Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 16:19, статья
В психологической науке эмоциональные переживания подразделяются на эмоции, аффекты, настроения, чувства, страсти и т.д.
Слово эмоция происходит, вероятно, от лат. emoveo (волновать, потрясать) или от лат. emovere (двигаться наружу, вовне). Общепризнанные определения эмоции таковы:
эмоция – это непосредственное переживание ситуации, значимой для удовлетворения потребностей индивида.
Эмоция – это переживание смысла явления в его субъективной значимости для индивида.
РЕЗЮМЕ. Итак, возникшее в результате постоянного подавления чувств отсутствие контакта с ними приводит индивида к энергетическому обесточиванию, утрате способности к индивидуальной ориентации в изменяющейся среде, грубости и незрелости
эмоций и колебанию состояния от тревожности до импульсивности (прорыва аффектов). Неудивительно, что люди с опаской относятся к собственным чувствам, не любят даже
думать о них. Вместо постепенного процесса дифференциации эмоций и, далее, вызревания их в чувства (как это было бы при родительском разрешении и поощрении испытывать любые чувства и вербализировать их, ограничивая при этом разрушительные действия под влиянием чувств) происходит прогрессирующее эмоциональное выхолащивание. Как одно из следствий этого складывается стереотип импульсивных действий, (‘переход к действию” в психоаналитическом понимании), теряются внутренние ориентиры (сознавание своих подлинных чувств и мотивов), что компенсируется гипертрофированной потребностью быть ведомым и запросом на интроецирование чужеродных индивидуальности установок.
По мнению А. КЕМПИНСКОГО [3], «эмоциональные реакции, вероятно, являются первым субъективным отражением интеракции живого организма с окружением» и более того, именно эмоции предшествуют появлению и совершенствованию человеческого сознания.
III. Мы полагаем, что одной из главных задач психотерапии является восстановление утраченного индивидом в результате социальных предубеждений контакта с реальностью посредством переживания и осознавания чувств. Путь к восстановлению целостности индивида – развенчание при помощи психотерапевта (консультанта) мифа о вредоносности или опасности проявления или даже переживания любых чувств и обучение индивида осознавать и вербализировать свои чувства и переживания.
Вербализация и осознавание чувств – необходимое звено в процессе их созревания и дифференциации, постепенно заменяющих недифференцированное возбуждение, так как осознавание и вербализация подразумевают протекание импульса через неокортекс. Именно кора головного мозга участвует в зрелой эмоциональной жизни человека.
Можно сравнить две различных последовательности ступеней выражения эмоционального возбуждения.
Если импульс протекает через неокортекс, то актуализируется “полная последовательность “:
В этой последовательности используются специфические человеческие способности – сознавание, вербализация, выбор решения.
В противоположном случае актуализации ‘короткой, или усеченной последовательности’ ступеней прохождения импульса возбуждения, импульс проходит, минуя неокортекс и связанные с ним высшие формы человеческой деятельности (фактически, по короткой рефлекторной дуге), по схеме:
Прохождение импульса по “короткой дуге” коррелирует как с органическими нарушениями ЦНС, так и с невротическими функциональными расстройствами, обусловленными, как это описано выше, враждебным отношением к чувствам и осознаванию чувств в социуме.
Только после того, как сознавание и вербализация чувств прочно укоренится как стойкий навык, человек сможет вернуть себе способность к адекватной ориентации в среде.
«Я хочу не подчинять себе эмоции, (превращая их в рабов), а приручить их, поставить их себе на службу, стараясь при этом, чтобы они не иссякли, но вместе с тем и не разлились в половодье». (С. ГИНГЕР) [4].
Однако мы можем приручить лишь то, с чем мы знакомы. Поэтому безусловное принятие любых чувств, осознанное их переживание, умение находить точные слова, чтобы называть их – то есть ВОССОЕДИНЕНИЕ СО СВОИМИ ЧУВСТВАМИ – это и есть первый и необходимый шаг к их “приручению”.
ЛИТЕРАТУРА: