Третье десятилетие жизни - время создания семьи. Оно
приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном
в эротическом, романтическом и нравственном
смысле. В браке любовь проявляется в заботе,
уважении и ответственности за спутника
жизни.
Неспособность любить, устанавливать
близкие доверительные отношения с другими
людьми, предпочтение поверхностных контактов
приводит к изоляции, чувству одиночества.
Зрелость, или средний возраст, - седьмая
стадия развития личности, необычайно
длительная. Решающим здесь становится
"отношение человека к продуктам своего
труда и к своему потомству", забота
о будущем человечества. Человек стремится
к продуктивности и творчеству, к реализации
своих возможностей передать что-то следующему
поколению - собственный опыт, идеи, созданные
произведения искусства и т. д.
Желание внести свой вклад в
жизнь будущих поколений является естественным,
в этом возрасте оно реализуется, прежде
всего, в отношениях с детьми. Э. Эриксон
подчеркивает зависимость старшего поколения
в семье от младшего. Зрелый человек нуждается
в том, чтобы быть нужным.
Если продуктивность не достигается,
если нет потребности в заботе о других
людях, делах или идеях, появляется безразличие,
сосредоточенность на себе. Тот, кто балует
себя как ребенка, приходит к застою, обеднению
личной жизни.
Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной:
в это время "созревают плоды семи предшествовавших
стадий". Человек принимает пройденный
им жизненный путь как должный и обретает
целостность личности.
Только сейчас появляется мудрость.
Взгляд в прошлое дает возможность сказать:
"Я доволен". Дети и творческие достижения
воспринимаются как продолжение себя,
и страх смерти исчезает.
Не ощущают целостность своего
"Я" люди, недовольные прожитой жизнью,
считающие ее цепью ошибок и нереализованных
возможностей. Невозможность что-то изменить.
Заключение
Концепция Э. Эриксона называется
эпигенетической концепцией жизненного
пути личности. Как известно, эпигенетический
принцип используется при изучении эмбрионального
развития. Согласно этому принципу все,
что растет, имеет общий план. Исходя из
этого общего плана, развиваются отдельные
части. Причем каждая из них имеет наиболее
благоприятный период для преимущественного
развития. Так происходит до тех пор, пока
все части, развившись, не сформируют функциональное
целое. Эпигенетические концепции в биологии
подчеркивают роль внешних факторов в
возникновении новых форм и структур и
тем самым противостоят преформистским
учениям. С точки зрения Э. Эриксона, последовательность
стадий – результат биологического созревания,
но содержание развития определяется
тем, что ожидает от человека общество,
к которому он принадлежит. По Э. Эриксону,
любой человек может пройти все эти стадии,
к какой бы культуре он не принадлежал,
все зависит от того, какова продолжительность
его жизни.
Периодизация Э.
Эриксона широко используется в мировой
психологии и основана на выделении существенных
особенностей самого развития (соматическое
развитие, социальное развитие и развитие
сознательного Я) и позволяет ответить
на вопросы, что, как, почему, и в каком
направлении изменяется.
Эрик Эриксон, один
из наиболее выдающихся эго-психологов,
сделал упор на динамику развития личности
на протяжении жизненного цикла.
Он рассматривал
личность как объект влияния социальных
и исторических сил.
Согласно его эпигенетической
концепции развития человека, каждая стадия
жизненного цикла наступает в
оптимальное время.
Последовательное развертывание
жизненных стадий есть результат взаимодействия
биологического созревания индивидуума
с расширяющимся пространством его социальных
связей.
Оценивая осуществленную работу,
Э. Эриксон признавал, что его периодизацию
нельзя рассматривать как теорию личности.
По его мнению, это лишь ключ к построению
такой теории.
Завершить изложение концепции
Э. Эриксона можно словами его любимого
философа Кьеркегора: «Жизнь может быть
понята в обратном порядке, но прожить
ее надо с начала».
Список использованной литературы
Абрамова Г.С. «Возрастная психология»:
Учебное пособие для студентов вузов.
– 5 изд. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2008.
Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: 2003.
Коломинский, Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986.
Маклаков А.Г., Общая психология. – СПб.: Питер, 2007.
Немов Р.С. «Психология»: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3. Общие основы психологии. – 6-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
Немов Р.С., Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2004.
Общая психология под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986.
Сапогова Е.Е. «Психология развития
человека» учебное пособие для студентов
вузов – М.:Аспект Пресс, 2005.
Степанов С.С. «Век психологии:
имена и судьбы». – М.: Изд-во Эксмо, 2007