Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:41, доклад
Если человек не приучен контролировать работу собственного сознания, если он не наделен рассудительностью и не имеет критериев для оценки нравственных качеств этих мотивационных порывов, то он становится фактически роботом, исполняющим чужие приказы, но как бы по его же собственному согласию. Такое положение свидетельствует о начале психической и духовной деградации личности…
На степень развития человека влияют различные звуковые частоты, воздействующие на чакры {энергетические системы) — как негативно, так и положительно. Лучше всего воспринимаемая человеком музыка определяет степень его развития. Чтобы узнать о человеке больше, его спрашивают: «Какую музыку вы любите?»
Как видите, в отличие
от нас для древних греков музыка
являлась, прежде всего, активным стимулятором
выполняемой под нее
В связи с этим сведения о прикладном использовании музыки в самых разных видах деятельности человека сообщаются также в произведениях Платона, Аристотеля, Пиндара, Страбона, Лукиана, Архилоха, Аристофана, Эсхила, Гесиода, Вергилия, Плутарха и других всемирно известных античных авторов.
Эти представления, весьма разумно
интегрировавшие гуманитарные достижения
своего времени, стали на несколько
последующих столетий основополагающими
ориентирами для всего
С 1969 года в Швеции существует
музыкально-терапевтическое
Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.
Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.
В московском центре “Эйдос” музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменять уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, раскатов грома, шума дождя. Исследования центра под руководством М.Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.
Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях, таких как:
Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия так же взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Педагогам – музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях.
Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связаннее с изменением кровообращения, дыхания.
В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.
Наблюдая за поведением детей
на уроках, мне хотелось проанализировать
воздействие отдельных
Мои наблюдения и анализ
результатов показывают, что музыка,
зачастую сопровождаемая просмотром репродукций
произведений изобразительного искусства,
прослушивание записей “
Ребятам 5 класса была предложена работа, где они должны были написать о своих чувствах, которые вызывает у них прослушиваемое музыкальное произведение Э.Грига “Утро”. Ниже приведена таблица, где мы можем увидеть – какие предметы предшествовали предмету “Музыка”.
Класс |
Предмет до музыки |
5 “А” |
Литература |
5 “Б” |
История |
5 “В” |
Физическая культура |
Работы ребят из 5 “А”
класса были более романтичны, глубоки
и изобразительны по своему содержанию,
так как предыдущий урок настроил
их на положительные эмоции. Чуть суховаты
были работы следующего класса, который
до этого побывал на истории, где
царят четкость и лаконичность. 5
“В” класс потряс меня разнообразием
своих работ. Некоторые учащиеся
не смогли сразу переключиться с
одного вида деятельности (физические
упражнения) на эмоциональное восприятие
музыки. Поэтому в связи с
С ребятами пятых же классов была проведена ещё одна экспериментальная работа, целью которой было: выявить настроение детей посредством арттерапии и музыкотерапии. Ребята выражали свои чувства, которые они ощущали, слушая музыкальное произведение Н.А.Римского-Корсакова “Окиан – море синее”. По тематике работы получились разнообразными. Ребята рисовали посредством красок море, природу, портрет человека или сказочного героя.
Класс |
Кол-во человек в классе |
Море |
Природа |
Портрет |
Другое |
5 “А” |
25 |
10 |
11 |
2 |
2 |
5 “Б” |
28 |
10 |
12 |
2 |
4 |
5 “В” |
28 |
11 |
10 |
3 |
4 |
По результатам наблюдения
делаю вывод: все работы учащихся
имели эмоциональную
С ребятами 6 класса была проведена творческая работа по произведению Понкелли “Вальс часов” из оперы “Джоконда”, где посредством красок учащиеся должны были выразить своё отношение к музыкальному отрывку. Прослушав его, ребята выбрали определённые цвета красок и попытались передать настроение в красках. Работы получились очень интересные.
Класс |
Кол-во человек в классе |
Светлые тона |
Тёмные тона |
7 “А” |
33 |
27 |
6 |
7 “Б” |
28 |
25 |
3 |
Выбрав тёмные цвета, возможно, у ребят было плохое настроение или какие-либо неприятности, а ребята, выбравшие светлые тона, поразили меня разнообразием “услышанных” образов.
Класс |
Кол-во человек в классе |
Животные |
Люди |
Природа |
Необычное |
Разное |
7 “А” |
33 |
5 |
7 |
11 |
7 |
3 |
7 “Б” |
28 |
3 |
8 |
13 |
2 |
2 |
Так как музыка обладает
сильным эмоциональным
Всем известно, что музыка оказывает лечебное воздействие, но не всякая и не на всех. Например, под воздействием классической музыки улучшается рост растений, даже удой молока у коров. Она благотворно влияет на плод у беременных женщин. Ведь классика – это отобранное веками лучшее, что есть в человеческой культуре. То же можно сказать и о народной музыке, только её “история” уходит корнями в глубокую древность.
А вот что касается некоторых
современных направлений в