Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 09:30, реферат
В решении задач гармонического развития учащихся и укрепления их здоровья существенно важно не только обеспечить соответствие условий, режима обучения анатомо-физиологическим особенностям детей, но и активное целенаправленное влияние на рост и развитие, повышение работоспособности и функциональных возможностей организма, Расширение границ его адаптационных возможностей. Задача изучаемого предмета заключается в том, чтобы вооружить студентов, будущих воспитателей, современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма, знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой трудоспособности при различных видах учебной и трудовой деятельности.
К динамическим урокам относят
уроки физкультуры, труда, пения, ритмики,
которые способствуют снятию статической
нагрузки и профилактике переутомления.
Наиболее утомительными в младших
классах являются чтение, природоведение,
история; в средних - география, история, математика,
физика, химия; в старших - литература,
география, физика, химия, математика,
информатика.
Трудные уроки (табл. 31) следует включать
в расписание вторыми или третьими, то
есть в период высокой работоспособности.
Не следует сочетать одинаковые уроки
2-3 раза подряд, даже легкие и динамические,
так как монотонная работа особенно утомительна
для ребенка.
Трудные уроки в расписании необходимо чередовать с легкими,
а статические с динамическими. Для учащихся
среднего и старшего возраста - предметы
естественно-математического и гуманитарного
циклов необходимо ставить 2 и 3 в расписании
и чередовать. Уроки труда, физического
воспитания, начальной военной подготовки,
музыки, изобразительного искусства надо
ставить в младших классах 3 уроком, в старших
- 4-м.
В понедельник и субботу расписание облегчается
за счет уменьшения количества часов и
включения в него более легких уроков.
Не рекомендуется ставить в расписание
подряд несколько предметов, предусматривающих
одинаковый вид деятельности. В виде исключения
в 5-9 классах разрешено соединять занятия
по лыжной подготовке, плаванию и урокам
труда. В 10-11 классах допускается проведение
сдвоенных уроков по основным и профильным
предметам.
Большую роль в развитии утомления при
учебной деятельности играет методика
преподавания. Использование технических
средств, плакатов, схем, муляжей, приборов
и т. п. разнообразит изложение материала
и уменьшает утомление школьников, однако
их применение тоже должно быть регламентировано
по времени, так как для каждого технического
средства и в разных возрастных группах
существуют гигиенические нормативы.
Длительность непрерывного применения
на уроках диапозитивов составляет в 1-2
классе от 7 до 15 мин, кинофильмов - от 15
до 20 мин, телепередач - до 15 мин; для 3-4
классов - 15-20 мин, 15-20 мин и 20 мин соответственно;
для 5-7 классов - 20-25 мин для всех видов
технических средств обучения и в 8-11 классах
- 25-30 мин для всех видов. Нежелательно
повторять применение современных информационных
технических средств на нескольких уроках
подряд, а после таких уроков нельзя давать
нагрузку на зрительный анализатор (уроки
черчения, шитье на домоводстве и прочее).
Определенную сложность составляет составление
расписания для учащихся второй смены.
Процессы утомления в период занятий у
них более выражены. Поэтому рекомендуется
ученикам начальной школы и выпускных
классов заниматься в первую смену, в остальных
классах - чередовать смены.
Большое внимание следует уделять длительности
и подвижности перемен, в период которых
восстанавливаются функции корковых клеток
и ускоряются восстановительные процессы.
Поэтому перемены менее 10 минут в школе
не допускаются, так как времени для отдыха
недостаточно. Большие перемены (до 30 минут)
предназначены для приема пищи учениками
и длительного отдыха и проводятся в середине
смены. Вместо одной большой перемены
после 2-го или 3-го уроков допускается
две перемены по 20 минут каждая после 2
и 3 уроков.
В начальной школе рекомендуется 3 перемены
в такой последовательности: 10-20-10 минут;
в средней - 10-20-20-10-10 минут и в старшей -
10-10-30-10-10. Во время большой перемены дети
(если не питаются) выходят на свежий воздух,
где у них есть возможность подвигаться,
эмоционально разрядиться. Не всегда следует
занимать перемены шумной игрой, требующей
времени для восстановления, не следует
на перемене читать книгу, повторять уроки.
Перемена может быть проведена под контролем
преподавателя физвоспитания или другого
педагога и должна носить активный характер.
С целью предупреждения снижения работоспособности
школьников в течение учебного года проводятся
каникулы.
Особого внимания заслуживают школьники,
обучающиеся в спецшколах, лицеях, гимназиях,
где нагрузка на подростка возрастает
за счет увеличения количества занятий
по специальным предметам, за счет факультативного
обучения, кружков.
