, реферат
Описание работы
Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов. Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределенностью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………….3 1. Понятие о воображении, механизмы процесса воображения……4 2. Виды воображения…………………………………………………..6 2.1. Активное воображение………………………………………....6 2.2. Пассивное воображение………………………………………….12 2.3. Продуктивное воображение……………………………………..14 2.4. Репродуктивное воображение…………………………………...15 2.5. Другие виды воображения……………………………………….15 3. Значения воображения………………………………………………..16 Заключение……………………………………………………………….20 Список литературы………………………………………………………22
1. Понятие о воображении, механизмы
процесса воображения……4
2. Виды воображения…………………………………………………..6
2.1. Активное воображение………………………………………....6
2.2. Пассивное воображение………………………………………….12
2.3. Продуктивное
воображение……………………………………..14
2.4. Репродуктивное
воображение…………………………………...15
2.5. Другие виды
воображения……………………………………….15
3. Значения воображения………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………22
Введение
Воображение
– создание образов таких предметов и
явлений, которые никогда не воспринимались
человеком раньше.
Из ничего
воображение творить не может. Оно строится
на преобразованном, переработанном материале
прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые
величайшими писателями, изобретения
конструкторов.
Воображение
– это необходимый элемент творческой
деятельности человека, выражающийся
в построении образа продуктов труда,
а обеспечивающий создание программы
поведения в тех случаях, когда проблемная
ситуация характеризуется также неопределенностью.
В зависимости от различных обстоятельств,
которыми характеризуется проблемная
ситуация, одна и та же задача может решаться
как с помощью воображения, так и с помощью
мышления. Отсюда можно сделать вывод,
что воображение работает на том этапе
познания, когда неопределенность ситуации
весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть»
через какие-то этапы мышления и все-таки
представить себе конечный результат.
Таким образом,
принимая во внимание то, какое значение
воображение имеет в жизни человека, как
оно влияет на его психические процессы
и состояния и даже на организм, здесь
будет рассматриваться значение воображения.
Целью
данной работы является знакомство с воображением
как с особой формой человеческой психики,
разберем более подробно виды воображения.
Задачей
же ставится определить психические функции,
механизмы действия и способы развития
воображения, а также определим значение
воображения.
Понятие о воображении,
механизмы процесса воображения
Воображение
– это процесс преобразования представлений,
отражающих реальную действительность,
и создание на этой основе новых представлений.
Принято считать, что воображение зародилось
в процессе труда – специфически человеческой
деятельности, из-за существования потребности
в преобразовании предметов реального
мира. Процесс воображения всегда протекает
в неразрывной связи с двумя другими психическими
процессами – памятью и мышлением. Говоря
о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее
направление психической деятельности.
Если перед человеком стоит задача воспроизвести
представления вещей и событий, бывших
ранее в его опыте, мы говорим о процессах
памяти. Но если те же самые представления
воспроизводятся для того, чтобы создать
новое сочетание этих представлений или
создать из них новые представления, мы
говорим о деятельности воображения.
Образы
воображения создаются только путем переработки
отдельных сторон имеющихся у человека
образов реальной действительности. Говоря
о воображении, нельзя недооценивать его
роль в психической деятельности человека,
потому что определенная переработка
образов действительности происходит
даже в самом простом варианте воспроизведения.
Так, представляя себе какой либо предмет
или событие, мы очень часто не в состоянии
воспроизвести соответствующие факты
во всех подробностях и со всеми деталями.
Однако вещи и события воспроизводятся
не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных
кадров, а в их целостности и непрерывности.
Следовательно, происходит своеобразная
переработка материала, выражающаяся
в восполнении представлений необходимыми
деталями, т.е. в процессе воспроизведения
начинает проявляться деятельность нашего
воображения[1, с. 284].
В значительно
большей степени деятельность воображения
присутствует в формировании образов
объектов или явлений, которых мы никогда
не воспринимали. Деятельность воображения
самым тесным образом связана с эмоциональными
переживаниями человека. Представление
желаемого может вызвать у человека позитивные
чувства, а в определенных ситуациях мечта
о счастливом будущем способна вывести
человека из крайне негативных состояний,
позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего
момента, проанализировать происходящее
и переосмыслить значимость ситуации
для будущего. Следовательно, воображение
играет весьма существенную роль в регуляции
нашего поведения.
