Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:19, реферат
Целью своей работы считаю определить роль А.Р. Лурии и А.Н. Леонтьева в развитии возрастной психологии.
Ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме;
2. Ознакомится с деятельностью ученых;
3. Раскрыть основные понятия;
4. Определить ряд вопросов, решением которых занимались А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия.
Введение 3
1. Возрастная психология. 4-5
1.1. Научный вклад А.Р. Лурии. 6-10
1.2. Научный вклад А.Н. Леонтьева. 11-13
Заключение 14-15
Список используемой литературы 16
Создатель самостоятельной психологической отрасли -- нейропсихологии, А.Р. Лурия разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психофизиологии и дефектологии, проводил кросскультурные исследования. Тем не менее оказывается, что не все стороны его научного творчества нам известны и некоторые направления работы пока что не получили должной оценки. В журнале «Вопросы психологии» представлена малоизвестная сторона деятельности ученого -- опубликована архивная статья «О природе психологических функций и ее изменчивости» (А.Р. Лурия, 1934). Вопросы психологии. №4. 2002 Автор ставит под сомнение точку зрения, согласно которой соотношение наследственности и среды остается неизменным на протяжении всего психического развития.5
Современная психогенетика подтвердила то, что в онтогенезе меняется связь одной и той же психологической черты с генотипом. Этот факт позволяет считать А.Р. Лурию основателем отечественной психогенетики.6
Лурия был глубоко прав, когда предсказывал радикальное изменение статуса и характера работы психолога к началу 21-го века. Ни одна дисциплина не пользуется такой популярностью у студентов лучших университетов мира, как психология. Центральный вопрос, однако, состоит в том, как можно создать или, скажем, воссоздать луриевскую атмосферу. В принципе, здесь ничего не нужно придумывать заново. Очень хорошо, что вселенная больше нигде не заколочена досками, но этого еще недостаточно. Самое главное, чтобы молодежь попадала в хорошие руки и имела возможность получать информацию от первых лиц - в живом общении, а не только из хрестоматий или, скажем, через интернет. Какое досадное недоразумение, что в МГУ до сих пор нет Луриевского семинара. Любой зарубежный коллега считал бы честью хотя бы раз в жизни выступить на подобном форуме. Так и только так привлекает лучших докладчиков со всего мира Эббингаузовская империя и, например, существующий с середины 90-х годов Бюлеровский коллоквиум Дрезденского университета.7
1.2. Научный вклад А.Н. Леонтьева.
1. Биографические сведения.
Алексей Николаевич Леонтьев - психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (по психологии) (1940), профессор (1932). С 1941 - профессор МГУ, с 1950 - зав. кафедрой психологии, с 1966 - декан факультета психологии МГУ. Академик-секретарь отделения психологии (1950-1957) и вице-президент (1959-1961) АПН РСФСР.
О школьных годах Алексея
Николаевича Леонтьева известно
мало. Он учился в Первом Московском
реальном училище, ставшем потом, когда
он был старшеклассником, «единой
трудовой школой». Он закончил ее досрочно,
некоторое время работал
События первых лет революции привели юного реалиста к увлечению общественными науками, в первую очередь философией. Как он потом вспоминал, «общественные катаклизмы породили философские интересы. Это было у многих - сложился даже тип революционно настроенного еврея-романтика с философскими интересами (Столпнер)»
Во фрагментах автобиографии
А.Н. Леонтьев писал о том, как
в один прекрасный день он «пришел
в психологический институт и
спросил: куда нужно поступить, чтобы
стать психологом? Кто-то ответил, что
нужно поступить на историко-филологический
факультет и учиться у
В 1934-1940 гг., вернувшись в Москву, Леонтьев выполняет экспериментальные исследования генезиса чувствительности у человека, представленные в его докторской диссертации «Развитие психики». В 1942-1945 гг. Леонтьев возглавлял научную работу Опытного восстановительного госпиталя под Свердловском. С 1945 г. Леонтьев был зав. отделом детской психологии Института психологии в Москве. С 1963 г. - зав. отделением психологии философского факультета, а с 1966 г. - декан психологического факультета МГУ и зав. кафедрой общей психологии этого факультета.
2. Вклад А.Н. Леонтьева в развитие психологии.
