Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:46, контрольная работа
Актуальность темы данной контрольной работы определяется тем, что названные формы психического отражения выполняют важнейшую функцию при объединении людей — они являются регулятором общения. Знание механизмов восприятия и понимания людей друг другом приведет к более продуктивному общению, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.
Целью настоящей работы является изучение восприятия и понимания в процессе общения.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понимание в процессе межличностного общения. Понятие социальной
перцептии…………………………………………………………………….4
2. Эффекты в восприятии и межличностный процесс познания…….……...8
3. Типичные формы восприятия и понимания. Идентификация, эмпатия,
аттракция………………...………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников………….………………………………..17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понимание в процессе межличностного общения. Понятие социальной
перцептии……………………………………………………
2. Эффекты в восприятии и межличностный процесс познания…….……...8
3. Типичные формы восприятия и понимания. Идентификация, эмпатия,
аттракция………………...………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………….………………………………..
Введение
Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения связано с тем, что в современном обществе в непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность огромную роль в межличностном общение играют восприятие и понимание. Понимание человека человеком – психический процесс включения информации о человеке в прежний опыт и постижение на этой основе смысла и значения события, факта, содержания воздействия.
Актуальность темы данной контрольной работы определяется тем, что названные формы психического отражения выполняют важнейшую функцию при объединении людей — они являются регулятором общения. Знание механизмов восприятия и понимания людей друг другом приведет к более продуктивному общению, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.
Целью настоящей работы является изучение восприятия и понимания в процессе общения.
Исходя из цели данной работы, её задачами являются: изучение понимания в процессе межличностного общения и понятия социальной перцептии; исследование эффектов в восприятии, а также межличностного процесса познания; рассмотрение типичных форм восприятия и понимания, следование идентификации, эмпатии, аттракции.
Предметом контрольной работы являются восприятие и понимание человека человеком в процессе общения.
1. Понимание в процессе межличностного общения. Понятие социальной перцептии
Важную роль в межличностном общении играет фактор понимания человека человеком. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы правильно сформировать представления о собеседнике. Зачем? Умение "видеть человека насквозь", понимать его истинные, а не декларируемые цели всегда высоко ценилось в бизнесе. Этот навык помогает предотвратить многие неприятности, помогает грамотно простроить отношения с подчиненными и партнерами по бизнесу.
В психологии понимание рассматривается,
прежде всего, как способность постичь
смысл или значение чего-либо, а
также как достигнутый
Необходимо также рассмотреть
процессуальную сторону понимания.
Как процесс понимание можно
обозначить как поиск способа
объединения в единое целое отдельных
звеньев ситуации. Именно поэтому
процесс понимания непременно содержит
гипотезы, сравнения, пробы. В процессе
общения необходимо для начала выяснить
суть проблемы (проблемной ситуации). На
этом этапе определяют противоречия,
сравнивают различные точки зрения,
изучают информацию и ее источники.
Происходит процесс последовательного
выделения промежуточных
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Прежде чем раскрывать в содержательном плане характеристики этой стороны общения, необходимо уточнить употребляемые здесь термины. Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие3. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.
Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или — как вариант — о восприятии человека человеком). Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. Но кроме этого, возникает необходимость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается и традиционное описание перцептивного процесса, как он встречается в общей психологии. Поэтому в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель любого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие познавательные процессы.
Все сказанное означает, что термин
«социальная перцепция», или, в более
узком смысле слова, «межличностная
перцепция», «восприятие другого
человека» употребляется в
Таким образом, социальная перцепция
— это важный психологический
процесс, ответственный за осуществление
человеком определенного
2. Эффекты в восприятии и межличностный процесс познания
Следующим фактом, который определенно влияет на правильность восприятия и понимания людьми друг друга, является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда соответствующее явление, обнаруживающееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, называют эффектом ореола.
Если, например, первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывают законы когнитивного диссонанса)4. Если, напротив, первое впечатление почему-то оказалось отрицательным, то в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, на первых порах межличностного общения данных людей. Поскольку обстоятельства встречи этих людей могут оказаться самыми разными, случайно зависящими от обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое впечатление друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается) неправильным. Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое впечатление или первая личностная информация о человеке оказалась правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную роль, способствует быстрой и эффективной преднастройке людей в общении друг с другом. Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей, как социальных существ, главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.
С эффектом первичности логически связан противоположный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильнее влиять на последующие восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (за исключением самого первого впечатления). Над последними по порядку сведениями о другом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обдумать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план.
Оба рассмотренных нами феномена — эффект первичности (ореола) и аффект новизны — своим возникновением обязаны, в частности, закону долговременной памяти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.
Много внимания в исследованиях
восприятия людьми друг друга было
уделено выяснению того, каков
сам по себе процесс межличностного
познания, на что в первую очередь
обращает внимание воспринимающий, давая
оценку воспринимаемому, в какой
последовательности он «считывает»
информацию о нем. Оказалось, что
при восприятии нового для себя человека
индивид главное внимание обращает
на такие особенности его
Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состояний воспринимаемого человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой последовательности. Вот результаты одного из подобных экспериментов. В нем для определения характера воспринимаемых эмоциональных состояний использовались отрывки из литературных произведений. Они выражали три группы состояний говорящего: эмоционально положительное, безразличное и эмоционально отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50% случаев, люди совершают ошибки в точном определении эмоционального состояния говорящего. Правильнее других оцениваются положительные эмоции, а хуже всех — отрицательные (более 50% ошибок)5.
Информация о работе Восприятия и понимания в процессе общения