Полное разрешение трудностей,
связанных с текучей диалектикой
временных
определений, требует принятие
одной общей системой координат
с постоянной
точкой, от которой и ведется
отсчет посредством постоянных общих
единиц
счисления (год, месяц, день).
Это исходная общая точка отсчета
может быть
фиксировано лишь за пределами
субъективного, личного переживания,
в
историческом процессе определенным
историческим событием от которого и
ведется время исчисления
(такой то год нашей эры –
на 20 году октябрьской
социалистической революции).
Время жизни объективно определяется
лишь как
время истории. Лишь на основе
исторически определенной системы
исчисления
времени можно соотносить
временные показания различных
наблюдателей,
свободно переходя с одной
точки зрения на другую, устанавливать
однозначное
соответствие все датировок.
Настоящее – отправная
точка, из которой определяется и
прошлое, и будущее –
не является в психологическом
времени абстрактной точкой, а
всегда некоторым
временным интервалом.
Верхняя граница психологически
настоящего времени, заполненного лишь
простыми, между собой
не связанными чувственными раздражителями,
очень
ограничена; максимальные размеры
интервалов, отмечаемых, например, ударами
молотка, которые мы воспринимаем
и непосредственно сравниваем между
собой,
равна примерно 5 с. Сравнение
интервалов большей длительности требует
уже
счета и опосредованных приемов.
При соответствующем обычным
условиям реальной жизни заполнении нашего
времени содержанием, компактно связанным
в обширные целые, грани настоящего заметно
расширяются.
ВЫВОДЫ
1. Восприятие является результатом
психологических процессов, в которых
задействованы такие понятия, как смысл,
взаимосвязи, контекст,
субъективная оценка, предшествующий
опыт индивидуума и память. В соответствии
с различиями между ощущением и восприятием
наши глаза могут вначале зафиксировать
ряд быстро сменяющих друг друга на
телевизионном экране цветных изображений
(это и есть работа ощущения), но то, что
мы видим на экране или воспринимаем благодаря
ему, представляет собой изображение
зрительных событий, в
которых люди и предметы осмысленно
взаимодействуют
между собой в пространстве.
Точно также типичный внешний
звуковой
раздражитель заставит наши
барабанные перепонки вибрировать
определенным
образом, создавая мгновенно
узнаваемую его особенность, в частности
громкость, но мы слышим или
воспринимаем разговор или мелодию.
Следовательно, восприятие включает систематизацию,
интерпретацию и осмысление информации,
поступающей от сенсорных систем. Иными
словами, восприятие представляет собой
результат упорядочения ощущений и их
превращение в знания о предметах и событиях
физического мира.
2.
Обычно восприятие – результат
взаимодействия ряда анализаторов.
Двигательные ощущения в
той или иной степени участвуют
во всех видах
восприятия. В качестве примера
можно назвать осязательное восприятие,
в
котором участвуют тактильный
и кинестетический анализаторы. Аналогично
в
слуховом и зрительном
восприятии также участвует двигательный
анализатор.
Различные виды восприятия
редко встречаются в чистом виде.
Обычно они
комбинируются и возникают
сложные виды восприятия. Так, восприятие
учеником текста на уроке включает зрительное
,слуховое и кинестетическое восприятие.
3.
Восприятие движения осуществляется
благодаря очень сложному
механизму, природа которого
еще не вполне выяснена. Особенность
данного
вопроса заключается в
том, что восприятие движения не может
быть объяснено
только движением глаз.
Также может возникнуть ощущение
движения при
отсутствии его в реальности,
например стробоскопический эффект, Фи-феномен.
Восприятие пространства
и времени занимает особое место
среди всего, что мы
воспринимаем. Все предметы
находятся в пространстве, и всякое
явление
существует во времени. Пространственные
свойства присущи всем предметам,
равно как временные особенности
характерны для каждого явления
или события.
Восприятие времени, несмотря
на важность данной проблемы, изучено
гораздо
меньше, чем вопрос о восприятии
движения и пространства. Сложность
изучения
данного вопроса заключается
в том, что время не воспринимается
нами как
явление материального мира.
Глава 2. Практическая
часть
Восприятие времени детьми
разного возраста
Психологи обычно отмечают
трудности в восприятии времени
и относительно "позднее развитие
временных представлений у детей
дошкольного возраста. К причинам,
обусловливающим эти трудности,
относят специфические особенности
времени как объективной реальности:
его текучесть (любая единица
времени не может быть воспринята
одновременно в ее начале и конце),
его необратимость, невозможность
вернуть прошедшее и поменять
местами настоящее и будущее.
Все это в значительной степени
усложняет восприятие времени детьми.
