Восприятие и научение (усвоение перцептивных эталонов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:03, реферат

Описание работы

Для успешного систематического обучения и усвоения необходимого объёма знаний, умений и навыков ребёнок должен достичь определённого уровня физического и психического развития. Развитие детского организма происходит неравномерно, периоды интенсивного роста чередуются с замедлением роста и созревания регулирующих систем. Особое значение имеет развитие центральной нервной системы, особенно головного мозга. На основе деятельности сложных мозговых систем, под влиянием социальных факторов формируются психические функции, в том числе и те, которые обеспечивают возможность школьного обучения.
В совокупности внутренних условий, необходимых для осуществления развивающего обучения, важное место занимает восприятие (перцептивная деятельность), которое должно органично входить в структуру технологий обучения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….с. 3
1. Изменение восприятия в процессе обучения"………………с.4
2. Приемы восприятия, использующиеся при
выполнении конкретных задач…………………………………с.7
3. Перцептивные действия и формирование
сенсорных эталонов………………………………………………с. 9
4. Совершенствование восприятия в процессе обучения……с. 13
Заключение………………………………………………………с. 15
Список использованной литературы…………………………..с.17

Файлы: 1 файл

ВОСПРИЯТИЕ И НАУЧЕНИЕ РЕФЕРАТ.docx

— 35.46 Кб (Скачать файл)

    

Содержание

 

Введение………………………………………………………….с. 3

1. Изменение восприятия в процессе обучения"………………с.4

2.  Приемы восприятия,  использующиеся  при

 выполнении конкретных задач…………………………………с.7

3. Перцептивные действия и формирование 

сенсорных эталонов………………………………………………с. 9

4. Совершенствование восприятия  в процессе обучения……с. 13

Заключение………………………………………………………с. 15

Список использованной литературы…………………………..с.17

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для успешного систематического обучения и усвоения необходимого объёма знаний, умений и навыков ребёнок должен достичь определённого уровня физического  и психического развития. Развитие детского организма происходит неравномерно, периоды интенсивного роста чередуются с замедлением роста и созревания регулирующих систем. Особое значение имеет развитие центральной нервной  системы, особенно головного мозга. На основе деятельности сложных мозговых систем, под влиянием социальных факторов формируются психические функции, в том числе и те, которые  обеспечивают возможность школьного  обучения.

В совокупности внутренних условий, необходимых для  осуществления развивающего обучения, важное место занимает восприятие (перцептивная деятельность), которое должно органично входить в структуру технологий обучения.

Научные знания, представленные в учебном материале, становятся достоянием учащихся в том  случае, если последние овладевают адекватными способами перцептивной деятельности, научаются видеть и слышать, т.е. воспринимать содержание предъявляемого материала. В процессе обучения происходит развитие индивидуальных перцептивных способностей учащихся и овладение продуктивными способами решения перцептивных задач.

Необходимость развития восприятия обусловлена тем, что с его помощью осуществляется ориентировка в окружающей действительности, организация и регулирование  деятельности и поведения в соответствии с объективными свойствами и отношениями  предметов и явлений. Без достаточно развитого восприятия некоторые  виды деятельности (рисование, пение, игра на музыкальных инструментах) становятся невозможными.

 

 

 

 

  1. Изменение восприятия в процессе обучения"

Научение — процесс и результат самопроизвольного приобретения индивидуального опыта . Этот процесс протекает неосознаваемо (латентно) для растущего человека. Латентное (скрытое) научение — становление у него образа целостной ситуации и своего поведения в ней. Роль латентного обучения в развитии особенно ярко проявляется в усвоении речи и при решении человеком творческих задач. Результат латентного научения проявляется в форме инсайта — внезапных озарений.

Научение многообразно. Оно содержит в себе образование условных рефлексов (классического и оперантного типа); такое научение называется ассоциативным. Перцептивное научение (или апперцепция) — сенсорные восприятия, обусловленные и опосредствованные влиянием прошлого опыта.

Одна из главных  тайн научения — его незаметность. Ребенок впитывает не только слова, обращенные к нему, но и действительное поведение важных для него людей, взрослых и сверстников. Если родитель, учитель, любой другой взрослый, претендующий на то, чтобы влиять на растущих людей, не знает этого, он вечно удивляется, почему дети относятся к нему не так, как, казалось бы, он этого заслуживает, если судить по его словах и намерениям.

