Возникновение неформальных групп в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

Целью работы является уточнение сущности возникновения неформальных групп в организации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть сущность неформальной группы в организации;
- раскрыть причины возникновения неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППЫ И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

161107_Психология и педагогика управления_Возникновение неформальных групп в организации.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности. Люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты склонны быть неудовлетворенными. Возможность принадлежать к группе поддержка с ее стороны тесно связаны с удовлетворенностью сотрудника. И все же, несмотря на то, что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно лишают людей возможностей социальных контактов. Поэтому люди часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести.

В идеальном  варианте подчиненные должны иметь  возможность без всякого стеснения  обращаться к своему непосредственному  начальству за советом или для  обсуждения своих проблем. Если этого  не происходит, то начальнику следует внимательно разобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными. Многие люди считают, что их начальник в формальной организации плохо о них подумает, если они будут спрашивать его как им выполнить определенную работу. Другие бояться критики. Более того в каждой организации есть множество неписаных правил которые касаются мелких процедурных вопросов как например: какой продолжительности должен быть перерыв на кофе каково отношение начальника к болтовне и шуткам как следует одеваться чтобы заслужить всеобщее одобрение а также насколько все эти правила обязательны. В этих и других ситуациях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Например, новый рабочий, занятый в производстве скорее попросит другого рабочего объяснить ему, как произвести ту или иную операцию. Это приводит к тому, что новые рабочие тоже стремятся участвовать в уже сформировавшейся социальной группе, где есть опытные рабочие. Получение помощи от коллеги полезно обоим: и тому, кто получил ее и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий – необходимое руководство к действию15.

Потребность в  защите является важной причиной вступления людей в те или иные группы. Хотя в наши дни очень редко можно  говорить о существовании реальной физической опасности на рабочих местах самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и осуждали свои претензии к начальству. И сегодня члены неформальных организаций защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Эта защитная функция приобретает еще более важное значение, когда начальству не доверяют16

Необходимость в общении возникает, потому что люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно если это затрагивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации – слухам. Это может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к нужной для работы информации17

Люди часто  присоединяются к неформальным группам просто для того чтобы быть ближе к тем кому они симпатизируют. Они могут ходить вместе обедать обсуждать свои рабочие и личные дела во время перерывов на кофе или обращаться к начальству с просьбой о повышении зарплаты и улучшении условий работы. Люди скорее склонны устанавливать более тесные отношения с другими людьми, находящимися в непосредственной близости к ним, чем с теми кто находиться на расстоянии нескольких метров. На работе люди склонны взаимодействовать с теми, кто рядом. Людей обычно тянет к тем кто, по их мнению, может удовлетворить их потребность в принадлежности компетентности защите уважении и др.

Некоторые руководители считают, что неформальная группа – это результат неэффективного управления, однако возникновение данных групп явление естественное и весьма распространенное - они есть в каждой организации18

Неформальные  группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формальной организации.

Неформальные  группы могут вести себя непродуктивно, и это будет мешать достижению формальных целей. По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие к возникновению отрицательного отношения к руководству. Принятые группой нормы могут привести к тому что продуктивность организации будет ниже той что определена руководством. Тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов могут задерживать необходимую модернизацию производства. Однако такое контрпродуктивное поведение часто является реакцией на отношение начальства к этой группе. Правильно или нет, но члены группы считают, что к ним относятся несправедливо и отвечают так как ответил бы любой человек на то, что ему кажется несправедливым19.

Такие случаи отрицательной  реакции иногда мешают руководителям видеть многочисленные потенциальные выгоды от неформальных организаций. Поскольку для того чтобы быть членом группы надо работать в данной организации преданность группе может перейти в преданность организации. Многие люди отказываются от более высокооплачиваемых должностей в других компаниях, потому что они не хотят нарушать социальные связи, которые они приобрели в данной компании. Цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. Например, сильный дух коллективизма характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху часто произрастает из неформальных взаимоотношений непроизвольных действий руководства. Даже неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций.

Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными  организациями или пытаясь подавить их руководители часто упускают эти  потенциальные выгоды. В любом случае независимо от того является ли неформальная организация вредной или полезной она существует и с ней нужно считаться. Даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникнет другая, у которой возможно сложиться заведомо отрицательное отношение к руководству20.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наряду с  формальными структурами, в любой  организации существуют и серьезно влияют на общее состояние дел  неформальные группы. Они представляют собой спонтанно возникающие  микрогруппы людей, которые регулярно вступают в неформальное взаимодействие для достижения определенных целей. Взаимоотношения строятся на основании взаимных симпатий и антипатий, регулируются принятыми неписанными правилами – групповыми нормами. Положение работника определяется его социально-психологическим статусом.

