Возникновение неформальных групп в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

Целью работы является уточнение сущности возникновения неформальных групп в организации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть сущность неформальной группы в организации;
- раскрыть причины возникновения неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППЫ И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

161107_Психология и педагогика управления_Возникновение неформальных групп в организации.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение неформальных групп в организации

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организация – это социальное явление и одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образуются без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

Почему  люди объединяются в группы? Прежде всего, потому, что группы удовлетворяют  некоторые их потребности, такие  как: потребность в безопасности.

Основные  причины вступления людей в малые  группы можно представить в виде трех блоков: организационно-производственные, материальные и социально-психологические.

Особое  внимание для изучения имеет малая группа, которая имеет хороший потенциал взаимодействия и сплоченность (до 30 человек). Малая группа выступает объектом изучения разных областей человеческого познания.

Формирование  и функционирование формальных и  неформальных групп в организации  представляет собой динамический процесс.

Первыми экспериментами, которые продемонстрировали, что организация является социальной системой, были хоторнские исследования Э. Мэйо. Они доказали, что, помимо экономических потребностей, у работников есть и социальные потребности, удовлетворение которых ведет к взаимодействию отдельных личностей в группах.

Целью работы является уточнение сущности возникновения неформальных групп в организации.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть сущность неформальной группы в организации;

- раскрыть причины возникновения неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности возникновения неформальных групп в организации. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно  работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

 

1. СУЩНОСТЬ НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

Социальная организация  предприятия (компании, фирмы, концерна, банка и т. д.) раскрывается через  взаимодействие формальной и неформальной структур. Формальная (официальная) организация — базовая целевая подсистема социальной организации, выполняющая функции социальной регуляции поведения работников в организации, а также их интеграции для достижения институциональных целей. В общем смысле формальная организация представляет собой систему установленных администрацией правил, стандартов, предписаний, программ, регулирующих поведение работников и деятельность организации, закрепленную в нормативных документах, фиксирующих взаимосвязь формальных (должностных и профессиональных) позиций1.

Впервые феномен формализации управленческих и деловых отношений как важнейший  признак современных административных организаций был проанализирован  М. Вебером. Позднее принципы формальной организации детально прорабатывались представителями классической школы управления — Дж. Муни, А. Рейли и др., которые представляли ее как универсальное, строящееся на рациональных принципах средство социальной регуляции поведения работников в административной системе2.

Э. Мэйо обусловливал формирование формальной организации требованиями технологии, предопределяющей разделение организации  на большие целевые группы и подразделения. Формальная организация трактовалась им как противоположная другой подсистеме социальной регуляции, получившей наименование неформальной организации и направленной на достижение целей лиц, взаимодействующих в рамках малых групп, границы которых зачастую не совпадали с границами подразделений. Впервые понятие неформальной организации было введено представителями школы человеческих отношений в процессе осмысления ими итогов Хоторнских экспериментов, обнаруживших, что в любой компании помимо официальных служебных отношений между людьми обязательно возникают неофициальные, дружеские связи. Наиболее полное определение неформальной организации предложил Ф. Ротлисбергер, трактовавший ее как действия, ценности, нормы, убеждения и неофициальные правила, а также как сложную сеть социальных связей, типов членства, центров влияния и коммуникаций, сложившихся внутри и между составляющими организацию группами, но не конкретизированных ими3.

Неформальная группа анализируется и в более поздних концепциях (Г. Саймон, Р. Лайкерт, Дж. Хоманс и др.), где она рассматривается как система социокультурной регуляции человеческого поведения, способная обеспечить контроль не только в сфере межличностных взаимодействий, но и за выполнением целевой функции, а также дополнить действие формальной подсистемы регуляции либо даже потеснить ее. Все это позволяет ряду специалистов (Р. Дабин, А. И. Пригожий) выделять в рамках неформальной системы отношений две подструктуры: внеформальную, обеспечивающую достижение организационных целей неформальными средствами, и социально-психологическую, фиксирующую отношения в сфере, не связанной с решением организационных задач4.