В отличие  от педагогических понятий обучения, образования и воспитания научение охватывает широкий круг процессов спонтанного формирования индивидуального опыта.

Способность человека обнаруживать, различать и  усваивать явления внешнего мира, а также формировать их образ  — восприятие — обнаруживается уже в первые недели после рождения.

В результате научения изменяется восприятие (перцепция). Перцептивное научение (или апперцепция) — сенсорные восприятия, обусловленные и опосредствованные влиянием прошлого опыта.

Перцептивная роль научения не подлежит сомнению, но это не значит, что восприятие исходно и первоначально зависит от изучения. Исследования человеческого новорожденного и младенцев обнаруживают высоко организованные и устойчивые перцептивные функции. Научение должно быть расценено как фактор, обеспечивающий содержание восприятий.

Развитие  восприятия осуществляется по следующим  направлениям: переход от восприятия простых к восприятию более сложных  предметов; увеличение числа воспринимаемых предметов и явлений; расширение пространственных и временных рамок  восприятия. Результатом восприятия является формирование образов.

Развитие  восприятия путем обучения и специальной  организации ориентировочно-поисковой  деятельности учащихся приводит к усвоению ими сенсорных эталонов («решетки»  форм, системы музыкальных звуков, геометрических форм, цветов спектра  и т.д.), к формированию перцептивных образов и перцептивных действий. В ходе обучения учащиеся постепенно овладевают указанными системами и применяют их в качестве мерок или эталонов для анализа окружающего мира и упорядочивания своего опыта (Л.А. Венгер).

Многочисленные  экспериментальные исследования Н.Н. Поддъякова, А.Г. Рузской, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Н.Л. Фигурина, М.П. Денисовой доказали, что организованное ознакомление детей с подобными системами ведет к существенному повышению эффективности производимых ими перцептивных действий.

На всех этапах дошкольного и школьного обучения просматривается явно выраженная зависимость  усвоения знаний от уровня сформированности восприятия. Это закономерно, так как почти каждое учебное действие и каждая учебная задача требуют опоры на данные восприятия. Поэтому полнота и точность восприятия относятся к числу тех значимых условий, без которых ни один из этапов учебной деятельности не может быть успешным.

К началу школьного  обучения у детей должны быть сформированы готовность сенсорного аппарата и способность  активного управления им, развиты словесные (вербальные) способы владения сенсорным материалом, способность единовременного восприятия различных свойств предметов и явлений, умения совершать мыслительные операции над чувственными свойствами предметов, начальный уровень произвольного восприятия и простые формы наблюдательности.

Учитель должен помочь ученику определить, что в  воспринимаемом объекте надо выделить и опознать, тем самым стимулируя, организуя и направляя восприятие. Он сообщает учащимся знания об изучаемых  объектах, облегчая поиск тех свойств, которые они могли бы не обнаружить. Это требует овладения рациональными  приемами восприятия (наблюдения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приемы восприятия,  использующиеся при выполнении конкретных задач

 

Каждый учебный  предмет имеет свои специфические  сенсорные задачи, среди которых  особое место занимают поисковые, связанные  с нахождением, выделением, опознанием свойств объектов; задачи на сопоставление  их пространственных, структурных и  функциональных свойств; задачи на мысленную  перегруппировку заданных объектов путем восприятия их исходного состояния  и выделения различных элементов, на включение их в новые связи  и отношения; исследовательские задачи, требующие представления об изменении предметов и их свойств в тех или иных условиях. Такие задачи ученик решает самостоятельно или с помощью учителя, который может организовать поиск в воспринимаемом материале нужных свойств.

Различают приемы восприятия, которые используются при  выполнении конкретных заданий, и приемы обобщенного характера, применяемые  в любых ситуациях, независимо от содержания учебной задачи. Учащиеся постепенно научаются понимать, что  восприятие предметов и явлений  должно осуществляться по определенному  плану, последовательно и систематично. Наряду с приемами, обеспечивающими  полноту и точность восприятия, ученики  должны усвоить приемы избирательности  и активности восприятия, рассмотрения объекта в разных ракурсах (или  с разных точек зрения), оперирования представлениями и т. д. Овладение  этими приемами позволяет учащимся осознанно подходить к анализу  любых объектов, получать информацию, необходимую для решения очередных  учебных задач.