Время не имеет наглядных форм,
не подлежит чувственному созерцанию,
поэтому воспринимается оно опосредованно,
через движение или какую-то деятельность,
связанную с определенным временем,
или через чередование каких-то
постоянных явлений. Сложно для детей
и понимание смысла слов, обозначающих
временные отношения в силу их
относительного характера. Что означают,
например, слова теперь — Сейчас
или сегодня — вчера — завтра"?
При тождественности значений этих
временных обозначений конкретный
момент реальности, на которой они
указывают, непрерывно передвигается.
Это обстоятельство составляет те трудности,
с которыми дехи не сразу могут справиться.
Поэтому дошкольники часто спрашивают
взрослых: «Сейчас уже завтра или еще сегодня?»,
«Сегодня — это завтра?» и т. п. Однако
С. Л. Рубинштейн утверждал, что не следует
преувеличивать недоступность временных
представлений для детей и что относительно
позднее их развитие бывает тогда, когда
«не уделяется достаточного внимания
их выработке». Большую роль в восприятии
времени детьми играют ритмичные процессы
жизнедеятельности, с их правильным чередованием
работы и покоя. Вероятно, ребенок как-то
ощущает и цикличность деятельности организма,
и ритмичность деятельности внутренних
органов. На фоне непрекращающейся деятельности
сердцебиения, дыхания, пищеварения происходят
постепенные изменения в виде большей
или меньшей усталости, сильного или слабого
раздражения — это и дает ощущение времени,
начинающееся так же рано, как чувство
жажды, голода, боли, т. е. с момента рождения.
Ребенок замечает, что лица людей то исчезают,
то появляются, просьбы его исполняются
с различной быстротой — каждая требует
своего времени. Всякое движение самого
ребенка также требует времени, есть короткие
приятные занятия, есть занятия, от которых
он устает. Некоторые явления регулярно
повторяются (еда, сон и т.- п.), поэтому
на ожидание их у ребенка вырабатываются
условные рефлексы. Практической ориентировке
во времени содействует четкий режим жизни,
в котором постоянно чередуются те или
иные процессы, наполненные близким и
жизненно значимым для ребенка содержанием.
Примерно с полутора лет начинается речевое
отражение категорий времени. Первоначально
появляются наречия, определяющие временную
последовательность: сейчас, сначала,
теперь. Дети еще плохо владеют грамматическими
формами прошедшего и будущего времени,
поэтому они смешивают такие временные
наречия, как теперь, сейчас, потом. Как
же воспринимает время ребенок дошкольного
возраста? Для детей дошкольного возраста
время уже не исчерпывается настоящим.
Короткое время включается в другое, более
длинное и общее, к пониманию его длительности
ребенок подходит уже не ощущением, а размышлением
о чем-то таком, что существует вместе
с событиями, но и как бы отдельно от них.
У дошкольников образуется ясное для конкретных
событий представление о прошедшем, настоящем
и будущем. Многие педагоги отмечают этот
чисто конкретный характер временных
представлений дошкольников. О днях, месяцах,
часах дети говорят как о предметах и даже
олицетворяют время: «Куда ушло вчера?»
Для конкретизации временных отношений,
объективность которых дети долго не могут
понять, они используют любые факты, которые
в их опыте оказались связанными с определенными
показателями времени. Например: «Папа,
почему ты пришел! Разве уже вечер?» Дети
3—5 лет устанавливают связь между постоянно
повторяющимися фактами и соответствующими
показателями времени: «Утро — когда встаем,
вечер — когда из сада домой забирают».
По мере накопления опыта ориентировки
во времени дети устанавливают более существенные
признаки, как показатели времени начинают
использоваться некоторые объективные
явления: «Сейчас уже утро, светло, солнышко
встает, а ночь — это когда темно и все
спят». Младшие дошкольники уже более
четко локализуют во времени события,
обладающие отличительными качественными
признаками, эмоциональной привлекательностью,
хорошо им знакомые: «Елка — когда зима,
поедем на дачу, когда лето» и др. Как же
практически отражается категория времени
в речи детей дошкольного возраста? Наиболее
доступными, первоначальными речевыми
выражениями категории времени являются
нерасчлененные временные отношения.
Они обозначаются словами сначала, потом,
раньше, позже, затем ребенок начинает
пользоваться словами давно и скоро. Дети
6—7 лет уже активно пользуются временными
наречиями. Но не все временные категории
осознаются ими и правильно отражаются
в речи: лучше усваиваются наречия, обозначающие
скорость и локализацию событий во времени,
хуже — наречия, выражающие длительность
и последовательность. Однако несколько
обучающих занятий, раскрывающих значение
наиболее трудных для детей временных
наречий, уточняют их понимание. Отсюда
следует вывод: процесс речевого выражения
временных понятий у детей; 5—7 лет находится
в стадии непрерывного развития, которое
протекает особенно интенсивно, если этим
процессом управлять. Однако тонкая дифференцировка
временных отношений в дошкольном возрасте
формируется еще медленно и в значительной
степени зависит от общего умственного
и речевого развития детей. Характер представлений
детей дошкольного возраста о времени
связан с пониманием ими свойств времени,
овладением временными понятиями (на рассвете,
в сумерки, в полдень, в полночь, сутки,
неделя, месяц, год), умением ориентироваться
во времени суток по природным явлениям,
представлением о причинно-временных
зависимостях ритмичных природных явлений,
о продолжительности секунды, минуты и
часа и умениями определять время на часах,
оценивать временные интервалы. Опыт обучения
показывает, что в процессе организации
педагогического воздействия в детском
саду и в семье дети усваивают лишь некоторые
из перечисленных временных представлений
и умений ориентироваться во времени.