В современной организационной  теории возникновение и функционирование подсистемы неформальной организации  объясняется невозможностью стандартизации всех сфер деятельности и отношений  в организации, сведения последних к категории деловых. Основным источником регуляции поведения людей здесь выступают нормы и ценности, отслеживающие систему отношений на уровне межличностных взаимодействий и прямых контактов. В отличие от формальной неформальная организация характеризуется большей гибкостью и динамичностью. Для нее свойственны применение групповых санкций, являющихся реакциями на отклонение от неформальных (не зафиксированных в документах) поведенческих трудовых стандартов, а также подвижность и спонтанность целей и норм5.

Большое место проблема формальной и неформальной организации занимала в трудах Ч. Барнарда, предпринявшего попытку проанализировать логику взаимного  влияния двух организационных подсистем. В своей книге «Функции администратора»  он дает определения формальной организации (трактуя ее не только как систему, обеспечивающую достижение общих целей, но и как инстанцию, призванную разрешить конфликт и наладить сотрудничество в организации) и ее составных элементов, выделяет субъективные 432 и объективные аспекты власти руководителя6.

В своих рассуждениях Барнард исходит  из того, что по соседству с формальной организацией всегда существует ее двойник  — неформальная система связей между  людьми. Разница между ними заключается  в том, что первая представляет собой «систему сознательно координируемых видов деятельности», а вторая носит неосознанный характер. В отличие от формальной неформальная организация характеризуется им как подсистема регуляции человеческого поведения со слабой или вовсе отсутствующей структурой7.

Барнард обращает внимание на существование  тесных связей между формальной и  неформальной организациями. С одной  стороны, формальные организации возникают  из неформальных, с другой — создание формальных организаций неизбежно  порождает организации неформальные, смягчающие жесткость официальных отношений и дополняющие их. В результате оказывается, что оба вида деятельности не могут существовать друг без друга. Неформальные организации выполняют, по меньшей мере, три позитивные функции: распространение мнений, суждений, решений, которые не могут пройти через формальные каналы без того, чтобы не породить проблем; поддержание устойчивости формальной организации; сохранение ощущения личной целостности, самоуважения, независимости выбора индивидуума, противостоящего воздействиям формальной организации, стремящимся дезинтегрировать личность. Наиболее характерным признаком формальной организации, ее квинтэссенцией, Барнард считает скалярный принцип, требующий от всех сотрудников незамедлительного подчинения единой центральной власти. Такой тип системы позволяет снизить число дисфункций, укрепить и сохранить мощь организации. Другой тип формальной организации— «латеральная организация», координация в которой достигается лишь посредством соглашения. Латеральная система организации не обладает собственными - формальными средствами предотвращения трений, споров и дезорганизации. По мнению Барнарда, единственной формальной организацией западной цивилизации, претендующей на значительный возраст, является римско-католическая церковь8.

Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и взаимоотношений между ними. Система межличностных отношений всегда персонифицирована, а ее носителями являются живые люди, у которых есть собственные, отличающиеся от общих задач, цели, интересы, потребности. Люди могут ошибаться, быть пристрастными, вспыльчивыми, и от этого никуда не деться ни одной компании или фирме. Ненавидя одних и симпатизируя другим, люди формируют на работе малые группы, кружки, компании, клики, которые сотрудничают или борются между собой. Так возникает новая структура, или организация.

С формальными и неформальными  отношениями индивид сталкивается сразу же, как только подает заявление  о приеме на работу в компанию или  на предприятие. Будучи зачисленным в штат, он ведет себя так, как того требуют служебные инструкции. В этом смысле предприятие и его организация представляют собой вынужденную, недобровольную форму общения людей, деловые контакты между которыми заранее предписаны, стандартизированы и обезличены. Работники увольняются, уходят и приходят, но социальные роли, которые они выполняют, остаются. Поэтому социальная организация — это еще и система социальных отношении, участники которой занимают определенные позиции (должности). Это означает, что когда один работник обращается к другому по служебным вопросам, последний предстает в роли начальника или технолога участка, а затем уже в качестве приятеля или неприятеля9.

