Воображение и индивидуальное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что воображение является важным психологическим качеством для развития индивидуального творчества. С древности воображение привлекало к себе внимание, как особое свойство человеческой психики, состоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких структур оно связано, еще не разгаданы.

Содержание работы

Введение 3
1. Определение воображения. Виды воображения. 5
1.1 Понятие воображения 5
1.2 Классификация процессов воображения 10
1.3 Виды воображения 11
1.4 Свойства воображения 15
1.5 Функции воображения 17
2. Индивидуальное творчество 20
2.1 Воображение в творчестве 20
2.2 Индивидуальное творчество. 22
Заключение 26
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 58.19 Кб (Скачать файл)

3.По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

4.По приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

5.По степени волевых  усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

1.3 Виды воображения

Можно выделить несколько  видов воображения, среди которых основные:

  • Пассивное:

 

произвольное                                                  непроизвольное

(мечтательность, грёзы)                                  (гипнотическое состояние, сон)

Пассивное воображение подчинено внутренним субъективным факторам, т.е. подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, подчёркнутая с помощью опыта. Трансформация образов может происходить произвольно и не произвольно. Произвольную трансформацию образов называют грёзами - намеренно вызванные образами фантазии, не связанные с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображением, а не формируются им.

  • непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение.  Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.
  • произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

По степени самостоятельности  и оригинальности продуктов воображения  различают еще 2 вида.

Активное - воображение включает в себя артистическое, творческое, воссоздающее и антиципирующее. Всегда направлено на решение творческой или личностной задач. В активном воображении мало мечтательности и бесконечной фантазии.

Воссоздающее воображение - один из видов активного внимания. Представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности. В учении  играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Но чтобы правильно это себе представить, нужно иметь определенные знания. Воссоздающее воображение опирается только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.

Творческое воображение – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных интеллектуальных операций:

  • операции, с помощью которых формируются идеальные образы,
  • операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Т.  Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация - отрицательная  и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой  предварительной обработки опыта  элементы его способны входить в  новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения - это  этап подготовки материала. Отсутствие диссоциации, является существенным препятствием для творческого воображения.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных  единиц образов. Благодаря ассоциации появляются новые образы, новые сочетания.

Антиципирующее воображение  - это способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этому виду воображения человек может мысленно представить, что произойдет в будущем с ним и другими людьми. У молодых людей воображение направлено больше в будущее, а у пожилых людей оно больше ориентировано на события прошлого.

Критическое воображение - ищет, что именно в данном объекте, (технике, системе образования, общественной жизни в целом) несовершенно и нуждается в доработке.

Артистическое воображение  - способность к взаимодействию со сценическими объектами.

Особой формой воображения  является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создание новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создаёт образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда желания их создателя. В мечтах находится всё образное выражение то, что влечёт к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - процесс воображения, не включённый в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.

Мечта – необходимое условие  претворения в жизнь творческих сил человека, которые направлены на преобразование действительности.

Динамика мечты состоит  в том, что, будучи первоначально  простой реакцией, на сильно возбуждающую (чаще травмирующую) ситуацию, она затем  нередко становится внутренней потребностью личности.

В детском и подростковом возрасте предмет желаний бывает настолько нереальным, что его неосуществимость осознают сами мечтатели. Это мечты-игры, которые следует отличать от более рациональной их формы – мечты-плана.

Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько  выражает его направленность, сколько  создает ее. В этом формирующая функция мечты.

Фантазия – важное условие  нормального развития личности, она  выступает как одно из важнейших  условий усвоения общественного  опыта. Развитие и воспитание фантазии – важное условие формирования личности человека.

1.4 Свойства воображения

Осуществляя трудовую деятельность, человек должен постоянно прогнозировать возможные результаты и творчески  перестраивать поведенческие модели для более эффективного приспособления к действительности. В основе творческого  компонента лежит воображение. Воображение - это способность человека к созданию новых, не существовавших ранее образов. Воображение выполняет следующие необходимые для реализации деятельности функции:

  • создает образ-цель, т.е. предвосхищаемый результат деятельности;
  • участвует в формировании программы поведения в ситуации неопределенности;
  • обеспечивает виртуальную деятельность: продуцирует образы, заменяющие деятельность, личностно необходимую, но объективно невозможную;
  • позволяет создавать образы объектов и ситуаций, которые непосредственно не воспринимались субъектом и даны в описании.

Для реализации указанных  функций воображение располагает  набором специфических механизмов.

