Воздействие музыки на человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:41, доклад

Описание работы

Если человек не приучен контролировать работу собственного сознания, если он не наделен рассудительностью и не имеет критериев для оценки нравственных качеств этих мотивационных порывов, то он становится фактически роботом, исполняющим чужие приказы, но как бы по его же собственному согласию. Такое положение свидетельствует о начале психической и духовной деградации личности…

На степень развития человека влияют различные звуковые частоты, воздействующие на чакры {энергетические системы) — как негативно, так и положительно. Лучше всего воспринимаемая человеком музыка определяет степень его развития. Чтобы узнать о человеке больше, его спрашивают: «Какую музыку вы любите?»

Файлы: 1 файл

Музыка человек.docx

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Как видите, в отличие  от нас для древних греков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под нее деятельности и только потом средством приятного  отдыха и праздного развлечения.

В связи с этим сведения о прикладном использовании музыки в самых разных видах деятельности человека сообщаются также в произведениях  Платона, Аристотеля, Пиндара, Страбона, Лукиана, Архилоха, Аристофана, Эсхила, Гесиода, Вергилия, Плутарха и других всемирно известных античных авторов.

Эти представления, весьма разумно  интегрировавшие гуманитарные достижения своего времени, стали на несколько  последующих столетий основополагающими  ориентирами для всего античного  общества.

С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации  стало известно всему миру, что  звуки колокола, содержащие резонансное  ультразвуковое излучение, за считанные  секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Но еще академик Б.В. Асафьев рассматривал колокольный звон и его типы как  особую сферу народной музыки.

Западные учёные, проведя  многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии  действительно обладают сильным  терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает  душевное равновесие, дарит чувство  покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает  боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца  ещё не объяснённый, так и назвали  – “эффект Моцарта”. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет  улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное  воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах  и невритах.

Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о  воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных  исследований. Научно доказано, что  музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как  следствие, активнее идут восстановительные  процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки  заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны  воздействуют на изменение кровяного  давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее  распространение получает наряду с  фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.

В московском центре “Эйдос” музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменять уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, раскатов грома, шума дождя. Исследования центра под руководством М.Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.

Особенно интенсивно изучается  влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях, таких как:

  • влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
  • влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
  • воздействие на организм человека традиционной народной музыки.

Следует подчеркнуть, что  в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом  лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в  целом ряде западных вузов сегодня  готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия так же взяла на вооружение этот опыт. При  Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной  реабилитации. Отделение музыкотерапии  и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских  наук. Педагогам – музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями  в науке. Музыкальная терапия  вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.

Музыка существует в нашей  жизни как живое знание и представление  человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается  в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях.

Музыка как, пожалуй, никакое  другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные  произведения можно условно разделить  на активизирующие, тонизирующие и  расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными  процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние  всего организма, вызывает реакции, связаннее с изменением кровообращения, дыхания.

В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.

Наблюдая за поведением детей  на уроках, мне хотелось проанализировать воздействие отдельных музыкальных  произведений на психоэмоциональное состояние  школьников. Но перед этим я просмотрела  расписание уроков в различных классах, предшествующих моему предмету, и  выяснила, что ими являются такие  предметы, как русский язык, литература, чувашский язык, иностранный язык, математика, история и даже физкультура. Представляете, как трудно мобилизовать детей после такого урока? Возбужденные они приходят в класс и им необходимо настроиться на совершенно другой урок – урок искусства, где царит соразмеренность и спокойствие.

Мои наблюдения и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций  произведений изобразительного искусства, прослушивание записей “звучащей” природы положительно влияют на психоэмоциональное состояние. Здесь учитель выступает  в роли терапевта, которому нужно  поставить правильный диагноз.

Ребятам 5 класса была предложена работа, где они должны были написать о своих чувствах, которые вызывает у них прослушиваемое музыкальное  произведение Э.Грига “Утро”. Ниже приведена таблица, где мы можем увидеть – какие предметы предшествовали предмету “Музыка”.