Воображение
связано и с реализацией наших волевых
действий[1, с. 285]. Важнейшее назначение
воображения как психического процесса
заключается в том, что воображение ориентирует
человека в процессе деятельности – создает
психическую модель конечного или промежуточного
продуктов труда, что и способствует их
предметному воплощению. Более того, чем
дальше мы отходим от механического труда
и приближаемся к творческой деятельности,
тем в большей степени повышается значение
нашего воображения[1, с. 285].
Виды воображения
В воображении
проявляются все виды и уровни направленности
личности; они порождают и различные уровни
воображения. Различие этих уровней определяется,
прежде всего, тем, насколько сознательно
и активно отношение человека к этому
процессу. На низших уровнях смена образов
происходит самотеком, непроизвольно,
на высших в ней все большую роль играет
сознательное, активное отношение человека
к формированию образов[3, с. 299].
У человека
различают следующие основные виды воображения:
активное и пассивное, продуктивное и
репродуктивное. Отдельно выделяют и рассматривают
такие разновидности воображения, как
сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.
2.1. Активное воображение
Включает
в себя артистическое, творческое, критическое,
воссоздающее и антиципирующее... Близко
к этим видам воображения находится эмпатия
- способность понимать другого человека,
проникаться его мыслями и чувствами,
сострадать, сопереживать.
Активное
воображение всегда направлено на решение
творческой или личностной задачи. Человек
оперирует фрагментами, единицами конкретной
информации в определенной области, их
перемещением в различных комбинациях
относительно друг друга. В активном воображении
мало мечтательности и "беспочвенной"
фантазии. Активное воображение направлено
в будущее и оперирует временем как вполне
определенной категорией (т.е. человек
не теряет чувства реальности, не ставит
себя вневременных связей и обстоятельств).
Активное воображение направлено больше
вовне, человек занят в основном средой,
обществом, деятельностью и меньше внутренними
субъективными проблемами. Активное воображение,
наконец, и пробуждается задачей и ею направляется,
оно определяется волевыми усилиями и
поддается волевому контролю.
Пользуясь
этим видом воображения, человек сознательно
ставит перед собой задачу придумать что
– либо и далее выполняет её. Правда, человек,
включаясь в процесс активного воображения,
заранее не имеет точного представления
о том, что он, в конечном счете, вообразит
или придумает: образ его фантазии рождается
в ходе и в результате соответствующего
процесса, и в деталях не известен его
творцу до тех пор, пока этот образ им самим
не будет сотворён. Более того, творящий
его человек не знает заранее о том, где
и на чём остановится его творческий процесс.
Так работают, например, писатели, художники,
инженеры, учёные, представители других
творческих профессий. Активным этот вид
воображения называется потому, что в
любой момент времени, создавая соответствующий
образ, человек, может внести нечто новое,
остановиться, то есть он в состоянии управлять
данным процессом или прекратить его по
своей воле.
Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения,
при котором происходит конструирование
новых образов, представлений у людей
в соответствии с воспринятой извне стимуляцией
в виде словесных сообщений, схем, условных
изображений, знаков и т.д. Этот вид воображения
широко используется в различных видах
человеческой практики. Обычный строй
применения воссоздающего воображения
таков: кто-то рассказывает, как найти
нужный дом в незнакомом районе города
и подробно описывает сложный путь следования.
При восприятии слов возникают образы,
их системы, соответствующие описанию
улицы, знаки, ориентиры. С большей или
меньшей точностью представляется внешний
вид описываемых мест.
Более сложные
виды воссоздающего воображения, такие
как воображение чертежей, географических
карт, нотных записей, восприятие литературных
произведений, требуют специальной подготовки,
знаний и навыков.
Советским
психологом О. И. Никифоровой отмечено,
что воссоздающее воображение у различных
людей развито не в одинаковой степени
(различие в обучении, жизненном опыте,
индивидуальных особенностях). Ею выделено
четыре типа литературного воссоздающего
воображения.
Наиболее
слабое воображение. При чтении описания
пейзажа у таких испытуемых совсем не
пробуждалась деятельность воображения,
у них не возникли наглядные представления
о пейзаже, они могли пересказать содержание
прочитанного только в общей форме.
У испытуемых
могут возникать представления, но они
в той или иной мере не соответствуют тексту.
Сложный процесс воссоздания художественного
образа подменяется процессом конкретизации
их личного, индивидуального воспоминания,
более или менее сходного с образом описания.
