Воображение и индивидуальное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что воображение является важным психологическим качеством для развития индивидуального творчества. С древности воображение привлекало к себе внимание, как особое свойство человеческой психики, состоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких структур оно связано, еще не разгаданы.

Содержание работы

Введение 3
1. Определение воображения. Виды воображения. 5
1.1 Понятие воображения 5
1.2 Классификация процессов воображения 10
1.3 Виды воображения 11
1.4 Свойства воображения 15
1.5 Функции воображения 17
2. Индивидуальное творчество 20
2.1 Воображение в творчестве 20
2.2 Индивидуальное творчество. 22
Заключение 26
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 58.19 Кб (Скачать файл)

 

2. Индивидуальное творчество

2.1 Воображение в творчестве

Творческую деятельность Л.С.Выготский определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Выготский говорит о том, что всю деятельность человека можно  разделить на два вида, имеющие  свои особенности: воспроизводящий, или  репродуктивный, и комбинирующий, или  творческий.

Воспроизводящая деятельность – это сохранение прежнего опыта  человека, обеспечивающее его приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. В основе этой деятельности лежит  пластичность человеческого мозга, под которой понимается способность  вещества изменяться и сохранять  следы этого изменения.

Результатом же творческого  или комбинирующего поведения является не воспроизведение бывших в опыте  человека впечатлений или действий, а создание новых образов или  действий. Мозг не только сохраняет  и воспроизводит прежний опыт человека, но он также комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов этого прежнего опыта  новые положения и новое поведение. Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Именно эта творческая деятельность, основанная на комбинирующей  способности мозга, называется в  психологии воображением или фантазией. Воображение является основой всякой творческой деятельности и проявляется  во всех сторонах культурной жизни  и делает возможным художественное, научное и техническое творчество. Поэтому не верно житейское определение воображения, как всего, что не соответствует действительности и не может иметь никакого практического серьезного значения.

Творчество – это не удел только немногих избранных людей, гениев, создавших великие художественные произведения, сделавших большие научные открытия или изобретших какое-нибудь усовершенствование в области техники. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит объединению многих крупиц индивидуального творчества. Безусловно высшие выражения творчества остаются прерогативой гениев, но творчество – необходимое условие существования человека в каждодневной окружающей нас жизни, существования всего выходящего за рамки рутины.

Творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве – в  играх детей, которые всегда представляют собой творческую переработку пережитых  впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Именно умение из элементов создавать  построение, комбинировать старое в  новые сочетания и есть основа творчества.

Корни творческого комбинирования можно найти и в играх животных, нередко представляющих собой продукт  двигательного воображения, но это  лишь только начатки творческого  воображения, получившие свое высокое  развитие только у человека.

2.2 Индивидуальное творчество.

Роль воображения в  творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми  свойствами личности и не исчерпывается  какой-либо одной стороной. Психология творчества проявляется во всех конкретных его видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества:

1. Подготовка (зарождение идеи);

2. Созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо и  косвенно относящихся к данной  проблеме, добывание недостающих сведений);

3. Озарение (интуитивное  схватывание искомого результата);

4. Проверка.

Творческие образы создаются  с использованием целого ряда приемов, среди которых творческий синтез (комбинирование), соединение частей, присущих разным объектам (агглютинация), усиление или подчеркивание отдельных  качеств объекта (акцентуация), намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека (утрирование), преувеличение  или приуменьшение, создание образов - носителей определенных идей и  мировоззрений (типизация) и др.

Разновидностями образов  творческого воображения являются фантастические образы, к которым  относятся образы религиозно-мистической  фантастики, сказочно-фантастические образы, научно-фантастические образы.

Выделяют следующие характеристики воображения: яркость и отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень  активности образов.

1. Яркость и отчетливость. Человек может просто думать  о каком-то предмете или явлении,  в данный момент времени отсутствующем  в поле его восприятия, а может  представлять его столь живо  и ярко, что образ будет неотличим  от реального объекта. Это зависит  от яркости, отчетливости образов  воображения данного индивида. Общеизвестна  яркость, живость детского воображения.  Маленькие дети даже путают  фантастические образы своего  воображения с действительными событиями и персонажами.

