Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:19, реферат

Описание работы

Целью своей работы считаю определить роль А.Р. Лурии и А.Н. Леонтьева в развитии возрастной психологии.
Ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме;
2. Ознакомится с деятельностью ученых;
3. Раскрыть основные понятия;
4. Определить ряд вопросов, решением которых занимались А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Содержание работы

Введение 3
1. Возрастная психология. 4-5
1.1. Научный вклад А.Р. Лурии. 6-10
1.2. Научный вклад А.Н. Леонтьева. 11-13
Заключение 14-15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Научный вклад в.docx

— 42.28 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение                                                                                                                   3

1. Возрастная психология.                                                                                   4-5

1.1. Научный вклад  А.Р.  Лурии.                                                                      6-10

1.2. Научный вклад  А.Н.  Леонтьева.                                                             11-13

Заключение                                                                                                       14-15

Список используемой литературы                                                                       16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психология - сравнительно молодая  наука. От ее возникновения до сегодняшнего дня прошло немногим более 120 лет. Значительная часть этого времени прошла в  борьбе школ, спорах о смысле основных понятий и поисках надежных методов  исследования. Основная область психологии- возрастная психология начала свое широкое развитие в середине прошлого столетия. Заслуга в развитии возрастной психологии принадлежит небольшому числу людей, доказавших практическое значение психологических знаний. Разработками в области психологии занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные ученые: З.Фрейд, К.Юнг, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и многие другие. По данным репрезентативного опроса среди современных психологов в России, Западной Европе и в Северной Америке - показал , что А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев  входят в число 20 ведущих психологов прошедшего столетия. Их вклад в развитие областей психологии бесценен и неоспорим, было сделано немало открытий и исследований.

Целью своей работы считаю определить роль А.Р. Лурии и А.Н. Леонтьева в развитии возрастной психологии.

Ставлю перед собой  следующие задачи:

1. Изучить литературу  по теме;

2. Ознакомится с деятельностью  ученых;

3. Раскрыть основные понятия;

4. Определить ряд вопросов, решением которых занимались А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия.

 

 

 

 

 

 

1.Возрастная психология.

Возрастная психология –  это область психологии, которая  изучает психологические особенности  формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология).

Каждый раздел изучает  динамику психической жизни человека в рамках данного возраста, т.е. онтогенез.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные  количественные и качественные изменения, которые происходят в психике  и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев  для младенцев до ряда лет для  детей старшего возраста.

Предметом возрастной психологии является изучение и представление  в виде научных фактов и соответствующих  теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая  разносторонние содержательные психологические  особенности детей разного возраста.

Объект исследований –  закономерности развития и формирования личности.

Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского  естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые послужили основой  понимания рефлекторной сущности психических  факторов. Этой проблемой занимался  и русский физиолог И.М. Сеченов (1829–1905). В классическом труде «Рефлексы  головного мозга» (1866) он дал полное научное обоснование рефлекторной теории.

В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование  измерительных шкал и т. п. Детская  психология становится нормативной  дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития.

Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).

Возрастная психология поднялась  на новую ступень с введением  метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических  функций. Его использование также  привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них.

Кулътурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

Теория деятелъности А.Н. Леонтъева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем – как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией.

Теория формирования умственных действий П.Я. Галъперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию.

Концепция учебной деятелъности – исследования Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ.

Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой отмечены начальные этапы формирования психики  у слепоглухонемых детей.1

 

 

 

1.1. Научный вклад   А.Р. Лурии.

1. Биографические сведения.

Биография А.Р. Лурии (16.07.1902 - 14.08.1977) - история жизни потомственного российского интеллигента. Лурия родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А. Лурии, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. - 1-й Московский медицинский институт. В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии А.Р. Лурия (изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов) показал значение речи в организации психических функций у детей. Докторская диссертация Лурии по педагогическим наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов.

Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной Академии Наук США, Американской Академии Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия и др.).

Лурия - автор более 500 научных работ, среди них основные: «Речь и интеллект в развитии ребенка», «Этюды по истории поведения» (в соавторстве с Л.С. Выготским), «Учение об афазии в свете мозговой патологии», «Травматическая афазия», «Восстановление функций после военной травмы», «Умственно отсталый ребенок», «Мозг и психические процессы», «Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга», «Основы нейропсихологии», «Нейропсихология памяти», «Основные проблемы нейролингвистики», «Язык и сознание» и ряд других. В 1967 г. за цикл работ в области нейропсихологии, включая книгу «Лобные доли и регуляция психических процессов» Лурия был удостоен Ломоносовской премии 1-й степени.

2. Роль А.Р. Лурии в развитии возрастной психологии.

