Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 09:30, реферат
В решении задач гармонического развития учащихся и укрепления их здоровья существенно важно не только обеспечить соответствие условий, режима обучения анатомо-физиологическим особенностям детей, но и активное целенаправленное влияние на рост и развитие, повышение работоспособности и функциональных возможностей организма, Расширение границ его адаптационных возможностей. Задача изучаемого предмета заключается в том, чтобы вооружить студентов, будущих воспитателей, современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма, знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой трудоспособности при различных видах учебной и трудовой деятельности.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников.
Для учащихся младшего и среднего возраста распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была несколько облегченным днем.
Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
8. Понятие"школьная зрелость"
Первые дни в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, старание как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут даже стать причиной снижения веса ребенка. Дети очень по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год. Обучение детей в школе с 6-летнего возраста. К этому времени их организм, как правило, морфологически и функционально подготовлен для обучения. Тем не менее, вступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни, вызывающим ломку стереотипа, выработанного в дошкольных учреждениях и семье. Первые 2-3 месяца учебы для большинства учеников бывают трудными. Иногда у детей наблюдается такое состояние, трактуемое врачами как адаптационная болезнь (некоторые называют ее «школьным стрессом» или «школьным шоком»). Задача педагога — облегчить адаптацию (привыкание) ребенка к новым условиям, т. е. уменьшить нервно-психологическую травматичность переходного периода от дошкольной жизни к школьной. Понятие «школьной зрелости», т. е. функциональной готовности ребенка к школьным занятиям, относится к числу очень важных проблем возрастной физиологии, педагогики, психологии и школьной гигиены. Оно характеризует уровень физического, психического и социального развития, при котором ребенок становится восприимчивым к систематическому обучению и воспитанию в школе. Степень школьной зрелости должна учитываться и оцениваться педагогами, врачами, психологами, поскольку дети, не достигшие этого уровня, пополняют ряды неуспевающих учеников. Некоторые методы определения готовности детей к школьному обучению . В большинстве стран Европы, в том числе, и на Украине, для определения «школьной зрелости» применяют тест, предложенный в 1955 г. А. Керном и модифицированный И. Йирасеком в 1966 г
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ДЕТИ
ИСПЫТЫВАЮТ ТРУДНОСТИ В АДАПТАЦИИ?
Одной из главных причин специалисты называют
несоответствие функциональных возможностей
ребенка требованиям школы. И дело здесь
не только в уровне умственного развития.
Нередко при нормальном развитии интеллекта
у детей отмечается временное отставание
в развитии других функций, которые очень
важны для успешной учебы. Недостаточная
"школьная зрелость" чаще всего определяется
не общим, а частичным отставанием в развитии.
Прежде всего это касается психики ребенка.
Успешно справиться с учебной нагрузкой
ребенок может лишь в том случае, если
он обладает способностью анализировать
и синтезировать полученную информацию,
имеет достаточно высокий уровень развития
второй сигнальной системы, то есть восприятия
речи. Существенное значение имеет отсутствие
у ребенка дефектов звукопроизношения.
Очень важны способность снижать на определенное
время высокую двигательную активность,
умение сохранять рабочую позу. А для освоения
письма и рисования необходимы развитие
мелких мышц кисти, координация движений
пальцев рук.
В ЧЕМ ПРОБЛЕМА "НЕЗРЕЛЫХ" ДЕТЕЙ?
"Незрелые" дети часто становятся
неуспевающими, причем нередко отставание
в учебе растягивается на несколько лет.
Но если бы "школьная незрелость"
проявлялась лишь в плохих оценках… К
сожалению, у "незрелых" детей ухудшается
здоровье: они чаще болеют, у многих развивается
невроз, появляется страх перед школой
и нежелание учиться. Это связано прежде
всего с чрезмерным напряжением ребенка,
стремящегося выполнить требования учителя.
Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо
определить готовность детей к обучению
еще до поступления в школу.
Интересно, что по большинству показателей
мальчики и девочки не отличаются по уровню
зрелости, за исключением одного. Девочки
успешнее выполняют тесты, требующие достаточно
высокого уровня развития моторных функций,
у них, как правило , лучше координация
движений пальцев рук. Неудивительно,
что в школе у девочек меньше проблем с
выполнением письменных работ, чем у мальчиков,
а почерк гораздо лучше.
С КАКОГО ВОЗРАСТА ИДТИ В ШКОЛУ?
Специалисты установили, что среди детей
шестилетнего возраста количество "незрелых"
весьма велико - почти половина. Год, отделяющий
шестилетнего ребенка от семилетнего,
очень важен для его развития. В этот период,
как правило, происходит значительный
скачок в психическом и физическом развитии
малыша. В возрасте 6,5 лет количество "незрелых"
детей уменьшается до 23-30 процентов, а
среди семилетних оно еще ниже - 10-15 процентов.
Согласно современному законодательству
(Санитарные нормы и правила 2.4.2. 576-96 "Гигиенические
требования к условиям обучения школьников
в различных видах современных общеобразовательных
учреждений") , ребенок может быть принят
в первый класс, если к началу учебного
года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев.
Шестилетние дети (6,5 лет) могут поступить
в школу или учебно-воспитательный комплекс
(УВК) лишь при условии, что образовательное
учреждение располагает всем необходимым
для организации обучения таких детей.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ "ШКОЛЬНОЙ
ЗРЕЛОСТИ"?
Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали
специальные диагностические приемы,
которые позволяют с высокой степенью
точности судить о готовности ребенка
к школе.
Определение готовности детей к обучению
проводится врачом детского дошкольного
учреждения или детской поликлиники (если
ребенок не посещает детский сад). Такая
диагностика - часть углубленного медицинского
осмотра детей (плановой диспансеризации).
Врачи рекомендуют проводить диагностику
"школьной зрелости" дважды. Первый
раз в октябре-ноябре, почти за год до поступления
в школу. Это позволит родителям дошкольников
с отставанием в развитии необходимых
функций заранее провести коррекцию. Например,
ребенок с дефектами речи может позаниматься
с логопедом. Наличие стойкого дефекта
речи у ребенка 4-5 лет является основанием
для направления его в логопедическую
группу детского сада. Чем раньше начать
коррекционные занятия, тем выше будет
их эффективность.
Повторная диагностика (в апреле-мае) позволяет
окончательно сформировать мнение о готовности
ребенка к обучению в школе. По разным
причинам описанный выше порядок определения
уровня готовности ребенка к обучению
в школе выполняется далеко не всегда.
Однако ситуация не безнадежна. Во-первых,
если ваш ребенок посещает детский сад,
опытный воспитатель с большой степенью
точности может определить проблемы в
развитии вашего ребенка. Во-вторых, во
многих школах сейчас работают детские
психологи, которые тоже могут помочь.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ОКАЗАЛСЯ
"НЕЗРЕЛЫМ"?
Если ему 6,5 лет - повремените с поступлением
в школу. Даже если к началу учебного года
ребенку уже исполнилось 7 лет, но у него
серьезные проблемы со здоровьем (хронические
болезни, часты обострения и т.д.), лучше
отложить учебу на год. Возможно, обстоятельства
вынуждают вас отдать такого ребенка в
школу, тогда постарайтесь выбрать щадящий
вариант обучения: четырехлетняя начальная
школа, учебно-воспитательный комплекс
на базе дошкольного учреждения, класс
компенсирующего обучения.
"Незрелость" детей не может быть
причиной отказа в приеме для обучении
в школе, окончательное решение остается
за родителями. Однако не забывайте, что
речь идет не просто об учебе, а о здоровье
вашего ребенка.