Восприятие и научение (усвоение перцептивных эталонов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:03, реферат

Описание работы

Для успешного систематического обучения и усвоения необходимого объёма знаний, умений и навыков ребёнок должен достичь определённого уровня физического и психического развития. Развитие детского организма происходит неравномерно, периоды интенсивного роста чередуются с замедлением роста и созревания регулирующих систем. Особое значение имеет развитие центральной нервной системы, особенно головного мозга. На основе деятельности сложных мозговых систем, под влиянием социальных факторов формируются психические функции, в том числе и те, которые обеспечивают возможность школьного обучения.
В совокупности внутренних условий, необходимых для осуществления развивающего обучения, важное место занимает восприятие (перцептивная деятельность), которое должно органично входить в структуру технологий обучения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….с. 3
1. Изменение восприятия в процессе обучения"………………с.4
2. Приемы восприятия, использующиеся при
выполнении конкретных задач…………………………………с.7
3. Перцептивные действия и формирование
сенсорных эталонов………………………………………………с. 9
4. Совершенствование восприятия в процессе обучения……с. 13
Заключение………………………………………………………с. 15
Список использованной литературы…………………………..с.17

Файлы: 1 файл

ВОСПРИЯТИЕ И НАУЧЕНИЕ РЕФЕРАТ.docx

— 35.46 Кб (Скачать файл)

Далее изменения  происходят и в перцептивном уподоблении, которое также начинает использовать предметные образы. Новые образы строятся при участии образов, сформировавшихся на предыдущих этапах.

Для выполнения продуктивной деятельности одного учета  предметных свойств и отношений  оказывается недостаточно. Необходимо их воспроизведение, которое становится фактором, детерминирующим весь ход  действия.

Первые перцептивные действия формируются в результате включения сенсорных процессов в осуществление элементарных практических действий ребенка. В дальнейшем средства, операции совершенствуются и становится возможным формирование перцептивных действий при решении не только практических, но и познавательных задач.

Перцептивные действия направлены на решение задач поиска, обнаружения, различения, идентификации и отображения свойств отношений и предметов. Различаются ознакомительные и опознавательные перцептивные действия. Эти действия не являются врожденными. Им предшествует период обработки реакций анализаторов, когда сенсорные процессы функционируют более или менее автономно, обеспечивая эффективность ориентировочного различения и идентификацию раздражителей, но еще не создавая перцептивных образов. На основе этих действий происходит образование и стереотипизация представлений о свойствах и отношениях предметов, которые могут трансформироваться в сенсорные эталоны.

Позже изменения  касаются систематизации эталонов. Вновь  создаваемые образы восприятия вначале  являются фрагментарными, неполными, затем  они приобретают объективно-предметный,

но малодифференцированный характер. Лишь после этого они  становятся полными, расчлененными, адекватно  отражающими внешний облик предметов. Но все названные изменения в  области восприятия не происходят сами собой. Они являются результатом  последовательно формирующихся  видов деятельности, повышающих точность и адекватность отображения объективных  свойств и отношений в образах  восприятия.

 

 

 

 

 

 

4.Совершенствование восприятия в процессе обучения

   В  процессе индивидуального развития  происходят структурные изменения  процессов восприятия. Практические  действия по преобразованию предметов  окружающей среды являются основным  фактором, обусловливающим построение  адекватных перцептивных действий. При развитии деятельности происходит сокращение внешне практических компонентов и свертывание перцептивных действий. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6–12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.

Развитие  восприятия определяется степенью возрастной дифференциации органов чувств, степенью зрелости всех звеньев анализаторных систем. Акт восприятия определяется не только биологической зрелостью соответствующих нервных аппаратов, но и объёмом возрастной тренировки их функции в условиях специфически человеческой деятельности индивидуума.

Совершенствование перцептивных действий заключается в переходе от сенсомоторных предэталонов к предметным, представляющим свойства в том виде, в каком они существуют в реальных единичных предметах. Затем формируются абстрактные общепринятые эталоны, фиксирующие исторический опыт выделения и использования свойств предметов в различных видах человеческой деятельности (Л. А. Венгер).

Совершенствование восприятия в процессе обучения является задачей сенсорного обучения, значимость которого обусловлена влиянием перцептивного развития на общий прогресс умственной деятельности, на успешность выполнения всех видов деятельности, которыми овладевает человек в ходе онтогенеза.