Причины, обусловливающие  возникновение неформальных групп  внутри организации, можно свести к  следующим трем: 1) неудовлетворенность  выходящих за пределы организации  потребностей ее членов; 2) в неформальной группе больше возможностей оказать или попросить помощь у коллег; 3) потребность быть ближе к тем, кому мы симпатизируем. Основная проблема в связи с этим – цели неформальных групп не должны противоречить целям организации, а в идеале – должны способствовать достижению целей организации.

К числу  возможных негативных характеристик неформальных групп относят: возможность формирования противоречивых с организацией целей; ограничение интенсивности и результативности деятельности; сопротивление изменениям; конформизм; негативные социальные нормы; жесткий социальный контроль. Преимущества неформальных групп: облегчение нагрузки на менеджмент; позитивные социальные нормы; улучшение коммуникаций; снижение конфликтности.

Чтобы устранить негативное и усилить  позитивное влияние неформальных групп, руководству целесообразно: признать их существование; учитывать мнение неформальных лидеров и членов группы; привлекать неформальные группы к принятию решений; формировать эффективную систему формальных коммуникаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Голянич, Валерий Михайлович. Психология управления : учеб. пособие / В. М. Голянич, В. Н. Софьина ; Федер. агентство по образованию, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Сев.-Зап. акад. гос. службы. - СПб. : Изд-во СЗАГС, 2009. Ч. 1 : Психологические технологии эффективного менеджмента . - 159 c.

  1. Горбунова, Марина Юрьевна. Кадровый менеджмент и психология управления : краткий курс лекций : [учеб. пособие] / М. Ю. Горбунова. - М. : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2008. - 223 c.

  1. Захарова, Людмила Николаевна. Психология управления : учеб. пособие / Л. Н. Захарова. - М. : Логос, 2010. - 374 c.

  1. Психология управления персоналом: теория и практика.  Евтихов О.В. - СПб.: Речь, 2010. - 319 с.

  1. Психология управления.  Кабаченко Т.С. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 384 с.

  1. Психология управления. Столяренко Л.Д. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 507 с.

  1. Психология управления.  Чередниченко И.П., Тельных Н.В. - Ростов - на/Д.: Феникс, 2009. - 608 с.

  1. Психология управления.  Урбанович А.А. - Мн.: Харвест, 2008. - 640 с. 

1 Психология управления персоналом: теория и практика.  Евтихов О.В. - СПб.: Речь, 2010. - 319 с.

2 Психология управления.  Чередниченко И.П., Тельных Н.В. - Ростов - на/Д.: Феникс, 2009. - 608 с.

3 Психология управления персоналом: теория и практика.  Евтихов О.В. - СПб.: Речь, 2010. - 319 с.

4 Психология управления.  Чередниченко И.П., Тельных Н.В. - Ростов - на/Д.: Феникс, 2009. - 608 с.

5 Психология управления персоналом: теория и практика.  Евтихов О.В. - СПб.: Речь, 2010. - 319 с.

6 Психология управления.  Чередниченко И.П., Тельных Н.В. - Ростов - на/Д.: Феникс, 2009. - 608 с.

7 Психология управления.  Чередниченко И.П., Тельных Н.В. - Ростов - на/Д.: Феникс, 2009. - 608 с.

8 Психология управления персоналом: теория и практика.  Евтихов О.В. - СПб.: Речь, 2010. - 319 с.

9 Психология управления персоналом: теория и практика.  Евтихов О.В. - СПб.: Речь, 2010. - 319 с.

10 Психология управления.  Чередниченко И.П., Тельных Н.В. - Ростов - на/Д.: Феникс, 2009. - 608 с.

11 Психология управления персоналом: теория и практика.  Евтихов О.В. - СПб.: Речь, 2010. - 319 с.

12 Психология управления. Столяренко Л.Д. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 507 с.

13 Психология управления.  Кабаченко Т.С. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 384 с.

14 Психология управления. Столяренко Л.Д. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 507 с.

15 Психология управления.  Кабаченко Т.С. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 384 с.

16 Психология управления.  Кабаченко Т.С. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 384 с.

17 Психология управления. Столяренко Л.Д. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 507 с.

18 Психология управления.  Кабаченко Т.С. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 384 с.

19 Психология управления. Столяренко Л.Д. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 507 с.

20 Психология управления.  Кабаченко Т.С. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 384 с.

 


Информация о работе Возникновение неформальных групп в организации