В исследованиях памяти в  начале 90-х годов происходили  важные изменения. Принятое в когнитивных  теориях различение двух форм памяти - памяти на общие факты и на события  собственной биографии - неожиданно стало подтверждаться результатами наблюдений за пациентами с различными формами амнезии и в особенности  данными так называемой позитронной томографии, нового физического метода, позволяющего восстановить картину работы мозга при решении различных задач. Постепенно мировая научная психология стала поворачиваться на луриевский курс.У Лурии не было надежного метода. Гипотезы о мозговой локализации функций можно было проверять только пост мортем, т.е. после смерти пациента. То, что он угадывал благодаря опыту и уникальным способностям с трудом могли повторить другие, даже в его ближайшем окружении. Методы трехмерного картирования мозга изменили ситуацию. Позитронная томография и магнитный резонанс - медленные, громоздкие, дорогие - были воспроизводимыми, в отличие от гениев.2

Одна из важнейших теоретических  предпосылок психофизиологии - понимание  психической функции как функциональной системы, состоящей из иерархически связанных между собой звеньев. При этом выделяются звенья, инвариантные для выполнения функциональной системой своей роли (цель, результат) и вариативные (операции, средства достижения результата, соответствующего цели). Такой подход позволил сформулировать А.Р. Лурии концепцию мозговой системной динамической локализации функций, основные положения которой состоят в следующем. Всякая психическая функция обеспечивается совместной интегративной работой различных мозговых зон, каждая из которых вносит свой специфический вклад в реализацию определенного звена в составе функциональной системы. В соответствии с иерархическим строением функции определенные структуры мозга имеют различное значение для обеспечения психических процессов. В связи с этим аномальное функционирование отдельных участков мозга могут приводить к более или менее существенному дефициту в психических процессах, затрагивая различные уровни и звенья в их обеспечении.

Концепция А.Р. Лурии о системной динамической локализации высших психических функций открыла новые возможности для изучения проблемы «мозг и психика»с чисто материалистических позиций. Если прежде (до А.Р. Лурии) никто не сомневался в возможности локализации (т.е. в четком соотнесении с определенными мозговыми образованиями) так называемых элементарных сенсорных и моторных процессов (зрительных, слуховых ощущений, моторных реакций и т.д.), однако оставался открытым вопрос о возможностях локализации высших психических функций (восприятия, памяти, речи и др.), то после работ А.Р. Лурии этот вопрос был в принципе решен. Факторный анализ нарушений высших психических функций позволил по-новому объяснить их мозговую организацию и открыл широкие перспективы дальнейших исследований в этой области.

А.Р. Лурия, разрабатывая нейропсихологию как новую отрасль психологической науки, намеренно ограничивал сферу своих интересов высшими психическими функциями (когнитивными, двигательными), что отразилось и на названии теории, объясняющей соотношение мозга и психики (“теория системной динамической локализации вьющих психических функций”). Эмоционально-личностные явления и сознание, как предметы специальных нейропсихологических исследований в его трудах, если и встречаются, то только в контексте общего описания нейропсихологических синдромов. Их изучение должно стать следующим этапом развития нейропсихологии. Однако Лурия не сомневался в безусловной необходимости и принципиальной возможности изучения проблем личности и сознания с позиций нейропсихологии.

Относительно нейропсихологии  личности (или эмоционально-личностной сферы) А.Р. Лурия говорил, что в истории науки известны неудачные попытки связать понятия «личность» и «мозг» в виде «неоклейстизма» (одного из вариантов узкого локализационизма) или апелляции к исключительно надматериальной духовной природе личности. Решение этой проблемы он видел лишь в рамках теории системной динамической локализации психических функций, считая, что признание прижизненного формирования личности и поиски системной динамической мозговой организации ее различных составляющих (параметров, компонентов, аспектов) являются необходимыми условиями нейропсихологического рассмотрения проблемы.3

Учитывая большой вклад  Б.В. Зейгарник в изучение проблемы личности, патологии мотивов деятельности и их иерархии, А.Р. Лурия указывал на необходимость строго дифференцировать в личности то, что связано с органической патологией мозга, и то, что обусловлено социальными факторами жизни, преломленными через ситуацию болезни. К личностным дефектам, как известно, А.Р. Лурия относил нарушения саморегуляции поведения, расстройства произвольного контроля, нарушения критики, которые он связывал с патологией третьего блока мозга, а также эмоциональные и мотивационные нарушения, возникающие при поражении и третьего, и первого блоков. Он считал, что “вопрос об отношении нейропсихологии к проблеме личности является очень сложным, однако крайне актуальным... Его решения требует само развитие и нейропсихологии, и общей психологии”.

Эти и другие высказывания А.Р. Лурия относительно нейропсихологического анализа эмоционально-личностной сферы не оставляют сомнения в том, что он был убежден в возможностях решения этого круга проблем с естественнонаучных позиций.

На современном этапе  развития нейропсихологии весьма актуальными  становятся вопросы о мозговой организации  наиболее сложных форм психической  реальности - эмоционально-личностной сферы и сознания. И вновь раздаются  голоса о принципиальной недопустимости самой постановки вопроса об их мозговой организации (или локализации), о  невозможности связывать эти  сложные психические явления  с какими-либо конкретными мозговыми  образованиями.4

Информация о работе Возрастная психология