2. Реалистичность. Под реалистичностью  образов воображения понимается  их приближенность к реальным  объектам и действиям, отражаемым  в форме образа. Так, для одних  людей характерно фантазировать  в области нереальных представлений,  другие не выходят за рамки  обыденного опыта. Данная особенность  воображения зависит от того, насколько легко или трудно  даются личности преобразования  реальности. Естественно, что у  лиц, которым трудно даже мысленно  сдвинуть что-нибудь со своего  места, представить себе что-нибудь  необычное, взаимоотношения с  окружающим миром носят печать  шаблона и рутины, не выходят  за пределы ситуации, они скованы и инертны в своих фантазиях.

3. Контролируемость. Под  свойством контролируемости понимается  возможность изменения содержания  процесса воображения, влияния  на отдельные параметры образов  воображения (их модальность,  детали и др.) по усмотрению  самого человека. Обычно высокая  контролируемость коррелирует с  высокой продуктивностью процессов воображения.

Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на разнообразие появляющихся образов, не упускают из внимания основное направление решения  и как бы привязывают к нему появляющиеся у них ассоциации.

Неорганизованное воображение  обычно быстро теряет задачу, как направление, задающее фантазирование, и начинает функционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в грезы.

4. Степень активности  образов. Степень активности определяется  возможностью образов воображения  выступать в качестве регуляторов,  мотивов деятельности и поведения.  Эмоциональная насыщенность образов  повышает активность. Подтверждением  могут служить различные невротические  страхи, которые замещают реальные  события их проигрыванием в  своем воображении. Наибольшей активностью, а значит, и побудительной силой обладают мечты, идеалы, фобии, наименьшей - грезы, эротические фантазии. Активность образов воображения не является устойчивой индивидуальной характеристикой. Она будет определяться присутствием в сознании той или иной формы воображения. Однако один и тот же образ может обладать большой побудительной силой для одного субъекта и незначительной для другого. В этом смысле активность образов воображения является индивидуальной характеристикой.

Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображение  человека.

Индивидуальные проявления творческого воображения могут  быть связаны также с устойчивостью  данного процесса. Творчество - несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.

У разных людей состояние  вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что  продуктивность творческого воображения  зависит главным образом от волевых  усилий и является результатом постоянной напряженной работы.

Воображение также определяется областью профессиональной деятельности и доминирующими потребностями  человека. Направленность личности как  бы создает очаги повышенной восприимчивости  и в этой области находятся  наиболее яркие и разнообразные  представления личности. В качестве индивидуальной особенности воображения  может служить и тип представлений, которыми по преимуществу оперирует  человек (зрительные, двигательные и  т.д.).

 

Заключение

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

В итоге, цель достигнута, задачи выполнены.

И завершая весь обзор, хочется привести слова одного из величайших английских поэтов 19 века Перси Биши Шелли: «Чтобы быть истинно добрым, человек должен обладать живым воображением, он должен уметь представить себя на месте другого. Воображение - лучшее орудие нравственного совершенствования»!

 

Список  используемой литературы

  1. Боровик О.В. "Развитие воображения. Методические рекомендации". - М.: ООО "ЦГЛ "Рон"" 2000г. - 112с.
  2. Игнатьев Е.И. "О некоторых особенностях изучения представлений и воображения". Вып.76.М., 1956г., 254с.
  3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. - 4е. издание - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - Кн.1: Общие основы психологии / Воображение: 260 - 271с
  4. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. –М.:Просвещение.ВЛАДОС, 1995.- 576с.
  5. Рибо Т. "Творческое воображение". Спб., 1901. С.132-140с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.: В 2-х т. Т.1. –М.: 1989.
  7. Теплов Б.М. "Психология". Учебник М 1954г., 256с.
  8. Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина -Издательство политической литературы, Москва, 1968г., 560с.
  9. Электронный ресурс [Режим доступа] http://student.zoomru.ru/psih/voobrazhenie-i-individualnoe-tvorchestvo/221264.1760660.s1.html
  10. Электронный ресурс [Режим доступа] http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00057396_1.html

 


Информация о работе Воображение и индивидуальное творчество