Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 20:39, реферат
Развитие психики человеческого индивида – это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс, это внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.
1. Введение.
2. Анализ периодизации развития в концепции Эрика Эриксона.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
Введение
Развитие психики человеческого индивида – это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс, это внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.
Стадия развития |
Нормальная линия развития |
Аномальная линия развития |
1. Младен-ческий возраст (от рождения до года) |
Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребности детей в общении и других жизненно важных потребностей. |
Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция. |
2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) |
Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. |
Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность. |
3. Детство (около 3 – 6 лет) |
Любознательность и активность. Живое воображение и заинтере-сованное изучение окружающе-го мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. |
Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения. |
4. Школь-ный возраст (от 6 до 12 лет) |
Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. |
Чувство собственной неполноцен-ности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач. |
5. Отрочество и юность (от 12 до 20 лет) |
Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы – планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? И кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. |
Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о буду-щем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на само-познании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внеш-ним миром и людьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках. |
6. Ранняя зрелость (от 20 до 25 лет) |
Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. |
Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил. |
7. Средний возраст (от 25 лет до 65 лет) |
Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми.Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения |
Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе. |
8. Поздняя зрелость (свыше 65 лет) |
Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спо-койная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни та-кой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожи-той жизни.Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна |
Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти. |