Весь его творческий путь связан с реализацией двух больших исследовательских и одной организационной программы. Первая из них была зафиксирована самим А.Н.Леонтьевым в 1940 году . Ранее она была опубликована дважды. Первый том огромной, практически завершенной рукописи был в мае 1941 года защищен в качестве докторской диссертации; второй и третий были утеряны во время войны. Но их содержание отразилось в «Очерке развития психики» (1947) и в цикле статей, опубликованных в 40-50 годах и потом частично собранных в «Проблемах развития психики». Кстати, композиция этой книги совершенно не случайно повторяет намеченную в 1940 году программу. Книга эта знаменита - она, как известно, получила в 1963 году Ленинскую премию и выдержала четыре издания. Книга по содержанию скорее ретроспективна - она подводит итог тому, что уже было сделано Леонтьевым к концу 50-х годов.
Через десять лет после выхода этой книги и сам А.Н. Леонтьев, и практически все его соратники почувствовали неудовлетворенность состоянием развития теории деятельности. Поэтому они собирались в квартире Лурия в ноябре-декабре 1969 года и провели, как когда-то при Выготском, своего рода «внутреннюю конференцию» по проблеме деятельности - под магнитофон (сохранившиеся записи были опубликованы в 1990 году в сборнике «Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы»). И вот с чего начал свое выступление Леонтьев. «Если эта система понятий представляет известное значение, то есть способна работать в психологии, то, по-видимому, эту систему нужно разрабатывать - что в последние годы, в сущности, не делается. Эта система понятий оказалась замерзшей, без всякого движения. И я лично оказался очень одиноким в этом отношении. Все движение идет по разным проблемам, которые более или менее соприкасаются с проблемой деятельности, скорее более, чем менее, но в упор понятие деятельности разрабатывается в высшей степени недостаточно…».
Так в начале 70-х годов Леонтьев и вместе с ним деятельностная психология оказался в ситуации кризиса. Он не раз критически высказывался о «деятельностном подходе». Приведу только несколько таких высказываний. 1976 год: «Вы знаете, слова «деятельностный подход» и прочие слова о деятельности, последнее время мне приходится встречать огорчительно часто и много и не всегда в значении, достаточно очерченном, определенном… Они поэтому теряют свою определенность, которую они еще не теряли 15 и 20, может быть, лет тому назад, когда эти две или три позиции были очерчены; понятно, о чем можно было дискутировать, что надо было разрабатывать, а теперь - непонятно. Я теперь, когда вижу фразу «и с точки зрения деятельностного подхода» - скажу вам откровенно - меня это беспокоит».
Бывший студент Алексея Николаевича Леонтьева Федор Ефимович Василюк говорит в своих опубликованных воспоминаниях о Леонтьеве: «…Мы интуитивно чувствовали его необыкновенный масштаб и профессиональный, и человеческий… Он был человеком из какого-то другого мира, Мира Великих Людей…».
Заключение
А.Н. Леонтьев разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.
В результате многолетних
исследований нарушений психических
процессов при различных
Им разработана новая
теория локализации высших психических
функций, представляющая существенный
шаг вперед по сравнению с прежними
теориями, им внесен важный вклад в
понимание природы речевых
На основании системных исследований мозговых коррелятов высших психических функций Лурия разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов.
Леонтьев выдвинул общепсихологическую теорию деятельности - новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Концепция деятельности Леонтьева получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Сформулированное Леонтьевым положение о ведущей деятельности и ее определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутое Д.Б. Элькониным.
Место российской психологии там, где его видел Лурия - среди передовых научных сообществ, вот уже 120 лет определяющих пути развития этой дисциплины и области ее практического применения.
Список используемой литературы:
Леонтьев А.Н.. Алексей Николаевич Леонтьев рассказывает о себе. // Вопросы психологии, 2003, №2
Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: Ч. 2. М.: Педагогика, 1970.,
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2005.,
Хомская Е.Д. Александр Романович Лурия: Научная биография. - М., 1992.,
Лурия А.Р. и современная психология. - М., 1982.,
Нейропсихология: Тексты / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ. 1984.,
1 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2005., с.
2 Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: Ч. 2. М.: Педагогика, 1970., с. 36
3 А.Р. Лурия и современная психология. - М., 1982., с. 28.
4 Хомская Е.Д. Александр Романович Лурия: Научная биография. - М., 1992., с.67
5 Нейропсихология: Тексты / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ. 1984., с.49
6 Хомская Е.Д. Александр Романович Лурия: Научная биография. - М., 1992., с.99
7 А.Р. Лурия и современная психология. - М., 1982., с. 118
8 А.А.Леонтьев. Алексей Николаевич Леонтьев рассказывает о себе. // Вопросы психологии, 2003, №2, с.35-36