Наблюдения показывают, что у этих школьников
чаще выявляются дефекты осанки, склонность
к артериальной гипертонии и другие формы
патологии и предпатологии. В их режиме
дня преобладает деятельность со статической
нагрузкой, недостаточное пребывание
на воздухе, недосыпание. Однако, эти дети
отличаются высокой мотивацией к учебе
и обеспечивают высокую успеваемость,
зачастую нещадно эксплуатируя резервы
адаптации своего организма, что и предрасполагает
к развитию предпатологических состояний.
В этих школах особенно важна четкая регламентация
всех гигиенических составляющих режима
дня ребенка, чтобы снизить негативный
эффект интенсивного образования.
Большого внимания заслуживают также
школьники с отклонениями в состоянии
здоровья постоянного или временного
характера. Для многих из них обычный уровень
учебной нагрузки, легко выполняемый здоровым
школьником, является значительным и вызывает
напряжение механизмов адаптации. Для
этих детей особую актуальность приобретает
гигиенический принцип учебной деятельности
- индивидуальные нагрузки.
4.Работоспособность,фазы,
Деятельность человека осуществляется посредством двух тесно связанных свойств или способностей человеческого организма — дееспособности и работоспособности.
Дееспособность — способность осуществлять и формировать целесообразную деятельность. Однако человек не может выполнять целесообразную деятельность, достичь намеченной цели, если он не работоспособен. Работоспособность — способность совершать и поддерживать на должном уровне психофизические действия. Действия эти могут состоять в превращении одного вида энергии в другой, в преобразовании объекта из одного вида в другой, в переформулировании словесного материала и т. д.В оценке работоспособности человека важно учитывать представление об изменении его функций в процессе работы. Эти изменения называют динамикой работоспособности, которой свойственны несколько стадий, или фаз.Чтобы обнаружить и оценить стадии работоспособности, применяют построение кривой, или шкалы работоспособности.
Первая стадия — это врабатывание, или стадия нарастающей работоспособности. Постепенное вхождение человека в конкретную работу происходит потому, что на него оказывают влияние различные побочные факторы, имевшие место до начала рабочей смены. В это время рабочие навыки неустойчивы, непрочны, задержаны во времени, сопровождаются лишними движениями. Затем, вследствие упражнения навыков в ходе работы, технико-экономические показатели достигают максимального уровня, начинается следующая стадия.
Вторая стадия — устойчивая работоспособность на высоком уровне. Ее характерным признаком являются высокие технико-экономические показатели. Вместе с тем здесь имеет место снижение напряженности психофизиологических функций, возникших на первой стадии. Основная функциональная система обеспечивающая работоспособность, приобретает значение и свойство устойчивой доминанты.
Стадия устойчивой работоспособности человека является важнейшим показателем его выносливости при заданном уровне интенсивности и зависит от:
• интенсивности работы;
• специфики работы (динамическая или статическая, физическая или умственная);
• возраста;
• пола (при работе на 0,5 max загрузки выносливость женщин выше, с повышением нагрузки — мужчины выносливее);
• уровня регуляции деятельности;
• эмоционального состояния человека;
• уровня профессиональной подготовки человека.
Третья стадия получила название стадии развивающегося утомления. На этой стадии уровень технико-экономических показателей деятельности начинает снижаться, вместе с тем нарастает напряженность психофизиологических функций. По своей сущности стадия развивающегося утомления представляет собой обостряющийся конфликт между основной и восстановительной функциональными системами.Выделяются субъективные и объективные показатели утомления. Ощущение утомления и является субъективным его показателем.
К объективным показателям утомления относятся:
• изменение мышления;
• изменение частоты пульса и дыхания;
• ослабление внимания;
• снижение слуховой и зрительной чувствительности;
• нарушение социальных связей.
В графическом изображении динамика работоспособности в течение рабочего дня представляет собой кривую с закономерными изменениями. Так, в стадии врабатывания работоспособность нарастает в диапазоне от нескольких минут до 2 ч; далее, в стадии устойчивой работоспособности, она устанавливается на высоком уровне и может быть стабильной в пределах до нескольких часов. Наконец, в стадии развивающегося утомления происходит снижение работоспособности. Продолжительность этой стадии также колеблется в пределах от нескольких минут до нескольких часов. На основании кривых работоспособности устанавливаются нормы времени на отдых и продолжительность работы человека. Для деятельности человека в системах “человек — техника”, которые нередко связаны с экстремальными условиями деятельности (например, летчики, космонавты), выделяют еще три стадии.
