Воссоединение с чувствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 16:19, статья

Описание работы

В психологической науке эмоциональные переживания подразделяются на эмоции, аффекты, настроения, чувства, страсти и т.д.
Слово эмоция происходит, вероятно, от лат. emoveo (волновать, потрясать) или от лат. emovere (двигаться наружу, вовне). Общепризнанные определения эмоции таковы:
эмоция – это непосредственное переживание ситуации, значимой для удовлетворения потребностей индивида.
Эмоция – это переживание смысла явления в его субъективной значимости для индивида.

Файлы: 1 файл

Vossoedinenie_s_chuvstvami.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

РЕЗЮМЕ. Итак, возникшее в результате постоянного подавления чувств отсутствие контакта с ними приводит индивида к энергетическому обесточиванию, утрате способности к индивидуальной ориентации в изменяющейся среде, грубости и незрелости

эмоций и колебанию состояния от тревожности до импульсивности (прорыва аффектов). Неудивительно, что люди с опаской относятся к собственным чувствам, не любят даже

думать о них. Вместо постепенного процесса дифференциации эмоций и, далее, вызревания их в чувства (как это было бы при родительском разрешении и поощрении испытывать любые чувства и вербализировать их, ограничивая при этом разрушительные действия под влиянием чувств) происходит прогрессирующее эмоциональное выхолащивание. Как одно из следствий этого складывается стереотип импульсивных действий, (‘переход к действию” в психоаналитическом понимании), теряются внутренние ориентиры (сознавание своих подлинных чувств и мотивов), что компенсируется гипертрофированной потребностью быть ведомым  и запросом на интроецирование чужеродных индивидуальности установок.

По мнению А. КЕМПИНСКОГО [3], «эмоциональные реакции, вероятно, являются первым субъективным отражением интеракции живого организма с окружением» и более того, именно эмоции предшествуют появлению и совершенствованию человеческого сознания.

 

III. Мы полагаем, что одной из главных задач психотерапии является восстановление утраченного индивидом в результате социальных предубеждений контакта с реальностью посредством переживания и осознавания чувств. Путь к восстановлению целостности индивида – развенчание при помощи психотерапевта (консультанта)  мифа о вредоносности или опасности проявления или даже переживания любых чувств и обучение индивида осознавать и вербализировать свои чувства и переживания.

Вербализация и осознавание чувств – необходимое звено в процессе их созревания и дифференциации, постепенно заменяющих недифференцированное возбуждение, так как осознавание и вербализация подразумевают протекание импульса через неокортекс. Именно кора головного мозга участвует  в зрелой эмоциональной жизни человека.

 

Можно сравнить две различных последовательности  ступеней выражения эмоционального возбуждения.

Если импульс протекает через неокортекс, то актуализируется “полная последовательность “:

    • стимул (внешний, в интересующем нас случае коммуникативный, или внутренний, мысль, воспоминание) >
    • чувство, вызванное стимулом >
    • сознавание чувства >
    • внутренняя вербализация чувства (называние его словами во внутренней речи) >
    • ‘пауза свободы’ (термин И. БЕТТЕЛЬХЕЙМА) необходимая для принятия  решения >
    • внешняя вербализация чувства (если стимул коммуникативный; Я-высказывание, послание другому участнику коммуникации) >
    • креативное действие.

 

В этой последовательности  используются специфические человеческие способности – сознавание, вербализация, выбор решения.

 

В противоположном случае актуализации ‘короткой, или усеченной последовательности’ ступеней прохождения импульса возбуждения, импульс проходит, минуя неокортекс и связанные с ним высшие формы человеческой деятельности (фактически, по короткой рефлекторной дуге), по схеме:

    • стимул >
    • диффузное возбуждение >
    • импульсивное  или стереотипное действие.

 

Прохождение импульса по “короткой дуге” коррелирует как с органическими нарушениями ЦНС, так и с невротическими функциональными расстройствами, обусловленными, как это описано выше, враждебным отношением к чувствам и осознаванию чувств в социуме.

 

 

Только после того, как сознавание и вербализация чувств прочно укоренится как стойкий навык, человек сможет вернуть себе способность к адекватной ориентации в среде.

«Я хочу не подчинять себе эмоции, (превращая их в рабов), а приручить их, поставить их себе на службу, стараясь при этом, чтобы они не иссякли, но вместе с тем и не разлились в половодье». (С. ГИНГЕР) [4].

Однако мы можем приручить лишь то, с чем мы знакомы. Поэтому безусловное принятие любых чувств, осознанное их переживание, умение находить точные слова, чтобы называть их – то есть ВОССОЕДИНЕНИЕ СО  СВОИМИ ЧУВСТВАМИ – это и есть первый и необходимый шаг к их “приручению”.

 

                                                  ЛИТЕРАТУРА:

    1. П. И. Сидоров, А. В. Парняков. Введение в клиническую психологию, т. II. Академический Проект, Москва; Деловая книга, Екатеринбург, 2000.
    2. Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин. Практикум  по гештальттерапии, стр. 310-313.  Пер. с англ., СПб, издательство «Петербург XXI век», 1995.
    3. А. Кемпинский, Психология шизофрении, стр. 266. Пер. с польского, Санкт-Петербург, «Ювента», 1998.
    4. С. Гингер, А. Гингер, Гештальт – терапия контакта, стр. 164. /2-е издание / Пер. с фр., СПб.:  СпецЛит, 2001.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                               ©  Криндач В. П., Соловьева Е. А., 2003

 

 

                                                                 

 


 



Информация о работе Воссоединение с чувствами