Изменения в  восприятии происходят как путем  обучения, так и в процессе самостоятельного познания ребенком предметов и свойств  окружающего мира. Это касается формирования перцептивных действий, увеличения адекватности восприятия, его точности, быстроты, дифференцированности, развития потребности в ясных и отчетливых образах, выделения определенных стимулов или структур, снижения абсолютных и разностных порогов чувствительности, улучшения сенсомоторной адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Перцептивный опыт, приобретаемый учащимися в процессе обучения, обогащает и изменяет их восприятие. Этот опыт формируется при многократном восприятии определенных предметов и явлений в ходе специальных упражнений по их называнию, различению, идентификации и т.д.

Для формирования перцептивных действий учащиеся прежде всего должны овладеть практическими действиями с предметами, в ходе которых выявляются и осваиваются их свойства, решаются практические задачи. Это происходит в процессе обучения различным видам содержательной деятельности, внутри которых подбираются и выделяются практические действия, дающие максимальные возможности для выполнения внешних ориентировочных действий. Они могут выделяться учащимся стихийно или представляются им в готовом виде. Это требует обучения внешним развернутым способам обследования свойств предметов, их сопоставления с другими предметами, обладающими заданными свойствами, а также обучения двигательному и предметному моделированию, включения этих способов в решение практических задач. Далее должна осуществиться интериоризация внешних ориентировочных действий, т.е. их перенос в образный план. В ходе сенсорного обучения происходит усвоение общепринятых эталонов, овладение связями, объединяющими их в системы, а затем иерархизация этих систем.

Динамика  развития перцептивных умений выглядит следующим образом: от усвоения средств осуществления перцептивных действий к овладению перцептивными операциями, а на их основе – к усвоению общественно выработанных систем эталонов, к их интериоризации.

Последовательность  этих этапов не всегда является жесткой. Следует понимать, что формирование перцептивных действий, овладение системами эталонов неразрывно связано с усвоением названий предметов, их связей и отношений. Слова являются средствами выделения и систематизации чувственно воспринимаемых свойств и орудием индивидуальной перцептивной деятельности.

Учителю необходимо создавать условия для введения слов в перцептивные действия путем организации обследования свойств и отношений и придания им функций эталонов. Усвоение каждой последующей категории эталонов и каждого нового вида связей должно быть построено с учетом достигнутого уровня овладения перцептивными действиями, позволяющего произвести необходимое обследование нового материала (Л.А. Венгер). На каждом возрастном этапе изменяется содержание и основные методы сенсорного обучения.

В связи с  тем, что наблюдаемые предметы постоянно  изменяют свои качественные характеристики, надо уметь вычленять их пространственные, функциональные и другие параметры, фиксировать все переходные состояния  в процессе их взаимодействия. Учащиеся должны получить четкие представления  о приемах наблюдений и создания образов, без знания которых образы не выстроятся в целостную и завершенную  систему. Учащимся следует знать, что  образы не только создаются, но и перестраиваются, что оперирование ими требует  комбинации, добавления или отсечения  элементов, манипулирования, мысленного включения их в различные связи  и отношения, преобразования. Созданию образов способствует применение разнообразного наглядного материала.

Установлено, что под влиянием обучения учащиеся успешнее воспринимают форму и величину предметов, но затрудняются оперировать  пространственными отношениями. Это  объясняется психологическими особенностями  пространственной ориентировки, длительно  сохраняющей натуральную систему  отсчета по схеме тела (С.Л. Рубинштейн).

 

 

 

Используемая литература

 

  1. Брунер Дж.С. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971;
  2. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— Ч. II.— М.: Наука, 1981. – 458 с.
  3. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. – М.: Просвещение, 1969.
  4. Возрастные особенности психического развития детей./ Под ред. Дубровиной И.В. и Лисиной М.И. - М.: Просвещение, 1982 . – 362 с.
  5. Восприятие. Механизмы и модели: Переводы / Под ред. Н.Ю. Алексеенко. М.: Мир, 1971;
  6. Зинченко В. П. Теоретические проблемы психологии восприятия //  

Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1977.

      7. Казаков В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология. – М., 1989.

      8. Краткий психологический словарь/Сост. Карпенко Л. А.; - М., 1985.

      9. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1963;

     

 

 

 


Информация о работе Восприятие и научение (усвоение перцептивных эталонов)