В этих
случаях отмечалось, прежде всего, стремление
точнее представить себе образ пейзажа
по его описанию. Лицам данного типа приходилось
детально анализировать текст. При чтении
у них возникали несоответствующие тексту
воспоминания, но в отличие от испытуемых
второй группы они всегда проверяли эти
воспоминания на основе анализа текста
и старались путем сознательной переделки
воссоздать образы такими, какими их изобразил
писатель. Основное качество испытуемых
этого типа то, что они четко определяли
различия между образом литературного
описания пейзажа и своими воспоминаниями.
Испытуемые могли воссоздать в воображении
образ пейзажа по его описанию даже в случае,
если они ранее никогда не видели в жизни
такого или сходного пейзажа.
Полное
приспособление воображения к своеобразию
художественных описаний и полное подчинение
образных процессов глубокому и точному
анализу текста. У таких читателей, - как
пишет О. И. Никифорова: "сразу вместе,
по ходу чтения, возникают представления,
соответствующие образу пейзажа, созданному
писателем. Никаких заметных операций
воображения, никаких переделок представления
у них не наблюдалось". Образы возникли
сами собой по мере чтения текста. Эти
испытуемые просто "видели" образы.
Особенности данного типа в том, что образы
возникали сразу без опосредованного
воспоминания прошлых впечатлений.
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной
и необходимой способности человека -
предвосхищать будущие события, предвидеть
результаты своих действий и т.д. Этимологически
слово "предвидеть" тесно связано
и происходит из одного корня со словом
"видеть", что показывает важное значение
осознания ситуации и перенесения определенных
элементов ее в будущее на основе знания
или предугадывания логики развития событий.
Антиципирующее
воображение внутренне связано со структурой
любой человеческой деятельности. Более
примитивные и простые формы этого вида
воображения есть у животных. Корни антиципирующего
воображения уходят в сферу жизненно важных
приспособительных механизмов мозга,
в основе которых лежит принцип опережающего
отражения действительности, то есть приспособление
к будущим, еще не наступившим событиям.
Не будь этих механизмов, ни одно живое
существо не могло бы просуществовать
и минуты. Это - универсальное явление
жизни, которое во многом определило все
формы приспособительного поведения живой
материи. Высшим проявлением этого принципа
и является деятельность антиципирующего
воображения в его конкретных человеческих
формах: мечты, предвосхищение событии,
предвидение последствий своих действий
и т.д.
Как и остальные
виды воображения, антиципирующее черпает
"строительные" материалы из запасов
памяти, из знаний прошлого и настоящего,
из понимания логики развития определенных
событий. Благодаря антиципирующему воображению,
человек организует свою деятельность,
исходя не только из своего личного опыта,
но используя опыт других людей и всего
человечества.
В новой и
неизвестной ситуации человек не может
не прибегать к методу проб и ошибок. Антиципирующее
воображение помогает мысленно проделать
ряд действий, исследовать предполагаемые
варианты поведения, возможные последствия,
на основе которых человек может тормозить
и откладывать одни и активизировать другие
действия. Человеку не нужно прыгать с
двадцатого этажа, чтобы узнать, как опасно
такое падение. Наоборот, представление
собственного падения с высоты и связанный
с ним страх (что является, кстати, очень
частым мотивом сновидений), а также воображаемая
картина возможных последствий - повреждения,
увечья, переломы, смерть и т.д. - удерживают
многих людей от соблазна залазить на
деревья и крыши, и обусловливают, казалось
бы, ничем не обоснованный страх высоты.
Таким образом,
благодаря этой способности, человек может
"мысленным взором" увидеть, что произойдет
с ним, с другими людьми или окружающими
вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевой
(глядящей вперед) функцией воображения,
которая зависит от величины жизненной
перспективы: чем моложе человек, тем больше
и ярче представлена ориентация его воображения
вперед. У пожилых и старых людей воображение
больше ориентировано на события прошлого.
Эту ситуацию, возникающую в воображении,
можно обозначить как ситуацию "как
будто". Принимая определенную социальную
или личностную роль в такой ситуации,
человек проверяет достоверность своих
знаний о себе, а также о своей "экологии",
то есть о непосредственно окружающей
среде и окружающих людях. Выдвинутые
гипотезы проверяются в практической
деятельности. Некоторые из них отбрасываются
как неадекватные и несоответствующие
действительности, другие, подтвержденные
опытом, признаются как правильные, и на
примере их строятся новые.