Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:13, реферат
Актуальность данной темы обусловлена тем, что воображение является важным психологическим качеством для развития индивидуального творчества. С древности воображение привлекало к себе внимание, как особое свойство человеческой психики, состоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких структур оно связано, еще не разгаданы.
Введение 3
1. Определение воображения. Виды воображения. 5
1.1 Понятие воображения 5
1.2 Классификация процессов воображения 10
1.3 Виды воображения 11
1.4 Свойства воображения 15
1.5 Функции воображения 17
2. Индивидуальное творчество 20
2.1 Воображение в творчестве 20
2.2 Индивидуальное творчество. 22
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Творческую деятельность Л.С.Выготский определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
Выготский говорит о том, что всю деятельность человека можно разделить на два вида, имеющие свои особенности: воспроизводящий, или репродуктивный, и комбинирующий, или творческий.
Воспроизводящая деятельность – это сохранение прежнего опыта человека, обеспечивающее его приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. В основе этой деятельности лежит пластичность человеческого мозга, под которой понимается способность вещества изменяться и сохранять следы этого изменения.
Результатом же творческого
или комбинирующего поведения является
не воспроизведение бывших в опыте
человека впечатлений или действий,
а создание новых образов или
действий. Мозг не только сохраняет
и воспроизводит прежний опыт
человека, но он также комбинирует,
творчески перерабатывает и созидает
из элементов этого прежнего опыта
новые положения и новое
Именно эта творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга, называется в психологии воображением или фантазией. Воображение является основой всякой творческой деятельности и проявляется во всех сторонах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество. Поэтому не верно житейское определение воображения, как всего, что не соответствует действительности и не может иметь никакого практического серьезного значения.
Творчество – это не
удел только немногих избранных людей,
гениев, создавших великие
Творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве – в играх детей, которые всегда представляют собой творческую переработку пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Именно умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и есть основа творчества.
Корни творческого комбинирования
можно найти и в играх
Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми свойствами личности и не исчерпывается какой-либо одной стороной. Психология творчества проявляется во всех конкретных его видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества:
1. Подготовка (зарождение идеи);
2. Созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);
3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);
4. Проверка.
Творческие образы создаются с использованием целого ряда приемов, среди которых творческий синтез (комбинирование), соединение частей, присущих разным объектам (агглютинация), усиление или подчеркивание отдельных качеств объекта (акцентуация), намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека (утрирование), преувеличение или приуменьшение, создание образов - носителей определенных идей и мировоззрений (типизация) и др.
Разновидностями образов
творческого воображения
Выделяют следующие
1. Яркость и отчетливость.
Человек может просто думать
о каком-то предмете или
2. Реалистичность. Под реалистичностью
образов воображения
3. Контролируемость. Под
свойством контролируемости
Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на разнообразие появляющихся образов, не упускают из внимания основное направление решения и как бы привязывают к нему появляющиеся у них ассоциации.
Неорганизованное воображение обычно быстро теряет задачу, как направление, задающее фантазирование, и начинает функционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в грезы.
4. Степень активности
образов. Степень активности
Широта воображения
Индивидуальные проявления творческого воображения могут быть связаны также с устойчивостью данного процесса. Творчество - несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.
У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы.
Воображение также определяется
областью профессиональной деятельности
и доминирующими потребностями
человека. Направленность личности как
бы создает очаги повышенной восприимчивости
и в этой области находятся
наиболее яркие и разнообразные
представления личности. В качестве
индивидуальной особенности воображения
может служить и тип
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.
В итоге, цель достигнута, задачи выполнены.
И завершая весь обзор, хочется привести слова одного из величайших английских поэтов 19 века Перси Биши Шелли: «Чтобы быть истинно добрым, человек должен обладать живым воображением, он должен уметь представить себя на месте другого. Воображение - лучшее орудие нравственного совершенствования»!