Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:19, реферат

Описание работы

Целью своей работы считаю определить роль А.Р. Лурии и А.Н. Леонтьева в развитии возрастной психологии.
Ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме;
2. Ознакомится с деятельностью ученых;
3. Раскрыть основные понятия;
4. Определить ряд вопросов, решением которых занимались А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Содержание работы

Введение 3
1. Возрастная психология. 4-5
1.1. Научный вклад А.Р. Лурии. 6-10
1.2. Научный вклад А.Н. Леонтьева. 11-13
Заключение 14-15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Научный вклад в.docx

— 42.28 Кб (Скачать файл)

Создатель самостоятельной  психологической отрасли -- нейропсихологии, А.Р. Лурия разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психофизиологии и дефектологии, проводил кросскультурные исследования. Тем не менее оказывается, что не все стороны его научного творчества нам известны и некоторые направления работы пока что не получили должной оценки. В журнале «Вопросы психологии» представлена малоизвестная сторона деятельности ученого -- опубликована архивная статья «О природе психологических функций и ее изменчивости» (А.Р. Лурия, 1934). Вопросы психологии. №4. 2002 Автор ставит под сомнение точку зрения, согласно которой соотношение наследственности и среды остается неизменным на протяжении всего психического развития.5

Современная психогенетика подтвердила то, что в онтогенезе меняется связь одной и той же психологической черты с генотипом. Этот факт позволяет считать А.Р. Лурию основателем отечественной психогенетики.6

Лурия был глубоко прав, когда предсказывал радикальное изменение статуса и характера работы психолога к началу 21-го века. Ни одна дисциплина не пользуется такой популярностью у студентов лучших университетов мира, как психология. Центральный вопрос, однако, состоит в том, как можно создать или, скажем, воссоздать луриевскую атмосферу. В принципе, здесь ничего не нужно придумывать заново. Очень хорошо, что вселенная больше нигде не заколочена досками, но этого еще недостаточно. Самое главное, чтобы молодежь попадала в хорошие руки и имела возможность получать информацию от первых лиц - в живом общении, а не только из хрестоматий или, скажем, через интернет. Какое досадное недоразумение, что в МГУ до сих пор нет Луриевского семинара. Любой зарубежный коллега считал бы честью хотя бы раз в жизни выступить на подобном форуме. Так и только так привлекает лучших докладчиков со всего мира Эббингаузовская империя и, например, существующий с середины 90-х годов Бюлеровский коллоквиум Дрезденского университета.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Научный вклад   А.Н. Леонтьева.

1. Биографические сведения.

Алексей Николаевич Леонтьев - психолог, действительный член АПН  РСФСР (1950), доктор педагогических наук (по психологии) (1940), профессор (1932). С 1941 - профессор МГУ, с 1950 - зав. кафедрой психологии, с 1966 - декан факультета психологии МГУ. Академик-секретарь  отделения психологии (1950-1957) и вице-президент (1959-1961) АПН РСФСР.

О школьных годах Алексея  Николаевича Леонтьева известно мало. Он учился в Первом Московском реальном училище, ставшем потом, когда  он был старшеклассником, «единой  трудовой школой». Он закончил ее досрочно, некоторое время работал конторщиком, а затем семья исчезла из Москвы примерно на три года - есть основания  думать, что после начала гражданской  войны она застряла в Крыму  и смогла вернуться в Москву только в начале 1921 года. И семья, и сам  Леонтьев предполагали, что он станет инженером.

События первых лет революции  привели юного реалиста к увлечению  общественными науками, в первую очередь философией. Как он потом  вспоминал, «общественные катаклизмы породили философские интересы. Это  было у многих - сложился даже тип  революционно настроенного еврея-романтика  с философскими интересами (Столпнер)»

Во фрагментах автобиографии  А.Н. Леонтьев писал о том, как  в один прекрасный день он «пришел  в психологический институт и  спросил: куда нужно поступить, чтобы  стать психологом? Кто-то ответил, что  нужно поступить на историко-филологический факультет и учиться у профессора Челпанова. Я так и сделал и  первая университетская лекция, которую  я слушал, была именно лекция по психологии, и читал ее именно Челпанов - в  большой аудитории психологического института» Рукопись (в архиве семьи  А.Н.Леонтьева).. Факты он, естественно, изложил точно, но действительные мотивы поступления подменил мотивировкой. Ориентироваться в психологии настолько, чтобы сознательно пойти ей учиться, он просто не мог; и кажется более правдоподобным другой его рассказ о себе тех лет: «Занимался философскими проблемами аффектов, затем все это повернулось на психологию как философскую науку». То есть, в психологию А.Н. пришел уже в студенческие годы благодаря Георгию Ивановичу Челпанову.8

В 1934-1940 гг., вернувшись в  Москву, Леонтьев выполняет экспериментальные  исследования генезиса чувствительности у человека, представленные в его  докторской диссертации «Развитие  психики». В 1942-1945 гг. Леонтьев возглавлял научную работу Опытного восстановительного госпиталя под Свердловском. С 1945 г. Леонтьев был зав. отделом детской  психологии Института психологии в  Москве. С 1963 г. - зав. отделением психологии философского факультета, а с 1966 г. - декан психологического факультета МГУ и зав. кафедрой общей психологии этого факультета.

2. Вклад А.Н. Леонтьева в развитие психологии.

