Восприятия и понимания в процессе общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:46, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы данной контрольной работы определяется тем, что названные формы психического отражения выполняют важнейшую функцию при объединении людей — они являются регулятором общения. Знание механизмов восприятия и понимания людей друг другом приведет к более продуктивному общению, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.
Целью настоящей работы является изучение восприятия и понимания в процессе общения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понимание в процессе межличностного общения. Понятие социальной
перцептии…………………………………………………………………….4
2. Эффекты в восприятии и межличностный процесс познания…….……...8
3. Типичные формы восприятия и понимания. Идентификация, эмпатия,
аттракция………………...………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников………….………………………………..17

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 47.66 Кб (Скачать файл)

Из числа положительных эмоциональных  состояний правильнее других воспринимается и оценивается радость, несколько  хуже — восхищение. В группе индифферентных эмоциональных состояний точнее других идентифицировалось состояние удивления, несколько хуже — безразличия. Из числа отрицательных эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев. Были обнаружены существенные межиндивидуальные различия в правильности определения отдельных видов эмоциональных состояний человека. Оказалось, что эти различия связаны с культурой, национальностью, профессией, некоторыми другими факторами.

3. Типичные формы восприятия и понимания. Идентификация, эмпатия, аттракция

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют типичные формы восприятия и понимания  человека человеком. Среди них выделяются следующие:

  • аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п., связывается с наличием определенной личностной черты. О психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится заниматься изучением внешнего облика человека (художникам — для его воссоздания на полотне, врачам — с целью более точной медицинской диагностики);
  • эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого определяется рассмотренными ранее механизмами эффекта первичности, эффекта новизны6. Такой тип межличностного восприятия нередко встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола, эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления;
  • перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной теории личности гипотетически достраивается и формируется образ воспринимаемого и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимающего. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения с разными людьми;
  • аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей, действуют те, кому нередко приходится оценивать другого человека как личность в условиях дефицита информации и времени: педагоги, врачи, руководители;
  • социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оценка осуществляются на основе сложившихся социальных стереотипов, т.е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. В итоге воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был отнесен. Как базовые социальные типы могут выступить люди разных профессий, социального положения, мировоззрения и т.п. Этот тип восприятия свойствен, например, руководителям и политикам, философам и социологам7.

Восприятие и понимание человека человеком невозможно без определённых психологических механизмов. Такие  механизмы можно объединить в  группу, в которую входят идентификация, эмпатия и аттракция.

Термин «идентификация» буквально  означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление  его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. Поэтому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно понимают, мы говорим  им: «Побывали бы вы на моем месте!»  Тем самым мы как бы приглашаем их «включить» психологические механизмы  идентификации. Подобные выражения  есть у разных народов. Например, индейцы  выражают эту же мысль следующими словами: «Чтобы понять человека, нужно семь лун проходить в его мокасинах».

Идентификация тесно связана с  другим близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатию также можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идет об эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому, а не о рациональном осмыслении его проблем.

Переживание человека не остается незамеченным другими людьми. Это обусловлено  тем, что взаимные переживания, взаимопонимание  являются основой содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный  отклик позволяет нам понять состояние  другого. В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого, например, близкого друга, родственника8. Люди, не способные к этому, как правило, оказываются в изоляции.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем, скажем, подросток.

Очевидно, что механизм эмпатии в какой-то степени сходен с механизмом идентификации: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его позиций. Но взглянуть на вещи чьими-то глазами — не означает полного отождествления себя с этим человеком. Если мы ставим себя на место другого, это значит, что мы ведем себя так же, как обычно ведет себя этот другой. В случае проявления эмпатии мы просто принимаем к сведению особенности его поступков и привычек, относимся к ним с сочувствием, но поступить можем совсем по-иному.

Формы эмпатии зависят от типа и характера межличностных отношений. Так, с когнитивной эмпатией мы встречаемся в тех случаях, когда в процесс общения включены интеллектуальные компоненты, и мы пытаемся сопереживать партнеру, сравнивая его поведение со своим или находя аналогичные ситуации в своей прошлой жизни. Эмоциональная эмпатия основана на подражании чувствам и реакциям, собеседника. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия обычно характерна для отношений с близкими людьми. При этом мы не только мыслим (воспринимаем, понимаем), не только чувствуем (сопереживаем), но и действуем (помогаем делом). Поэтому можно звать на помощь или рыдать рядом с человеком, пострадавшим в аварии, а можно начать немедленно оказывать ему первую медицинскую помощь; можно порадоваться празднику в семье знакомых, а можно прийти и помочь им в подготовке к приему гостей.

