Восприятие движения, времени, пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Изучение видов восприятия.
Предмет исследования: Восприятие движения, времени и пространства.
Гипотеза исследования: Заключается в предположении, что восприятие
движения, времени и пространства являются особыми видами восприятия.
Исходя из выдвинутой гипотезы и сформулированного предмета, решались следующие задачи:
1. Раскрыть понятие восприятия.
2. Проанализировать основные существующие виды восприятия.
3. Выявить особенности восприятия движения, времени и пространства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ изучения восприятия
1.1. Понятие о восприятии
1.2. Основные виды восприятия
1.3. Восприятие пространства
1.4. Восприятие движения
1.5. Восприятие времени
Глава 2. Практическая часть
Выводы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.rtf.docx

— 66.08 Кб (Скачать файл)

 

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Московский психолого-социальный институт

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА    №2

 

Тема: «Восприятие движения, времени, пространства».

 

 

 

 

                                                                                                     Выполнила:

                                                                                                     студентка 3-го курса

                                                                        Группа № 29 ПСХ

                                                                                                      Братченко И.С.

                                                                      Преподаватель:

                                                                  Крылова Е.С.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

Глава 1. Теоретический анализ изучения восприятия

1.1. Понятие о восприятии 

1.2. Основные виды восприятия

1.3. Восприятие пространства 

1.4. Восприятие движения 

1.5. Восприятие времени  

Глава 2. Практическая часть

Выводы

Заключение 

Литература 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любой человек, сталкивающийся с таким сложным и многогранным явлением, как ощущение и восприятие в праве спросить, зачем нужно его изучать. Помимо чисто научных существует немало и других побудительных мотивов. Во-первых, идеи, дискуссионные вопросы и основные аспекты этой проблемы важны не только для истории психологии, как науки вообще, но и являются центральными для   экспериментальной психологии в частности. Роль чувств, в решении

фундаментальных философских  проблем, касающихся того, как мы познаем

окружающий нас мир, чрезвычайно  велика. Сама экспериментальная психология

началась с философских  проблем, в которых основное внимание уделялось

ощущению и восприятию.

Во-вторых, еще одна причина  тесно связанная с первой, и  побуждающая изучать

ощущение и восприятие, - их важность для получения системных  знаний о самих

себе и окружающем нас  мире. Это справедливо, так как  все наши знания о

находящейся вне нас реальности являются в первую очередь результатом  ощущений и восприятия. Наши чувства – это наш единственный механизм обнаружения энергетических и химических сигналов, посылаемых нам средой, и именно на их основе мы воспринимаем и оцениваем реальность.

Есть также немало практических причин для изучения ощущения и восприятия.

Этот раздел психологии имеет  дело с важными, если не с решающими, аспектами

нашего повседневного  взаимодействия с внешней средой. Если говорить о

практической целесообразности, то изучение ощущения и восприятия вооружает

ученых умением выявлять и лечить людей с нарушениями  сенсорно-перцептивной   системы.

Изучение восприятия движения также немаловажно. Биологическая  роль этого

восприятия чрезвычайно  велика. Чтобы их движения были эффективными, животные  должны быть в состоянии определять, где именно, в каком направлении, а нередко – и с какой скоростью перемещаются те или иные объекты. Не вызывает сомнения, что информация о движении имеет решающее значение для выживания  большинства биологических видов.

Изучение восприятия пространства и времени, также играет большую  роль в жизни человека, так как позволяет построить правильную картинку окружающего нас мира.

Исследованием восприятия занимались такие ученые и исследователи, как  Павлов

И.П. (рефлекторная основа восприятия), Теплов Б.М., Запорожец А.Н. (этапы

развития восприятия у  детей), Эвклид (закон зрительного  угла как закон

восприятия размера), Мах  Э. (механизмы восприятия движения), Вундт В. (теория

восприятия движения), Вертгеймер М. (Фи-феномен) и другие отечественные и

зарубежные исследователи.

     Цель курсовой  работы: Изучение видов восприятия.

     Предмет исследования: Восприятие движения, времени и  пространства.

     Гипотеза исследования: Заключается в предположении,  что восприятие

движения, времени и пространства являются особыми видами восприятия.

Исходя из выдвинутой гипотезы и сформулированного предмета, решались следующие  задачи:

1.     Раскрыть  понятие восприятия.

2.     Проанализировать  основные существующие виды восприятия.

3.     Выявить особенности  восприятия движения, времени и  пространства.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ.

 

1.1. ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ

 

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных  свойствах,

качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и

т.д.), то восприятие дает целостный  образ предмета или явления. Оно

предполагает наличие  разнообразных ощущений и протекает  вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных  отношений  между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

«Восприятием называют психический  процесс отражения предметов  и явлений

действительности в совокупности их различных свойств и частей при

непосредственном воздействии на их органы чувств».

Выделяют четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различие,

идентификация и опознание.