Весь его творческий путь связан с реализацией двух больших исследовательских и одной организационной программы. Первая из них была зафиксирована самим А.Н.Леонтьевым в 1940 году . Ранее она была опубликована дважды. Первый том огромной, практически завершенной рукописи был в мае 1941 года защищен в качестве докторской диссертации; второй и третий были утеряны во время войны. Но их содержание отразилось в «Очерке развития психики» (1947) и в цикле статей, опубликованных в 40-50 годах и потом частично собранных в «Проблемах развития психики». Кстати, композиция этой книги совершенно не случайно повторяет намеченную в 1940 году программу. Книга эта знаменита - она, как известно, получила в 1963 году Ленинскую премию и выдержала четыре издания. Книга по содержанию скорее ретроспективна - она подводит итог тому, что уже было сделано Леонтьевым к концу 50-х годов.

Через десять лет после выхода этой книги и сам А.Н. Леонтьев, и практически все его соратники почувствовали неудовлетворенность состоянием развития теории деятельности. Поэтому они собирались в квартире Лурия в ноябре-декабре 1969 года и провели, как когда-то при Выготском, своего рода «внутреннюю конференцию» по проблеме деятельности - под магнитофон (сохранившиеся записи были опубликованы в 1990 году в сборнике «Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы»). И вот с чего начал свое выступление Леонтьев. «Если эта система понятий представляет известное значение, то есть способна работать в психологии, то, по-видимому, эту систему нужно разрабатывать - что в последние годы, в сущности, не делается. Эта система понятий оказалась замерзшей, без всякого движения. И я лично оказался очень одиноким в этом отношении. Все движение идет по разным проблемам, которые более или менее соприкасаются с проблемой деятельности, скорее более, чем менее, но в упор понятие деятельности разрабатывается в высшей степени недостаточно…».

Так в начале 70-х годов Леонтьев и вместе с ним деятельностная психология оказался в ситуации кризиса. Он не раз критически высказывался о «деятельностном подходе». Приведу только несколько таких высказываний. 1976 год: «Вы знаете, слова «деятельностный подход» и прочие слова о деятельности, последнее время мне приходится встречать огорчительно часто и много и не всегда в значении, достаточно очерченном, определенном… Они поэтому теряют свою определенность, которую они еще не теряли 15 и 20, может быть, лет тому назад, когда эти две или три позиции были очерчены; понятно, о чем можно было дискутировать, что надо было разрабатывать, а теперь - непонятно. Я теперь, когда вижу фразу «и с точки зрения деятельностного подхода» - скажу вам откровенно - меня это беспокоит».

Бывший студент Алексея  Николаевича Леонтьева Федор  Ефимович Василюк говорит в своих опубликованных воспоминаниях о Леонтьеве: «…Мы интуитивно чувствовали его необыкновенный масштаб и профессиональный, и человеческий… Он был человеком из какого-то другого мира, Мира Великих Людей…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

А.Н. Леонтьев разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским  и А.Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. 

В результате многолетних  исследований нарушений психических  процессов при различных поражениях мозга (в годы Великой Отечественной  войны - в восстановительном госпитале  клиники нервных болезней Всесоюзного  НИИ экспериментальной медицины в г. Кисегаче, а после войны - в Московском Институте нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко АМН СССР), - Лурия создал новое направление в психологии - нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение.

Им разработана новая  теория локализации высших психических  функций, представляющая существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в  понимание природы речевых нарушений  и создана новая классификация  афазий. Специальная серия работ  Лурии и его сотрудников посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов. Им изучены различные формы нарушения памяти при разного рода локальных поражениях мозга.

На основании системных  исследований мозговых коррелятов высших психических функций Лурия разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов.

Леонтьев выдвинул общепсихологическую  теорию деятельности - новое направление  в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры  деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Концепция деятельности Леонтьева получила развитие в различных  отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь  обогащавших ее новыми данными. Сформулированное Леонтьевым положение о ведущей деятельности и ее определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутое Д.Б. Элькониным.

Место российской психологии там, где его видел Лурия - среди передовых научных сообществ, вот уже 120 лет определяющих пути развития этой дисциплины и области ее практического применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

Леонтьев А.Н.. Алексей  Николаевич Леонтьев рассказывает о  себе. // Вопросы психологии, 2003, №2

Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: Ч. 2. М.: Педагогика, 1970.,

 

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2005.,

 

Хомская Е.Д. Александр Романович  Лурия: Научная биография. - М., 1992.,

Лурия А.Р. и современная психология. - М., 1982.,

Нейропсихология: Тексты / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ. 1984.,

 

 

 

 

1 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2005., с.

2 Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: Ч. 2. М.: Педагогика, 1970., с. 36

3 А.Р. Лурия и современная психология. - М., 1982., с. 28.

4 Хомская Е.Д. Александр Романович Лурия: Научная биография. - М., 1992., с.67

5 Нейропсихология: Тексты / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ. 1984., с.49

6 Хомская Е.Д. Александр Романович Лурия: Научная биография. - М., 1992., с.99

7 А.Р. Лурия и современная психология. - М., 1982., с. 118

8 А.А.Леонтьев. Алексей Николаевич Леонтьев рассказывает о себе. // Вопросы психологии, 2003, №2, с.35-36

 


Информация о работе Возрастная психология