Четвертая стадия — истощения ресурсов. На этой стадии происходит неуклонное снижение показателей деятельности на фоне сильного напряжения, сопровождающегося выраженными вегетативными и психосоматическими изменениями.
Пятая стадия — окончательного отказа. На этой стадии происходит значительное нарушение регуляторных механизмов организма, завершающееся сбоем и прекращением деятельности.
Эти стадии характеризуют динамику работоспособности человека при работе его на износ, т. е. до исчерпания его потенциальной работоспособности и предельных возможностей организма. Если окончание смены приходится на четвертую либо пятую стадии, то наблюдается еще одна стадия.
Шестая стадия — конечного порыва. На этой стадии происходит мобилизация всех резервов организма путем специального волевого усилия, приводящая к резкому повышению эффективности деятельности
Фазы работоспособности — закономерная последовательность изменений (динамика) работоспособности, отражающая динамику функционального состояния человека, в процессе деятельности.
Фаза мобилизации — исходное, предрабочее, "предстартовое" состояние. Суть этой фазы — подготовка к выполнению конкретной задачи и мобилизация функциональных возможностей организма. Как правило, характеризуется генерализованной активацией большинства структур мозга.
Фаза врабатывания — нарастание работоспособности — первичная реакция организма на испытываемую нагрузку, недостаточно высокая эффективность работы, поиск адекватного реагирования на предъявляемую нагрузку. Характеризуется неустойчивостью динамического взаимодействия отдельных структур мозга.
Фаза гиперкомпенсации — кратковременная чрезмерно высокая работоспособность за счет нерационального нарастания напряженности физиологических процессов, лежащих в основе деятельности. Эта фаза может "вклиниваться" в фазу врабатывания или в фазу субкомпенсации как результат недостаточно сформированных механизмов мозговой организации деятельности.
Фаза оптимальной работоспособности — высокий уровень работоспособности с полной компенсацией затрат организма.
Фаза субкомпенсации — сохранение высокого уровня работоспособности при неполной компенсации затрат организма, нарастание утомления, снижение эффективности работы. С ухудшением функционального состояния организма нарастают признаки утомления.
Фаза декомпенсации (начальная фаза утомления) — продолжение фазы субкомпенсации. Появляются выраженные вегетативные реакции, снижается внимание, восприятие, память, нарушаются точность и координация ответных реакций, снижается работоспособность. При продолжении работы эта фаза может внезапно перейти в фазу срыва.
Фаза срыва (утомления) характеризуется значительным расстройством регуляторных механизмов организма и завершается отказом от деятельности, нарушением внимания, восприятия, памяти, мышления. В некоторых случаях в конце работы может появиться кратковременное возрастание, "всплеск" работоспособности (фаза конечного порыва) в результате эмоционального воздействия и возросшей мотивации скорейшего успешного завершения деятельности. В этот момент физиологическая "цена деятельности" максимальна.
Продолжительность и выраженность перечисленных фаз зависит от многих факторов (возраст, характер работы, организация деятельности, тип высшей нерв ной деятельности, опыт работы, мотивация и др.).
5. Утомление, переутомление, причины, признаки.
Признаки утомления
Признаки утомления |
Степени утомления | |
1 (легкая) допустимая |
11 (степень) требует снижения нагрузок | |
1. Окрас кожных покровов |
Локальное покраснение (в области щек) |
Диффузное покраснение (лицо, плечевой пояс) |
2. Характер потоотделения |
Локальное (в области подмышечных впадин) |
Диффузное (лицо, плечевой пояс, конечности) |
3. Характер дыхания |
Незначительное учащение (до + 10 в минуту) |
Значительное учащение, возможен поверхностный характер. |
4. внимание |
Не нарушено (адекватное выполнение команд) |
Нарушено (отвлечение от хода занятия, возможно возбуждение или торможение, вялость) |
5. Координация движений |
Не нарушена (четкое выполнение упражнений) |
Нарушена (неуверенность, неточность при выполнении упражнений, добавочные движения, отказ от выполнения сложных или незнакомых упражнений) |
6. Самочувствие |
Нет жалоб, ощущение «мышечной радости», эмоциональный подъем |
Жалобы на мышечные боли, усталость, одышку, сердцебиение, нежелание продолжать занятия |
6. Гигиенические требования к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста - на 2, 3, 4 уроках. Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторники (или) среду. На эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем и остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания. При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г.Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Предмет
Математика, русский язык (для национальных школ) 11
Иностранный язык
Физика, химия
История
Родной язык, литература
Естествознание, география
Физкультура
Труд
Черчение
Рисование
Пение
Дополнением к
таблице И.Г.Сивкова могут