Если же вы обращаетесь к начальнику цеха запросто, по-свойски, то это означает, что между вами существуют не только формальные (деловые), но и неформальные (дружеские) отношения. В исследовании, проведенном в 1980-е годы на одном из московских заводов, выяснялся характер отношений, существовавших между руководителем и подчиненными на цеховом уровне. Чаще всего респонденты описывали их в парных категориях «натянутые (напряженные) — товарищеские (дружеские)». Однако «натянутые» и «напряженные» отношения оказались не столь устойчивыми, как отношения «дружеские» и «товарищеские». Длительность «напряженных» отношений составляла от 0,5 до 2 — 3 дней. Они возникали как следствие конфликта и по его окончании быстро исчезали10.

«Товарищеские» отношения доминировали по длительности и удельному весу. При этом на рабочем месте взаимоотношения между начальником цеха и рабочим (токарем, слесарем, вальцовщиком) были чисто деловыми: первый был требовательным и непреклонным при распределении заданий, строгим при контроле за их выполнением. Когда же рабочий день оканчивался, начальник и подчиненный шли в пивную, где дружески обсуждали бытовые проблемы. И рабочий, и руководитель ясно осознавали, что формальные (деловые) и неформальные (дружеские) отношения четко различаются: каждым — свое время и место. Они могли спорить и ругаться, отстаивая свои интересы (как правило, не личные, а служебные), но только по работе. Казалось, они готовы были подраться: один угрожал другому то штрафом, то увольнением. Но за порогом заводской проходной они мирно беседовали о домашних проблемах, политике и женщинах11.

 

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППЫ И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Причиной возникновения  неформальной группы в формальной организации  является неизбежная ограниченность формальной организации, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации.

Если люди вступают в формальные организации для осуществления  целей организации либо им нужно  вознаграждение в виде дохода или  ими руководят соображения престижа, то принадлежность к неформальной группе может дать людям психологические выгоды не менее важные для них чем получаемая зарплата.

В соответствии с классификацией данной А.Маслоу первичные  потребности – физиологические  потребность в безопасности и  защищенности, а также вторичные – социальные уважение и самовыражение. Может ли формальная организация обеспечить удовлетворение всех потребностей в полной мере? Очевидно, нет. Возникновение неформальной организации является следствием естественного стремления человека к объединению с другими людьми к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми12.

Возникновение неформальной организации также  связано с формированием среды  взаимодействия членов организации. Группы возникают в организации и  функционируют как обособленные структурные подразделения в связи с тем, что в результате разделения труда выделяются отдельные специализированные функции, требующие для своего выполнения определенной совокупности людей обладающих определенной квалификацией имеющих определенную профессию и готовых в системе совместной деятельности выполнять определенную работу. Аналогичная ситуация наблюдается при формировании групп призванных решать целевые задачи. Выполнение должностных обязанностей уже требует определенного взаимодействия. Однако всегда ли в полной мере при этом удовлетворяется потребность всех членов организации в общении или потребность в признании? Очевидно, что нет. Ясно, что здесь важной является оценка не только руководителя и тех членов организации, взаимодействие с которыми обусловлено выполнением должностных обязанностей13.

Личность многогранна. И чем больше “граней” тем более  многообразны ее потребности, а следовательно тем труднее обеспечить их удовлетворение только в рамках формальной организации чем больше оснований для объединения членов организации.  

По мнению Майкла Мескона важнейшими причинами вступления в группу являются:

  1. Чувство принадлежности;
  2. Взаимопомощь;
  3. Взаимозащита;
  4. Тесное общение;
  5. Заинтересованность14

Информация о работе Возникновение неформальных групп в организации