Возрастная периодизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 22:00, реферат

Описание работы

Детскому организму, как и любому живому организму, присущи закономерности: рост и развитие.
Рост – количественные изменения, связанные с увеличением числа клеток и размеров развивающегося организма.
Ребенок растет непрерывно, но неравномерно, и это приводит к изменению пропорций отдельных частей его тела. Рост протекает одновременно во всех тканях и органах, хотя и с разной интенсивностью.

Файлы: 1 файл

психология реферат.docx

— 54.33 Кб (Скачать файл)

      Рассмотрим более подробно протекание этого процесса, опираясь на данные современных исследований. В период младенчества (от рождения до года) социальная ситуация будет определяться тем, что маленький ребенок не может обходиться без взрослого. Он ему необходим не только для обеспечения физических потребностей, но также и для коммуникации. Поэтому ведущий тип деятельности – непосредственное эмоциональное общение ребенка – сформирует необходимость и потребность в общении с людьми. На этапе раннего детства (от года до трех) малыш получает свободу, которая связана с тем, что он уже способен самостоятельно передвигаться. Помимо этого, активно развивается речь, а родители теперь выступают в качестве посредника между ним и окружающим миром. Именно взрослые становятся проводниками, а предметно-манипулятивная деятельность – ведущей. Благодаря ей развиваются и совершенствуются двигательные и речевые умения и навыки. В период дошкольного возраста (от трех до семи лет) ребенок входит в мир взрослых при помощи сюжетно-ролевой игры. В ее рамках он имеет возможность повторить то, что видит в окружающем мире. Именно поэтому появляются игры в доктора, продавца, разбойников, войну, семью и так далее. В младшем школьном возрасте (от семи до одиннадцати лет) ведущий вид деятельности существенно изменяется: основной становится учебная. Все усилия ребенка должны быть направлены на то, чтобы усвоить основы наук и стать субъектом деятельности. В социальной ситуации развития появляется новый взрослый – учитель, который теперь определяет особенности его развития, оценивая усилия и способности ученика. Начиная с подросткового возраста (от одиннадцати до пятнадцати лет) ведущим типом деятельности становится общение со сверстниками, которое проявляется в разных социальных сферах (учебной,

 

 

 

 

 

 

 

художественной, спортивной, личной и так далее). Именно оно теперь является определяющим для психического развития отрока, а влияние взрослых «отходит» на второй план.

       По мере же взросления и социализации человека основной становится трудовая деятельность, способствуя формированию его профессионализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Список источников информации:

 

    1. http://www.psyworld.ru
    2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., «Возрастная психология» М-2004г.
    3. Выготский Л.С. ,статья "Проблемы возрастной периодизации детского развития"
    4. http: // ru. wikipedia. org/wiki
    5. Выготский Л.С., Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т. 4.
    6. Косякова О.О., Возрастные кризисы. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
    7. Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды. М., 1989.
    8. Абрамова Г.С. ,Возрастная психология. М.: Академия, 1997. 
    9. Обухова Л. Ф., Детская (возрастная)психология М..1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение:

 

      В заключение проведенного анализа возрастных периодов, выделяемых Л.С. Выготским, следует сделать вывод об основаниях его возрастной периодизации. Критерием выделения периодов являются внутренние изменения в развитии ребенка, которые Выготский называет новообразованиями. Новообразования представляют собой новый тип строения личности ребенка, представленный психическими и социальными изменениями, которые впервые появляются на данном этапе развития и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Окончание каждого периода – и стабильного, и критического – знаменуется формированием таких новообразований. А начало следующего периода характеризуется поворотом в течении развития личности и психических качеств ребенка, а также складыванием новой социальной ситуации развития ввиду того, что новообразования вступают в противоречие с предыдущей, приводят к ее разрушению и формированию новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде. Каждый возраст представляет собой целостное динамическое образование со свойственной ему линией развития.

      Таким образом, структура психологического возраста включает социальную ситуацию развития, определяющую образ жизни ребенка, или его социальное бытие, в процессе которого развиваются новообразования в сфере сознания и личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Содержание

 

  1. Введение.
  2. Основные подходы к возрастной периодизации.
  3. Принципы возрастной периодизации.
  4. Основные показатели: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, возрастные новообразования, внутренняя позиция, кризисы и т.д.
  5. Заключение.
  6. Список источников информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический 

                     университет им. И. Я. Яковлева»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

                                       Контрольная работа

 

 

                                            по психологии

 

              на тему: Основные показатели возрастных периодов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                

                                                                                Выполнила студентка 2 курса 

                                                                                 з\о ППФ  Волкова А.А.                    

                                                                                 Проверила Патеева О.В. 

                                                                                 доцент, кандидат 

 

 

 

 

                                       Чебоксары 2014                       


Информация о работе Возрастная периодизация