Возрастная периодизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 22:00, реферат

Описание работы

Детскому организму, как и любому живому организму, присущи закономерности: рост и развитие.
Рост – количественные изменения, связанные с увеличением числа клеток и размеров развивающегося организма.
Ребенок растет непрерывно, но неравномерно, и это приводит к изменению пропорций отдельных частей его тела. Рост протекает одновременно во всех тканях и органах, хотя и с разной интенсивностью.

Файлы: 1 файл

психология реферат.docx

— 54.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деятельностного подхода к развитию психики глубоко разработан в трудах А. Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается ч том, что личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок рождается лишь индивидом, он имеет лишь биологические предпосылки стать личностью. И только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личность.

     Исходя из двух вышеизложенных принципов, советские психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода развития ребенка на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные показатели: социальная  ситуация развития, ведущий вид  деятельности, возрастные новообразования, внутренняя позиция, кризисы и  т.д.

 

    Социальная   ситуация   развития  - это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное  и  неповторимое отношение между ребенком  и  окружающей его действительностью, прежде всего  социальной ”.

    Возрастной  кризис - это особый период преобразования  социальной   ситуации   развития :  новообразование  предшествующего периода разрушает старую  ситуацию   развития   и  провоцирует образование новой. По Выготскому,  возрастной  кризис - норма онтогенеза.

Понятие  социальная   ситуация   развития  было введено Л.С. Выготским [1] как единица анализа динамики  развития  ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение  и  изменения структуры личности ребенка на каждом  возрастном  этапе.  Социальная   ситуация   развития  обусловливает образ жизни ребенка, его « социальное  бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности  и  развиваются психические  новообразования . Являясь продуктом  возрастного   развития ,  новообразования  появляются к концу  возрастного  периода  и  приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление  новообразований  есть особый знак распада старой  социальной   ситуации   развития   и  складыванием новой  социальной   ситуации   развитии , что сопровождается кризисами  возрастного   развития .      

     Понятие  социальная   ситуация   развития  было определено Б.Г. Ананьевым  и  по его мнению оно направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем  развитие  личности. В дальнейшем это понятие получило развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте  и  применялось для описания, например, онтогенетического  развития  личности ребенка Л. И . Божовичем [2], Д.Б. Элькониным [3], который определял возраст характеризующийся следующими главными показателями: 1) определенной  социальной   ситуацией   развития  - той конкретной формой

 

 

 

 

 

 

 

отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) основным или ведущим типом деятельности; 3) основными психическими  новообразованиями , приобретаемыми на данном этапе  развития  (от отдельных психических процессов до свойств личности). А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского  развития . [4].

     Таким образом  социальная   ситуация   развития  является специфической для каждого  возрастного  периода, определяющейся системой отношений субъекта в  социальной  действительности, отраженная в его переживаниях  и  реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

     Объект исследования: дети от периода младенчества до подросткового возраста.

1.  Социальная   ситуация   развития  младенца 

     Эта  ситуация  определяется полной беспомощностью младенца и отсутствием каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию, к удовлетворению своих потребностей. Единственным таким «средством» является другой человек - взрослый, который опосредует абсолютно все проявления младенца. Что бы ни происходило с младенцем, он всегда находится в  ситуации, связанной с ухаживающим за ним взрослым. Предметы появляются и исчезают из поля зрения ребенка всегда благодаря участию других людей; ребенок передвигается в пространстве всегда на чужих ногах и руках; устранение мешающих младенцу раздражителей и удовлетворение его основных потребностей всегда совершается через других людей.

Поэтому основное  новообразование  младенческого возраста он обозначает термином «пра - мы»,  и  подразумевает под ним изначальную психическую общность матери и ребенка.  Гармоничность и синхронность взаимодействия матери и ребенка являются важнейшим фактом психологии младенчества. Это факт говорит о том, что не только ребенок «приспосабливается» к матери, но и она подстраивается по действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга. В этой способности к гармоничному взаимодействию и в общей настроенности на общение со взрослым и проявляется активность младенца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальная ситуация  развития в раннем возрасте.

     В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса - ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

     Общение ребенка со взрослым начинает опосредоваться предметами уже во второй половине младенчества. Однако ребенок вычленяет только отдельные предметы и самого взрослого он рассматривает как интересный предмет. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом меняется. Содержанием их совместной деятельности становитсяусвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д.Б. Эльконина [3], заключается в том, что теперь ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним.

 

3. Социальная ситуация  развития в дошкольном возрасте  

     Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

     М.И. Лисина выделяла две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, - познавательную и личностную [5].

В первой половине дошкольного возраста (3 - 5 лет) появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой) она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое»(почему это так?).

     Так как обсуждается не обстановка, общение впервые приобретает внеситуативный характер.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста - внеситуативно-личностная форма общения. В

 

 

 

 

 

 

 

отличии от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей. Дошкольнику интересны самые различные аспекты существования взрослого, которые не видны в конкретной ситуации не как не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и т.д.). Столь же охотно он рассказывает и о себе самом (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах).

     Потребность во взаимопонимании  и  сопереживании взрослого является главной для внеситаутивно-личностного общения.  

Противоречие социальной ситуации развития ребенка - дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя роль взрослого как носителя общественных функций и вступает в определенное отношение с другими «идеальными взрослыми».

     Именно поэтому, что ролевая игра дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она и является ведущей деятельностью дошкольника.

 

4. Социальная ситуация  развития в подростковом возрасте.

      Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации - подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии; и прежде всего самые близкие: дом, семья.

    4.1 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в условиях семьи.

     Подросток , отчуждаясь от родителей и одновременно любя их по прежнему учиться учитывать очень разные планы человеческих чувств и поступков. Он учиться заново - теперь уже на уровне  возрастной  отчужденности - строить новые отношения со своей семьей. Через жизненные Колизеи в семье подросток открывает, что мир не делится на «белое» и «черное», что нельзя просчитать отношения чисто арифметически.

    4.2 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в школе

 

 

 

 

 

 

 

     Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.

     Независимо от  возрастного  периода  развития  ребенка  социальная   ситуация  является определяющей  и  обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности  и  развиваются психические  новообразования , что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.

       Социальная   ситуация  являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение  и  изменения структуры личности ребенка на каждом  возрастном  этапе.

      Таким образом,  социальная   ситуация   развития  является системой отношений субъекта в  социальной  действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

 

      Новообразования  - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

       Самое важное  новообразование  периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления - это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления - это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого (см. работы Н.М. Щелованова, М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой).

Комплекс оживления - основное  новообразование  критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления

 

 

 

 

 

 

 

 

представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

      Младенчество и кризис 1 года. К 9 месяцам - начало кризиса 1-го года - ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации "Мы", теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое основное  новообразование  младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

      Второе основное  новообразование  этого возраста - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все  новообразования  возраста, носит переходный характер. Она автономна, ситуативна, эмоционально окрашена и понятна только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов.       

      Исследователи называют ее "языком нянь". Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - предметная деятельность.

      Основные психологические  новообразования  раннего возраста. Все основные  новообразования  связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы - восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра.

Сравнение своих действий с действиями взрослого (образа и образца), нахождение сходства между ними является необходимым условием для возникновения тенденции к самостоятельности. Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок впервые видит взрослого и его действия как образцы, то оказывается, что ребенок действует так, как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так, как он. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен "Я сам". Л.С. Выготский назвал

 

 

 

Информация о работе Возрастная периодизация