Воспитание детей в социальном плане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 12:19, доклад

Описание работы

Воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Роль воспитания- оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя

Файлы: 1 файл

Воспитание.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

.

Воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Роль воспитания- оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя 

Виды воспитания

 Умственное - Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

      • Задачи-Усвоение определенного объема научных знаний;
      • Формирование научного мировоззрения;
      • Развитие умственных сил, способностей и дарований;
      • Развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;

развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки

Физическое- способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

 

        • Задачи- Укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
        • повышение умственной и физической работоспособности;
        • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
        • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
        • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
        • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
        • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим

Трудовое- охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования.

Политехническое - направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях.

Задачи - формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства.

Типы род отношение (матери)

По мнению А. С. Спиваковской наиболее типичны четыре роли: «любимчик», «беби», «козел отпущения». Первая роль, «любимчик», возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

В. Н. Дружинин выделяет и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб»; «ребенок как оружие» в борьбе с супругом» ребенок – «заместитель мужа»

Стили воспитания

1. Авторитарный стиль- Все решения принимают родители, они ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, физическими наказаниями.

2. Демократический стиль – Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями

3. Попустительский стиль – Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

4. Хаотический стиль — Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

5. Опекающий стиль ) — Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы.

6. Гиперопека – При рассматриваемом стиле семейного воспитания, наблюдается обожание и любование ребенком.

7. Анархический– Требования к ребенку отсутствуют или очень слабые, контроль отсутствует, модель общения с ним.

8. Гипопротекция– Проявляется безразличие к ребенку, отсутствие к нему тепла.

Значительный интерес представляют также неадекватные типы материнского отношения к детям
    1. Отношение матери к сыну по замещающему типу. Сыну приписывается роль супруга. Отношения в диаде (в паре) строятся по типу поиска поддержки, перекладывания матерью ответственности и заботы на плечи сына. Сыну навязывается роль главы семьи, необходимость заботы о матери. Это бывает как в неполной, так и в полной семье. В полной — в случае коалиции мать—сын, когда мать недовольна тем, как супруг реализует свою роль. В диаде отец-дочь отношение отца к дочери как к хозяйке дома не провоцирует искажения типа семейного воспитания. Такой вариант воспитания скорее можно рассматривать как воспитание по типу повышенной моральной ответственности, поскольку отец не претендует на исключительность внимания дочери
    2. Симбиотическая (одно целое) связь матери с ребенком, характеризующаяся гиперопекой и низкой степенью эмоциональной дифференциации (разделения). Может быть как потворствующей, так и доминирующей (главенствующей), но главная, черта симбиотической связи — родитель и ребенок в сознании матери не разделены, представляют, единое целое. Это очень плохо в подростковом возрасте, так как 
      симбиоз мешает подростку установить контакты со сверстниками.
    3. Лишение родительской любви. Любовь родителя используется как инструмент для манипулирования ребенком, как награда, которую надо заслужить

4. Воспитание посредством актуализации чувства вины также представляет угрозу для развития личности ребенка, поскольку может стимулировать развитие наказующего самосознания, низкой самооценки и самопринятия

Родительское поведение в детско-родительских отношениях

 

Выделяют девять вариантов родительского поведения в зависимости от выраженности личностного и предметного компонента родительского отношения: строгий, объяснительный,автономный, компромиссный,содействующий, сочувствующий, потакающий, ситуативный и зависимый родитель.

В каждом из перечисленных вариантов превалирует либо личностный (любовь, сочувствие, сопереживание ребенку), либо предметный (требования, контроль, оценка качеств ребенка) компонент родительского отношения.

Строгий родитель-Директивен, авторитарен, ориентирован на социальные достижения, предъявляет ребенку высокие требования, далеко не всегда согласованные с его возможностями, ограничивает инициативу и активность самого ребенка.

Объяснительный — Использует в воспитании стратегию объяснений, ориентируясь на ребенка как равноправного партнера.

Автономный — поощряет самостоятельность и 
независимость ребенка, предоставляя ему возможность самому находить решение проблем.

Компромиссный — В воспитании придерживается тактики 
равноценного обмена. Предлагая ребенку непривлекательное задание или 
поручение, он стремится «уравновесить» его наградой, учесть интересы, потребности и увлечения ребенка.

Содействующий-Чувствителен как к нуждам, так и к потребностям ребенка, всегда готов прийти ему на помощь, ориентирован на равноправное сотрудничество, предоставляет ребенку шанс самостоятельно справиться с проблемой там, где это возможно.

Сочувствующий — Сенситивен (чувствителен) к эмоциональному состоянию ребенка и его нуждам, сочувствует ему и сопереживает. Однако реальной помощи не оказывает, конкретных действий, направленных на разрешение проблемы, не предпринимает.

Потакающий — Ставит интересы ребенка выше собственных интересов и интересов семьи. Готов пожертвовать всем, лишь бы удовлетворить потребности ребенка, даже в ущерб себе.

Ситуативный — Меняет свое поведение, требования, запреты, контроль и оценку ребенка в зависимости от конкретной ситуации. Система воспитания достаточно лабильна и изменчива.

 Зависимый-Родитель не имеет своего собственного мнения в вопросах воспитания детей, привык полагаться на авторитеты. В случае неудач и трудностей в детско-родительских отношениях апеллирует к педагогам, собственным родителям, психологам, склонен к чтению психолого-педагогической литературы и надеется найти там ответы на волнующие его вопросы.

Типы нарушения общения в детско-родительских отношениях и в воспитании детей

Выделяют четыре типа семей с нарушениями общения: семья, травматизирующая детей, навязчивая, лживая и непоследовательная.

Первая-навязывает ребенку патологизирующую (болезненную) роль как дополнительную к роли жертвы или агрессора, с которыми идентифицирует (отождествляет) себя родитель, 
переживший насилие в детском возрасте.

Навязчивая-семья осуществляет постоянный и навязчивый контроль за ребенком, вызывающий у него чувство стеснения, стыда и злобы; рождающий атмосферу лицемерия и фальши. Лживая семья практикует двойные стандарты, постоянное использование которых приводит к утрате ребенком чувства реальности и деперсонализации, к отчуждению. В непоследовательной, ненадежной семье ребенок ощущает нестабильность и угрозу.

Кризисные периоды в развитии детей

1.Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

2.Трудновоспитуемость детей в  критические периоды в свое  время послужила отправной точкой  их эмпирического изучения. Наблюдается  строптивость, падение успеваемости  и работоспособности, возрастание  количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями

.

3 Негативный характер  развития. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания и обстановки в семье, педагогической системы общества и типа культуры в целом. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие, свойственные кризисному возрасту негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются, не исчезая полностью, при правильном, т. е. достаточно гибком и чутком воспитании. Поэтому крайне важно, чтобы конфликтность и трудновоспитуемость ребенка в кризисные периоды воспринимались как сигнал назревшей необходимости изменений, а не как аномалии поведения, и не заслоняли от родителей и воспитателей непреходящего позитивного значения кризисов для процесса формирования личности ребенка.

 

Характеристика кризисных периодов в развитии детей

 
Кризис новорожденности (0-2 месяца)- Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:

• общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

• использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;

• обильные вокализации во время общения с матерью;

• реакция улыбки.

Кризис одного года-Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:

• нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);

• нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);

• эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризис 3-х лет-На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

• острый интерес к своему изображению в зеркале;

• ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу. Симптомы называют семизвездием кризиса 3-х лет.

1.Негативизм - реакция не  на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от  взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

Информация о работе Воспитание детей в социальном плане