Уровень этих знаний невысок. Разные по
значению временные понятия часто совмещены.
Например, дети не чувствуют разницы в
словах рассвет и сумерки, обозначающих
переходные периоды от ночной тьмы к дневному
свету. Значения слов полночь и полдень
не воспринимают как обозначение моментов
равного деления дня и ночи. Дети смешивают
понятия «день» и «сутки», не могут назвать
всех частей суток, не знают, что день —
это часть суток. Большинство детей не
замечают различий в окраске небосклона
в разные периоды суток, не могут установить
и последовательность частей суток. В
их представлении сутки кончаются ночью,
а утром начинаются. Таким образом, у некоторых
детей имеются неправильные представления
об обособленности каждых суток и их прерывности.
Часто дошкольники не знают названий дней
недели, не могут определить их последовательность.
В запоминании дней недели наблюдается
неравномерность, лучше запоминаются
дни, имеющие выраженную эмоциональную
окраску для ребенка. Эта особенность
проявляется и в запоминании детьми названий
месяцев. Недостаточны знания даже старших
дошкольников о способах измерения времени
(с помощью календаря, часов). Названия
интервалов времени (минута, час) остаются
для детей чисто словесными, абстрактными,
так как еще не накоплен жизненный опыт
деятельности в течение этих отрезков
времени. Могут ли дети оценивать длительность
небольших отрезков времени в процессе
выполнения разнообразной деятельности?
Опыт показывает, что дошкольники способны
оценивать длительность одной минуты,
но эта оценка зависит от характера деятельности
в данный промежуток времени. Положительные
эмоции у детей, возникающие в процессе
интересной деятельности, вызывают желание
продлить приятный момент. Поэтому при
оценке времени, заполненного событиями
интересного и богатого содержания, ребенок
допускает переоценку малого времени,
которое протекает незаметно и его длительность
кажется меньше. Время, заполненное однообразной,
мало интересной деятельностью, кажется
ребенку более длительным. Влияние этих
субъективных факторов может быть значительно
ослаблено в результате развития у детей
«чувства времени», точность оценки различных
временных интервалов под воздействием
специально организованных упражнений
совершенствуется. . Итак, имеющиеся у
детей знания о времени неполны, единичны,
не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется
тем, что эпизодические занятия (проводимые
с дошкольниками преимущественно словесными
методами), на которых детей знакомят с
признаками частей суток, заучивают последовательность
дней недели, месяцев, не дают им необходимых
знаний о времени — о его текучести и необратимости,
о ритме, темпе и периодичности. Получаемые
детьми сведения остаются на поверхности
сознания, не раскрывают временных отношени
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышесказанного
можно сделать заключение, что
восприятие является
очень сложным процессом,
требующим значительной аналитико-синтетической
работы. Получаемая нами информация
об объектах и явлениях окружающего
нас
мира ни в коей мере не
является результатом простого раздражения
органов
чувств и доведения
до коры мозга возбуждения от периферических
воспринимающих органов. Восприятие правильней
всего обозначить как воспринимающую
деятельность субъекта. Результатом этой
деятельности является целостное представление
о предмете, с которым мы сталкиваемся
в обычной жизни.
Огромную роль в восприятии
движения, пространства, времени играет
наше
желание воспринимать тот
или иной предмет, сознание необходимости
или
обязанности воспринимать его,
волевые усилия, направленные на то,
что бы
добиться лучшего восприятия
настойчивость, которую мы в этих
случаях
проявляем.
Изучение восприятия движения
немаловажно. Биологическая роль этого
восприятия чрезвычайно велика. Чтобы
движения животных были эффективными,
они должны быть в состоянии определить,
где именно, в каком направлении, а нередко
– и с какой скоростью перемещаются те
или иные объекты. Не вызывает сомнения,
что информация о движении имеет решающее
значение для выживания большинства биологических
видов, в том числе и человека, в наш век
космических скоростей.
Изучение восприятия пространства
и времени, также играет большую
роль в жизни человека, так как позволяет
построить правильную картину окружающего
нас мира.
Необходимо сделать заключение,
что восприятие – это весьма сложный,
но вместе с тем, единый процесс, направленный
на познание того, что в данный момент
воздействует на нас.