Учителю необходимо хорошо знать специфику тех приемов  восприятия, которые следует использовать для работы с конкретным учебным  материалом. В его педагогическом арсенале должны быть приемы и упражнения на осмотр, обследование, выделение, рассматривание, вычленение существенных и второстепенных признаков, которым следует обучить учащихся. Методика обучения этим приемам определяется изучаемым предметом, этапом обучения, индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. Следует подчеркнуть, что нет ни одного учебного предмета, в усвоении которого не участвовало бы восприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перцептивные действия и формирование сенсорных эталонов

Кроме усвоения приемов восприятия у учащихся должно быть сформировано четкое и адекватное представление о сущности восприятия как сложном, активном, динамичном познавательном процессе, состоящем в непосредственном отражении предметов и явлений, воздействующих на органы чувств человека. Не меньшее значение имеет формирование у учащихся установки быть внимательными, наблюдательными, чтобы фиксировать  все переходные состояния объектов в процессе их изменения и взаимодействия друг с другом.

Перцептивные действия формируются в обучении, и их развитие проходит ряд этапов. На первом этапе процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. На этом этапе, который ставит перед ребенком новые перцептивные задачи, непосредственно в материальные действия вносятся необходимые исправления, которые должны быть сделаны для формирования адекватного образа. Лучшие результаты восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются так называемые сенсорные эталоны, которые также выступают во внешней, материальной форме. С ними ребенок имеет возможность сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним.

На втором этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия осуществляются теперь при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами. На данном этапе, пишет Л. А. Венгер, дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознании и на подсознательном уровне у ребенка. Дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. В результате всего этого внешнее перцептивное действие превращается в умственное.

По Л. А. Венгеру, основу способностей, связанных с восприятием, составляют перцептивные действия. Их качество зависит от усвоения ребенком специальных систем перцептивных эталонов. Такими эталонами при восприятии, например, формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма, при восприятии размеров — принятые для их оценки физические величины. Совершенствование перцептивных действий и овладение новыми типами таких действий обеспечивает прогрессивное изменение восприятия с возрастом, т. е, приобретение им большей точности, расчлененности и других важных качеств. Усвоение перцептивных действий ведет за собой развитие других способностей. Среди разнообразных перцептивных действий есть такие, от которых зависит совершенствование общих познавательных способностей детей, а также такие, формирование и усвоение которых помогает развитию детских художественно-творческих способностей.

Исследования  восприятия показали, что построение образа невозможно без воссоздания  свойств воспринимаемого объекта  из материала, имеющегося в распоряжении субъекта, перевода их на доступный  ему язык. С другой стороны, есть достаточно экспериментальных подтверждений, что воссоздание происходит путем активного «прилаживания», «подстройки» этого материала к особенностям воздействия.

Было обнаружено, что ощупывающая рука и осматривающий  предмет глаз «липнут» к воспринимаемому  объекту, если стоит задача, требующая  выяснения и запоминания особенностей его контура, лишь на стадии первоначального ознакомления с данным предметом. При других задачах и в случае восприятия знакомых предметов соответствие движения рецепторных систем их свойствам оказывается весьма относительным.

А.Н. Леонтьевым была выдвинута гипотеза о том, что  материалом, из которого строится психический  образ, является динамика процесса восприятия в рецепирующей системе, «уподобляющаяся» свойствам объекта, копирующая их. Способ копирования заключается в «компарирующем» (сравнительном) анализе. Основную характеристику перцептивного действия составляет «подстраивание» к этим свойствам. Отсюда понятно, что тип уподобления не является первичным и всеобщим для построения образов. Он доказал, что перцептивное действие для построения образов кроме динамики процессов в рецепирующих системах может использовать другой «материал».

А. Н. Леонтьев установил, что исходным видом «материала»  является не динамика рецепирующих систем, а динамика эффекторных, рабочих систем, приспосабливающаяся к особенностям предметов, с которыми производится практическое действие. Перцептивное действие, являющееся производным от практического, заимствует прежде всего приемы такого двигательного уподобления. На дальнейших этапах практическое уподобление достигается уже не только путем «подстройки» к свойствам объектов самих движений, но и при помощи подбора и использования адекватных этим свойствам предметных средств: орудий, материалов и т. д.

Информация о работе Восприятие и научение (усвоение перцептивных эталонов)