Эта высшая форма эмпатии — действенная — характеризует нравственную сущность человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатййные способности человека. Надо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к любым воздействиям взрослых, поэтому крайне важно, чтобы воспитатель, показывая пример, сам был эмоционально отзывчив на переживания ребенка и окружающих, умел вовремя оказать им действенную поддержку.

В том случае, когда познание партнера по общению осуществляется через  механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого  интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции. Аттракция (дословно — привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого  человека, основанную на возникновении  к нему положительных чувств. Палитра  этих чувств чрезвычайно разнообразна: от простой симпатии до глубокой любви.

Причиной возникновения положительных  чувств партнеров по общению нередко  бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель междугородного автобуса скорее поймет проблемы водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мотоциклиста в раскрашенной кожаной  куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо  лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.

Эмпатия, эмпатийность в отношении с партнером может рассматриваться как одно из наиболее важных профессиональных качеств и психолога и педагога. В большинстве случаев высокая профессиональная эмпатийность — результат специального обучения навыкам самоанализа, развития сензитивности, способности к эмпатическому вниманию (слушанию). Эмпатическое внимание (слушание) впервые описано К. Роджерсом9. Его можно охарактеризовать как особое отношение к партнеру, основанное на соединении идентификации и эмпатии. Такое соединение позволяет достичь глубины и подлинной открытости контакта. Но оно чревато для ситуации оказания помощи. Для того чтобы помощь была оказана, существует вторая сторона эмпатического внимания, которая обеспечивает психологу отстраненность от актуального состояния партнера. Вместе две стороны обеспечивают создание ситуации действенной помощи. 

Заключение

В заключение данной контрольной  работы необходимо сделать следующие  выводы.

Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. На основе внешней стороны поведения мы, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем его внутренний мир, особенности личности по внешним проявлениям. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять логику его поступков и строй мышления, а затем, уже на основе этого, построить стратегию своего собственного поведения.

В самом общем плане  можно сказать, что восприятие другого  человека означает восприятие его внешних  признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида и объяснение на этой основе его поступков. Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них последовательно становится то наблюдаемым, то наблюдателем. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия нам приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает наши потребности, мотивы и установки. Восприятие и понимание человека человеком основывается на психологических механизмах, основными из которых являются идентификация, эмпатия и аттракция.

Таким образом, каждый из участников общения, оценивая другого, стремится  построить определенную систему  понимания причин поведения партнера.  

Список использованных источников

  1. Андреева Г.М. Современная социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2010. – 654 с.
  2. Бодалев А.А. Личность в общении: учебник / А.А. Бодалев. – М.: Проспект,  2010. – 743 с.
  3. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования: учеб. пособие / Л.С. Выгодский. – М.: АПН, 2009. – 435 с.
  4. Ершов П.Н. Практическая психология: учебник для вузов / П.Н.Ершов. -  М.: Смысл, 2009. – 631 с.
  5. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: учебник / А.С. Золотнякова. – Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 2008. – 696 с.
  6. Каган М.С. Мир общения: учеб. пособие / М.С. Каган. — М.: Политиздат, 2010. – 478 с.
  7. Крижанская Ю.С. Грамматика общения: учебник / Ю.С. Крижанская. -  М.: Академия, 2009. – 543 с.
  8. Леонтьев А.А. Психология общения: учебник / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2008. – 632с.
  9. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории: учебник / Б.Д. Парыгин. – М.: Мысль, 2008. – 567с.

1 Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. – Ростов-на-Дону: Ростовский Университет, 2008, С. 359

2 Крижанская Ю.С. Грамматика общения. -  М.: Академия, 2009, С. 219

3 Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 2008, С. 412.

4 Бодалев А.А. Личность в общении. – М.: Проспект,  2010, С. 437

5 Каган М.С. Мир общения. — М.: Политиздат, 2010, С. 194

6 Андреева Г.М. Современная социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2010, С. 284

7 Ершов П.Н. Практическая психология. -  М.: Смысл, 2009, С. 281

8 Леонтьев А.А. Психология общения. — М.: Смысл, 2008, С. 301

9 Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: АПН, 2009, С. 177


Информация о работе Восприятия и понимания в процессе общения