Класс

Предмет до музыки

5 “А”

Литература

5 “Б”

История

5 “В”

Физическая культура


Работы ребят из 5 “А”  класса были более романтичны, глубоки  и изобразительны по своему содержанию, так как предыдущий урок настроил их на положительные эмоции. Чуть суховаты были работы следующего класса, который  до этого побывал на истории, где  царят четкость и лаконичность. 5 “В” класс потряс меня разнообразием  своих работ. Некоторые учащиеся не смогли сразу переключиться с  одного вида деятельности (физические упражнения) на эмоциональное восприятие музыки. Поэтому в связи с вышесказанным  делаем вывод о том, что нельзя после уроков физической культуры в  расписании ставить урок музыки. Но для опытного учителя это, конечно, не помеха. Ведь не зря мы сказали  выше, что учитель терапевт, который  ставит правильный диагноз и назначает  правильное лечение. Но большинство  ребят справились с заданием, ведь перед началом восприятия музыкального произведения мне пришлось чуть по-другому  построить свою тактику ведения  урока, нежели в других классах.

С ребятами пятых же классов  была проведена ещё одна экспериментальная  работа, целью которой было: выявить  настроение детей посредством арттерапии и музыкотерапии. Ребята выражали свои чувства, которые они ощущали, слушая музыкальное произведение Н.А.Римского-Корсакова “Окиан – море синее”. По тематике работы получились разнообразными. Ребята рисовали посредством красок море, природу, портрет человека или сказочного героя.

Класс

Кол-во человек в классе

Море

Природа

Портрет

Другое

5 “А”

25

10

11

2

2

5 “Б”

28

10

12

2

4

5 “В”

28

11

10

3

4


По результатам наблюдения делаю вывод: все работы учащихся имели эмоциональную направленность, которую они выразили в своих  рисунках.

С ребятами 6 класса была проведена  творческая работа по произведению Понкелли “Вальс часов” из оперы “Джоконда”, где посредством красок учащиеся должны были выразить своё отношение к музыкальному отрывку. Прослушав его, ребята выбрали определённые цвета красок и попытались передать настроение в красках. Работы получились очень интересные.

Класс

Кол-во человек в классе

Светлые тона

Тёмные тона

7 “А”

33

27

6

7 “Б”

28

25

3


Выбрав тёмные цвета, возможно, у ребят было плохое настроение или  какие-либо неприятности, а ребята, выбравшие светлые тона, поразили меня разнообразием “услышанных” образов.

Класс

Кол-во человек в классе

Животные

Люди

Природа

Необычное

Разное

7 “А”

33

5

7

11

7

3

7 “Б”

28

3

8

13

2

2


Так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским  лекарством от различных эмоциональных  расстройств. Школьники в течение  всего дня подвержены различным  эмоциональным воздействиям: перевозбуждение, неспокойствие, эмоциональное расстройство. Поэтому на уроках в качестве прослушиваемого произведения можно использовать различные музыкальные произведения, способствующие регулированию эмоционального состояния школьников. Список некоторых произведений я предлагаю вашему вниманию (см. Приложение). Эти произведения я выбрала из музыкального центра “Эйдос”, который занимается проблемой воздействия музыки на психоэмоциональное состояние человека.

Всем известно, что музыка оказывает лечебное воздействие, но не всякая и не на всех. Например, под  воздействием классической музыки улучшается рост растений, даже удой молока у коров. Она благотворно влияет на плод у  беременных женщин. Ведь классика –  это отобранное веками лучшее, что  есть в человеческой культуре. То же можно сказать и о народной музыке, только её “история” уходит корнями в глубокую древность.

А вот что касается некоторых  современных направлений в музыке, они воздействуют на психику человека явно негативно. Например, Dark Wave, возникшее совсем недавно ответвление готического стиля, пробуждает в человеческой душе первобытные страхи. Известны современные музыкальные направления, вызывающие у слушателей сильную агрессию. Если на концерте солист в состоянии экстаза, например, порезал себя стеклом, то некоторые считают это высшим проявлением “искусства” энной группы. Классика же, как и здоровая пища, противостоит вышеупомянутым музыкальным наркотикам.


Информация о работе Воздействие музыки на человека