Обнаружение -   исходная форма развития любого сенсорного процесса. На этой

стадии субъект может  лишь на простой вопрос, есть ли стимул.

Различие -  собственно восприятие. Конечный результат – формирование

перцептивного образа эталона. Когда прецептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознавания  обязательны сличение и идентификация.

Идентификация - есть отожествление  непосредственно воспринимаемого  объекта с образом, хранящимся в памяти, или отожествление двух одновременно

воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение

объекта к определенному  классу объектов, воспринимающихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

В зависимости от того, в  какой степени целенаправленна  будет деятельность

личности, восприятие разделяют  на непреднамеренное (непроизвольное) и

преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие  может быть вызвано как особенностями  окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели.  Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов и т.д.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей  – воспринимать тот или иной объект и явление, ознакомиться с ним. Так, например,

преднамеренным восприятие будет рассматривание электрической  схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т.п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.

Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое  осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.

Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя  планомерность и системность  ведения.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, то у  него развивается

такое свойство личности, как  наблюдательность.

«Наблюдательность – это  умение подмечать в предметах  и явлениях то, что в них

мало заметно, не бросается  само собой в глаза, но что существенно  или

характерно с какой-либо точки зрения». Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием

профессиональных интересов  личности.

     Основные свойства восприятия. 

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в

зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д. Зависимость

восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его

личности носит название апперцепции.

Свойства восприятия:

1.     Целостность  – восприятие есть всегда целостный  образ предмета. Однако

способность целостного зрительного  восприятия предметов не является

врожденной, об этом свидетельствуют данные, о восприятии людей, которые

ослепли в младенчестве, и которым возвратили зрение в  зрелые годы: в первые

дни после операции они  видели не мир предметов, а лишь расплывчатые

очертания, пятна различной  яркости и величины, т.е. были одиночные  ощущения,

но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через

несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно

оставалось ограниченно  тем, что они узнали ранее путем  осязания. Таким

образом, восприятие формируется  в процессе практики, т.е. восприятие –

система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

2.     Константность   восприятия – благодаря ей, мы воспринимаем окружающие

предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и  т.д.

Источником константности  восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия).  Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное.

Нарушение  константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили и пешеходы им кажутся маленькими;  в то же время строители, работающие постоянно на высоте говорят, что они видят объекты, расположенные визу, без искажений их размеров.

3.     Структурность  восприятия – Восприятие не  является простой суммы

ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений

обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию.

4.     Осмысленность  восприятия – Восприятие тесно  связанные с мышлением с

понимаем сущности предметов. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия, прежде всего, выражается в том, что осознательно воспринимать предмет это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при видении знакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных

5.     Избирательность  восприятия – проявляется в  преимущественном выделении

одних объектов по сравнения  с другими. Оно заключается в  том, что в любой

момент времени мы воспринимает только один предмет или конкретную группу

предметов, как в то время  остальные объекты реального  мира являются фоном

нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании. Например, человек

слушает лекцию или читайте  книгу и совсем не обращайте внимания на то, что

происходит у него за спиной. Он воспринимает или речь лектора, или  текстовое

содержание книги, поскольку  его восприятие направленное именно на это, но так

было до тех пор, пока ему  об этом не сказали. Сказав о том, что  он не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной,  мы перенаправили его внимание на другой пространственный участок, и он стал воспринимать те

предметы, которые находятся  вокруг него, в том числе и за его спиной, т.е. те

предметы, которые минуту назад небыли представлены в его  сознании.

 

                         

1.2. Основные виды восприятия                         

Опираясь на современную  психологическую литературу, можно  выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из

классификаций восприятия, так же как и ощущения, лежат  различия в

анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой

анализатор (или какая  модальность) играет в восприятии преобладающую  роль,

различает зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и

вкусовое восприятие.

     Зрительное восприятие.

«Зрительное восприятие –  форма восприятия, включающая в себя совокупность

процессов построения зрительного  образа окружающего мира» на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы.

Боле простые из этих процессов  обеспечивают восприятие цвета, которое  может

сводиться  к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового  тона, или

собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета  от серого

равного с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют

врожденный характер и  реализуются за счет структур, локализованных на уровне

подкорковых образований  мозга. Более филогенетически поздними являются

механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит

интеграция соответствующей  информации о пространстве полученной также от

слуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем и движении объектов.

Позднее эта информация дополняется  сведениями о форме и структуре  объектов.

Есть веские основания  называть зрение основной сенсорной  системой. Во-первых, это, возможно, наиболее хорошо изученная система, что отчасти  обусловлено методологическими и техническими факторами. Анатомия и связанные с ней особенности зрительной системы достаточно хорошо известны, а визуальное стимулирование, как правило, четко определяется и может быть точно

Информация о работе Восприятие движения, времени, пространства