В основе воображения лежат  функциональные и операциональные механизмы восприятия, памяти и мышления. Основная роль мышления заключается в преобразовании памяти текущей ситуации в принципиально новую. Отражение действительности в этом случае происходит в новых, непривычных сочетаниях.

Воображение бывает активным и пассивным. Активное воображение  имеет форму творческого или  воссоздающего процесса, пассивное - выступает в виде преднамеренного или непреднамеренного явления.

Активное воображение  предполагает создание образов, воплощающихся  в новых и ценных продуктах. Основной признак пассивного воображения  выражается в создании образов, не претворяющихся в жизнь. Однако процесс воображения  не обязательно сразу заканчивается  результатом. Например, идея о взаимосвязи  элементов по атомной массе реализовалась  у Д. Менделеева в «Периодическую таблицу» по прошествии многих лет.

Различают следующие механизмы  создания образов воображения:

  • агглютинация обеспечивает создание образа воображения путем соединения деталей различных объектов, не соединяемых в реальности;
  • аналогия - механизм, сущность которого заключается в создании нового образа по сходству с уже имеющимся;
  • акцентировка - ее суть состоит в выделении, подчеркивании части, детали в предмете или ситуации;
  • типизация - суть заключается в создании нового образа, типичного относительно какой-то категории.

Воображение в трудовой деятельности обеспечивает психологическую основу творчества. Практически любую трудовую деятельность можно отнести к  одной из точек оси активизации  воображения: с одной стороны, бледность, скудность, ограниченность образов воображения; с другой - яркость, оригинальность, плодотворность этих образов.

При изучении творческой деятельности приемы творческого воображения  объединяются с творческим мышлением. Творческое воображение характеризуется  продуктивностью, при его активизации  создаются принципиально новые  образы, идеи, продукты. Воображение  предвосхищает любую идею и изобретение, начиная от создания примитивной  ложки и кончая космическим кораблем или компьютером.

Гораздо шире в трудовой деятельности используется создающее  воображение. Осознание работником цели своей деятельности как потенциального желаемого результата обеспечивается именно воссоздающим воображением. Есть профессии, основным содержанием которых  является оперирование образами воссоздающего  воображения (закройщица, диспетчер и т.д.).

Основным механизмом воображения  является анализ-синтез. Вначале человек  анализирует информацию, распределяя  ее по отдельным блокам (кирпичикам), а затем синтезирует ее в новые  схемы, «склеивая» новые образы и  идеи.

1.5 Функции воображения

Воображение, в той или  иной форме, «пронизывает» всю деятельность человека. Оно сопровождает нас, когда  мы читаем книгу, слушаем музыку, работаем в мастерской, беседуем с соседом  или безмятежно спим. Ученые утверждают, что именно воображению мы обязаны  всем, что составляет научно-технический  прогресс. Поэтому так многочисленны функции воображения.

Познавательная функция  заключается в том, что воображение  способствует расширению и углублению знания. В качестве разновидностей познавательной функции можно назвать, с одной стороны, генерализационную функцию, проявляющуюся в генерации многообразных элементов, ситуаций, возможностей, и, с другой, синтетическую функцию, заключающуюся в создании целостного новообразования (нового сочетания образов через их частичную трансформацию). Через создание новых образов происходят многие открытия и изобретения, поэтому воображение – непременный психологический фактор поисковой творческой деятельности.

Функция предвосхищения (антиципирующая) – образы воображения являются основой  психического состояния, направленного  на то, что может или должно произойти, а также предварительной настройки  в восприятии и действии. Благодаря  образам воображения облегчается  процесс предвосхищения результата обсуждаемого положения, последующего образа действия, поступка, а в речевом  плане – облегчается мысленное построения фразы.

Регулирующая функция  предполагает, что образы воображения  приобретают побудительное значение, способствуют активности человека в  определенном направлении. Образы воображения, будучи связанными с потребностями, интересами и другими компонентами направленности личности, становятся одним из психологических факторов творческого вдохновения.

Контрольно-корректирующая функция образов воображения  заключается в том, что они  позволяют исправлять ошибки и недочеты, а также совершенствовать методы и приемы выполняемой работы.

Функция эмоционального воздействия  также может осуществляться образами воображения. Яркие, отличающиеся чувственной  живостью образы воображения влияют на эмоциональный фон деятельности, стимулируют повышение или понижение  настроения в ее процессе. Они могут, как способствовать увлеченности работой, так и сдерживать трудовой или учебный процесс.

Информация о работе Воображение и индивидуальное творчество