Воображение и творческая память человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

Воображение в своем, совершенно специфическом смысле слова может быть лишь у человека. Лишь у человека, который как субъект публичной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение.
Принимая во внимание всю актуальность данной проблемы, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния, определим цель данной работы, которая заключается в изучение воображения и творчества, а также вопроса их взаимоотношения.

Содержание работы

Введение
1. Воображение: сущность и виды
2. Воображение и творчество
2.1 Роль воображения в научно-техническом и художественном творчестве
2.2 Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности
2.3 «Мозговой штурм» как вид творческого воображения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 30.52 Кб (Скачать файл)

Особо следует выделить значение музыкального искусства в развитии творческого воображения, т.к. художественные образы, формирующиеся с помощью звуков, характеризуются активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека. Можно даже утверждать, что жанры музыкального искусства выступали стимулом для развития творческих способностей, способом влияния на эмоциональную сферу, фактором воспитания человеческой индивидуальности.

Звук как основа музыкальной образности и выразительности  лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит фиксированных, видимых  картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом  организован и имеет интонационную  природу. Интонация и делает музыку звучащим искусством, как бы вбирая в себя при этом многовековый художественный опыт. Музыка обладает также ярко выраженными  национальными чертами, проявляющимися в ее интонационном, мелодическом, ритмическом  строе. Особенно характерно это для  народного музыкального творчества. Поскольку ассоциативность является характерным свойством творческого  воображения, музыка способна вызвать  у слушателя разнообразные эмоциональные, образные, зрительные, смысловые, двигательные ассоциации, воспоминания о чем-то пережитом.

2.2 Развитие  воображения у детей в процессе  творческой деятельности

Творчеству можно  и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Что же это за черты  творческой деятельности?

1) творческий процесс  предполагает самостоятельный перенос  знаний и умений в новую  ситуацию.

2) Видение новой  функции уже знакомого объекта.

3) Видение новых  проблем в знакомых ситуациях.

4) Видение структуры  объекта, подлежащего изучению.

Все эти черты  творческой деятельности неразрывно связаны  с воображение, т. к. творческая деятельность предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения, рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумывать  оригинальный необычный способ решения.

Естественно, что  ребёнок создаёт субъективно-новое, т. е. новое для него самого, но это  имеет важное общественное значение, потому что в ходе его формируются  способности личности.

В процессе обучения воссоздающее воображение имеет  очень большое значение, т. к. без  него невозможно воспринимать и понимать учебный материал.

Учение способствует развитию этого вида воображения. Кроме  того, у младшего школьника воображение  всё теснее связывается с его  жизненным опытом, причём не остается бесплодным фантазированием, а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие мысли и образы ребёнок  стремится воплотить в реальные предметы.

Неспособных к творчеству нет! Есть люди, не стремящиеся к  творчеству. Развить заложенную в  каждом ребёнке способность к  творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в  различных видах деятельности он мог преуспевать и как исполнитель  и как творец, как этого требует  реальная жизнь, - значит воспитывать  поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методов работы.

2.3 «Мозговой  штурм» как вид творческого  воображения 

Порождение  ценных идей - процесс творческий и  совершенно непредсказуемый. Мозговой штурм – методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решения. Т.е. это процедура группового креативного (творческого) мышления, средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале  второго этапа проблема должна  быть четко сформулирована. Происходит  отбор участников штурма, определение  ведущего и распределение прочих  ролей участников в зависимости  от поставленной проблемы и  выбранного способа проведения  штурма.

2. Генерация идей - основной этап, от которого во  многом зависит успех всего  мозгового штурма. Поэтому очень  важно соблюдать правила для  этого этапа: не делать никаких  ограничений на количество идей; полный запрет на критику и  любую (в том числе положительную)  оценку высказываемых идей, так  как оценка отвлекает от основной  задачи и сбивает творческий  настрой; необычные и даже абсурдные  идеи приветствуются.

3. Группировка, отбор  и оценка идей. Этот этап часто  забывают, но именно он позволяет  выделить наиболее ценные идеи  и дать окончательный результат  мозгового штурма. На этом этапе,  в отличие от второго, оценка  не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей  могут быть очень разными. Успешность  этого этапа напрямую зависит  от того, насколько «одинаково»  участники понимают критерии  отбора и оценки идей.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов, и ведущий. Перед самим  сеансом мозгового штурма, ведущий  производит четкую постановку решаемой задачи. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи решения поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.

В процессе мозгового  штурма, как правило, вначале решения  не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени  типовые, шаблонные решения исчерпываются  и у участников начинают возникать  необычные идеи. Затем, когда все  идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор.

В итоге находится  максимально эффективное и часто  нетривиальное, творческое решение  проблемы.

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что воображение - одна из важнейших  сторон нашей жизни. Значение воображения  в жизни и деятельности человека очень велико. Без воображения  не был бы возможен прогресс ни в  науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может  усваиваться полностью без деятельности воображения.

В связи с особенностями  и причинами возникновения различают: непроизвольное и произвольное воображение; в связи с характерными особенностями  воображаемых представлений, а также  задач различают: воссоздающее, творческое воображение, мечты человека и т.д.

Воображение - основа творческого процесса. Творческие способности  не сводятся к знаниям, умениям и  навыкам, хотя проявляются и развиваются  на их основе. Творческая способность - это качество личности, существующее только относительно определенной деятельности. Существует несколько форм связи  воображения с действительностью:

1) Воображение всегда  создаётся из пережитых человеком  событий, то есть из прежнего  опыта. Следовательно, творческая  деятельность воображения зависит  от прежнего опыта человека, и  чем разнообразней опыт, тем богаче  воображение.

2) Воображение имеет  направленность. То есть мы создаём  цели и мотивы, которые преследует  деятельность воображения.

3) Воображение имеет  эмоциональную связь.

Проследив связь  воображения с действительностью, можно перечислить условия необходимые  для начала творческого процесса:

-          Наличие достаточной предварительной информации. Необходимо понять сущность стоящей задачи, свободно владеть основными понятиями, знать основные характеристики интересующего вас объекта или явления.

-          Наличие эмоциональной заинтересованности в решении задачи.

-          Наличие сильного и управляемого воображения. Считается, что именно благодаря игре воображения, фантазии человек оказывается в состоянии расчленить и по-новому соединить приобретённые и известные ранее данные.

 

 

Список  использованной литературы

1.    Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / Ред.сост. А.Н. Воронин. - М.: РАН Ин-т психологии, 2001. - 275 с.

2.    Койн, К. Творческая мысль на коротком поводке / К. Койн, П. Клиффорд, Р. Дай // Harvard Business Review. - Россия. - 2008. - №4.

3.    Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. – М.: МГУ, 1999. – 142 с.

4.    Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2000. - 512 с.

5.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. – 720 с.

6.    Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие / В.Н. Холопова. – СПб: Лань, 2000. - С.150-154.

 

 

 

 


Информация о работе Воображение и творческая память человека