Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:34, реферат
Воображение в своем, совершенно специфическом смысле слова может быть лишь у человека. Лишь у человека, который как субъект публичной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение.
Принимая во внимание всю актуальность данной проблемы, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния, определим цель данной работы, которая заключается в изучение воображения и творчества, а также вопроса их взаимоотношения.
Введение
1. Воображение: сущность и виды
2. Воображение и творчество
2.1 Роль воображения в научно-техническом и художественном творчестве
2.2 Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности
2.3 «Мозговой штурм» как вид творческого воображения
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
Сибирская Государственная Геодезическая Академия
(ФГБОУ ВПО «СГГА»)
Кафедра гуманитарных наук
Реферат по психологии и педагогике
Тема: Воображение и творческая память человека
Выполнила:
студентка ИГиМ
группы ЭТ – 33
Мейдер А.В.
Проверила:
ст. преподаватель
Никитенко Е.В.
г. Новосибирск
2012г.
Содержание
Введение
1. Воображение: сущность и виды
2. Воображение и творчество
2.1 Роль воображения
в научно-техническом и
2.2 Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности
2.3 «Мозговой штурм»
как вид творческого
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Воображение в своем,
совершенно специфическом смысле слова
может быть лишь у человека. Лишь
у человека, который как субъект
публичной практики реально преобразует
мир, развивается подлинное
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Представьте, что было бы, если б человек не обладал фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение выводит
человека за пределы его сиюминутного
существования, напоминает ему о
прошлом, открывает будущее. Вместе
с уменьшением способности
Если лишить человека фантазии - остановится прогресс, следовательно воображение являются необходимейшей способностью человека.
Принимая во внимание всю актуальность данной проблемы, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния, определим цель данной работы, которая заключается в изучение воображения и творчества, а также вопроса их взаимоотношения.
1. Воображение: сущность и виды
Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Оно является отражением действительности и служит средством ее познания.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени: прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Особенность воображения как процесса состоит в формировании наглядных образов объектов, ранее не воспринимавшихся субъектом. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет. Фактором, стимулирующим деятельность воображения, выступают различные связи явлений, событий, предметов. Они способны вызвать свободную игру ассоциаций.
Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. Дадим классификацию некоторых форм воображения.
На низших уровнях
смена образов происходит непро
Воображение также может быть: активное, пассивное, продуктивное (преобразующее) и репродуктивное (воспроизводящее).
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Творческое активное воображение - самостоятельное создание новых по отношению к субъекту образов. Проявляется в продуктах деятельности, воплощаемых в практике. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно констатируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Различают также
воображение воссоздающее и тво
В первом случае –
это воссоздание заданных образов.
Оно имеет место в тех случаях,
когда человек по одному описанию
должен представить себе предмет, который
никогда им раньше не воспринимался.
Базой для воссоздающего
Второе выражается в самостоятельной разработке новейших образов. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, будь то искусство, наука или техническая деятельность. Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности.
Открытия, изобретения, создание произведений искусства, литературы - все это творческая деятельность, которая является общественной необходимостью. Творческое воображение значительно сложнее, чем воссоздающее: одно дело представить себе чертеж машины и совсем другое - сделать ее.
Выделяют и такие формы воображения, такие как грезы, дремотные состояния, сновидения, галлюцинации, мечты.
Сновидения можно
отнести к разряду пассивных
и непроизвольных форм воображения.
Известно, что в сновидениях человека
находят выражение и
Особое место
в воображения занимает мечта, которая
выступает как реальная или абстрактная
возможность желаемого
Установлено, что люди так много мечтают потому, что их разум не может быть безработным, он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает никакая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Кроме того, выявлено, что по своему желанию человек не в состоянии остановить воображение или прекратить поток мыслей.
2. Воображение и творчество
Воображение тесно связано с творчеством, и зависимость эта обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Таким образом, творческое воображение – вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества.
Особенность творческого
воображения состоит в том, что
оно является процессом сознательным
в своей основе. Возможность образного
предвидения результатов
Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности творческое воображение определяется тем, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.
2.1 Роль
воображения в научно-
Специализация различных
видов воображения является результатом
развития различных видов творческой
деятельности. Поэтому существует столько
специфических видов
Научную деятельность нельзя представить себе как механическое познание тех или других явлений окружающего мира. Научное исследование всегда связано с построением гипотез, следовательно оно немыслимо без творческого воображения. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Так, например, в математике, в начале доказательства различных теорем приходится встречаться с высказываниями, которые начинаются со слов: «допустим, что; представим себе, что». Именно они указывают на то, что процесс математического доказательства начинается с творческого представления или воображения. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.
В отличие от научного
мышления, ограничивающего фантазию
человека требованиями безусловной
достоверности, разумности, целесообразности,
доказательности и логичности,
Писатели, живописцы,
композиторы, стремясь отобразить жизнь
в образах своего искусства, прибегают
к творческому воображению. Сущность
художественного воображения
Чаще всего творческий
процесс в искусстве связан с
активным воображением: прежде чем
запечатлеть какой-либо образ на
бумаге, холсте или нотном листе, художник
создает его в своем
Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять – такова логика творческого воображения.
Информация о работе Воображение и творческая память человека