Восприятие учителя иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изучение процессов в социальной перцепции в психологии имеет первостепенное значение при анализе процесса восприятия одним человеком другого, а именно восприятие учителя иностранных языков учеником. С помощью социальной перцепции, выступающей как аспект сложной структуры человеческого общения, осуществляется восприятие учителя органами чувств, также ученик даёт определённую оценку личности учителя.

Содержание работы

Введение
Глава I. Изучение процессов в социальной перцепции в психологии.
§ 1 Понятие социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции.
§ 2 Проблема имиджа учителя иностранного языка.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет_иностранных языков

Кафедра психологии

Курсовая работа

« Восприятие учителя иностранного языка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студентки 2 курса

группы ИН-21

Ф.И.О.  Колыхаловой Ирины Александровны

Научный руководитель:

(Кандидат психологических наук, профессор,

должность)

Будякова Татьяна Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Елец– 2013год

Содержание

Введение

Глава I. Изучение процессов в социальной перцепции в психологии.

§ 1 Понятие социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции.

§ 2 Проблема имиджа учителя иностранного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Изучение процессов в социальной перцепции в психологии имеет первостепенное значение при анализе процесса восприятия одним человеком другого, а именно восприятие учителя иностранных языков  учеником. С помощью социальной перцепции, выступающей как аспект сложной структуры человеческого общения, осуществляется восприятие учителя органами чувств, также ученик даёт определённую оценку личности учителя.

 

Повышение эффективности взаимодействия учителя и ученика, потребность в изучении иностранного языка, как вид субъёкт – субъектных отношений, с необходимостью ставит проблемы анализа процессов в социальной перцепции, описания конкретных механизмов, условий её формирования.

 

Актуальность темы обусловлена тем, что изучение иностранного языка  полагается на отношение учителя и ученика, которое  влияет на процесс обучения. Сегодня от восприятия имиджа учителя и  его личностных качеств зависит освоение детьми учебного материала, эффективность работы на уроке, мотивация, отношение к самому предмету иностранного языка, а в основе этого процесса лежат перцептивные процессы.

 

Исследованием проблемы изучения процессов в социальной перцепции в психологии, личности педагога в современном обществе, методов изучения межличностных отношении занимались такие ведущие психологи, как Дж. Брунер, который ввёл в психологический лексикон данный термин, Бодалев А.А., Петровский А.В., Немов Р.С., Вершловский С.Г. и др.

 

Объект исследования – межличностные отношения.

 

Предмет исследования – социальная перцепция, как психологический аспект взаимодействия учителя и ученика.

 
Цель исследования: выявление проблемы имиджа учителя иностранных языков в России и США.

 

Задачи исследования:

  1. Определение имиджа учителя иностранных языков в Росси и США, установление сравнительной оценки.
  2. Анализ мнений учеников об учителе ИЯ.

 

Гипотеза: я предполагаю, что восприятие учителя ИЯ обусловлено его имиджем, а также сложившимся образом учителя у учеников.

 

Научная новизна исследования состоит в том, что предложен сравнительный анализ выявления восприятия учителя учениками в разных странах.

 

 

Глава I. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕСОВ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ В ПСИХОЛОГИИ.

 

§ 1 Понятие социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции.

 

По мнению Г.М.Андреевой, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Но и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

 

Восприятие учителя учеником является одним из видов восприятия человека человеком.

 

По мнению А.А. Бодалёва, основными процессами, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, поступающую от другого человека, являются ощущение, восприятие, представление, мышление. Чтобы раскрыть процесс познания человека человеком, надо проследить особенности формирования образа человека и понятия о нем как о личности у взаимодействующего с ним индивидуума.

 

А.А Бодалёв утверждает, что чувственный образ, который является первой ступенью познания, формируется в процессе построения изображения. Образ человека, по мнению автора, как и любое изображение, представляет собой совокупность элементов, находящихся в определенном соотношении с совокупностью элементов, составляющих облик отражаемого человека. В самом общем смысле это есть соотношение подобия или сходства. Хотя конкретные механизмы формирования чувственного образа изучены еще недостаточно, однако данные, которыми располагает к настоящему времени наука, позволяют утверждать, что он является эффектом рефлекторных актов воспринимающей системы.

В литературе существует понятие социальной перцепции, предложенное психологическим словарём А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, который трактует социальную перцепцию как – восприятие (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный), понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).

Согласно психологическому словарю, термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула - объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т.д. Позже под социальной перцепцией стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей и т.д.), социальных ситуаций и т.п. Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов.

Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону.

Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе от причинных.

В-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. [2, 273, 274]

Андреева Г.М. считает, что если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид (И), то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.

Как утверждает Г.М. Андреева, термин «социальная перцепция», или, в более узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятие другого человека» употребляется в литературе в несколько вольном смысле. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. 

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе.

Г.М. Андреева считает, что представление о себе через представление о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения. Однако в эти процессы, по мнению А. А. Андреевой, включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. А значит сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому.

Данные утверждения  приводят к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения. 

Г.М. Андреева даёт следующее определение термину «идентификация», который буквально обозначает отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.  

Как пишет Г.М. Андреева, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова, термин используется как аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения.  

Однако, на мой взгляд, взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не значит отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем- то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения, но свою собственную могу строить совсем по-иному.

 
Также Г.М. Андреева пишет, что процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга.

А как считает И.С. Кон, то рефлексия - это (Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978, 110стр.) «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя» (Кон, 1978. С. 110). 

Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Механизмом образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку является аттракция. 

По мнению Г.М. Андреевой, аттракция – это «и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения». Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения.  

Можно заметить, что С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой - какова роль этого явления в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Как утверждает Г.М. Андреева, исследование аттракции в социальной психологии - сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных возникающих здесь этических затруднений. 

Л.Я. Гозман  утверждает, что «аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам».               ( Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987)

Информация о работе Восприятие учителя иностранного языка