Воображение и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 17:16, реферат

Описание работы

Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов.
Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределенностью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие о воображении, механизмы процесса воображения……4
2. Виды воображения…………………………………………………..6
2.1. Активное воображение………………………………………....6
2.2. Пассивное воображение………………………………………….12
2.3. Продуктивное воображение……………………………………..14
2.4. Репродуктивное воображение…………………………………...15
2.5. Другие виды воображения……………………………………….15
3. Значения воображения………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Воображения и его виды.docx

— 53.06 Кб (Скачать файл)

      Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы…) можно увидеть определённую воплощенную мечту многих поколений людей, испытавших настоятельную потребность именно число человеческих мечтаний запечатлено в ней. Осуществленная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое движение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере ее освоения, обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя тем самым процесс их предметного воплощения.

      Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс – процесс создания новых психических образов – и получил название воображения.

 

Заключение

       Итак, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством.

      Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

       Прежде всего, следует отметить, что существует связь между воображением и действительностью. Это связь осуществляется посредством следующих форм:

      Первая форма заключается в том, что всякое сознание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. С данной формой связан первый самый закон, которому подчиняется деятельность воображения. Этот закон формулируется так: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий.

      Второй формой связи фантазии и реальности является другая, более сложная связь, на этот раз не между этими элементами фантастического построения и действительностью, а между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту. В этом смысле воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего он не видел, может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было, он не ограничен узким кругом и узкими пределами своего собственного опыта, а может выходить далеко за пределы, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека.

        Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на воображение.

      Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойственным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту.

       Однако существует еще и обратная связь воображения с эмоцией. Если в первом случае чувства влияют на воображение, то в обратном случае воображение влияет на чувства. Это явление можно было бы назвать законом эмоциональной реальности воображения.

      Четвертая форма связи между деятельностью воображения и реальностью одной стороной тесно связана с третьей, но другой – существенно отличается от нее. Сущность четвертой формы связи между деятельностью воображения и реальностью заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено во вне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.

 

Список литературы

  1. Маклаков А. Г. Общая психология. - Питер, 2005.
  2. Немов Р. С. Психология. Высшее образование. - М., 2005. – 362 с.
  3. Рубинштейн С. Л.

Основы общей психологии. – СПб., Питер, 2007. - 713 с.

  1. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Учебное пособие, 2008. - 368с.
  2. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности, 2е изд., 2005. – 400 с.
  3. Узнадзе Д. Н. Общая психология. - Питер, 2004.

 

 

 


Информация о работе Воображение и его виды