Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 08:13, реферат

Описание работы

Возрастная психология отличает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребёнка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………… ………… ………….3
Глава I. Психическое развитие…………………………………… ………..5
Раннее детство……………………………………………….… ……….5
Дошкольный возраст…………………………………………… ………7
Младшего школьника и подростка………………………… ………….8
Глава II. Психическое развитие в юности………………… …… ………11
Глава III. Психика человека зрелого и преклонного возраста…………..13
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

психология реферат.docx

— 42.35 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………………… ………… ………….3

Глава I. Психическое развитие…………………………………… ………..5

    1. Раннее детство……………………………………………….… ……….5
    2. Дошкольный возраст…………………………………………… ………7
    3. Младшего школьника и подростка………………………… ………….8

Глава II. Психическое развитие в юности…………………  …… ………11

Глава III. Психика человека зрелого и преклонного возраста…………..13

Заключение…………………………………………………………………15

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Возрастная психология –  это область знаний, акцентирующая  внимание на психологических особенностях детей разного возраста, в то же время как психология развития –  это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного  преобразования психологии детей. Возрастную психологию нельзя представить себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо  без выделения его возрастных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей оба эти момента слиты.  

Предметом возрастной психологии, или психологии возрастного развития, является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психологического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая развёрнутые разносторонние содержательные психологические характеристики детей, относящихся к разным возрастным группам. 

Возрастная психология отличает те сравнительно медленные, но основательные  количественные и качественные изменения, которые происходят в психике  и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребёнка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития. 

Возрастные изменения  психологии и поведения данного  типа называются эволюционными, т.к. они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубоким, происходят быстро и за сравнительно короткий срок.  

Ещё один тип изменений, которые  могут рассматриваться как признак  развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуации. Их можно назвать ситуационными. Такие изменений включают в себя то, что происходит в психике и поведении ребёнка под влиянием организационного или неорганизационного обучения и воспитания.  

Ещё одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое  сочетание психологии и поведения  индивида, обозначаемое при помощи понятия «возраст». Предполагается, что в каждом возрасте человек  имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических  особенностей, которые за пределами  этого возраста уже больше никогда  не повторяется. 

Третьей составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психологического и поведенческого развития человека.

Под движущими силами психологического развития человека понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребёнка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные  источники развития, направляют его  в нужное русло.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психическое  развитие.

1.1 Раннее детство  

Развитие психики человека идет через переходные состояния, именуемые кризисами. Они связаны с новыми для него, сильными, разнонаправленными, напряженными переживаниями. Это проявление закономерных противоречий развития. 

Чтобы кризисы не привели  к катастрофам, нужно о них  знать, правильно их распознавать и  учитывать в них самовоспитании и взаимодействии с другими людьми. (Катастрофами, т.е. событиями с тяжелыми последствиями, могут быть в области психики задержки развития, утраты нормальной трудоспособности, нервные срывы и т.п.) 

Человек родился. Акт рождения в известном смысле есть переход  от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от одного типа питания к другому.  

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума...  

Период младенчества продолжается примерно до года. Важное содержание активности в первом полугодии – обмен  ласками между взрослым (обычно матерью) и ребенка. Это вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Взрослый ориентируется на сигналы, знаки, идущие от ребенка во время ухода за ним. 

В первом полугодии бурно  развиваются воспринимающие системы, разные типы голосовых реакций (тоже только благодаря общению с взрослым, который постоянно доставляет ребенку все новые, в том числе и речевые, впечатления).  

Переломное событие – появление акта захватывания объектов рукой. Это дает возможность ощупывать, рассматривать предметы, вертеть в руках, оценивать некоторые свойства пространства, а позднее и соотносить предметы друг с другом (ударять, вкладывать, нанизывать и пр.). Это побуждает ребенка тянуться, ползти, сидеть. Мир ребенка расширяется. Он начинает тянуться к привлекательным предметам.  

Во втором полугодии жизни  общение с взрослым приобретает  отчетливо иной характер, чем прежде: это общение по поводу предметов. Создаются благоприятные условия  для понимания первых слов, а затем  и произношения их. Это первое важное обретение (новообразование) младенческого  возраста. Второе – самостоятельная  ходьба. 

В результате создаются исключительно  важные условия для психологического развития. Не только резко расширяется  мир ребенка, но и происходит распадение прежней формы общения в системе  «взрослый» – «ребенок»; ребенок  некоторым образом отделяется от взрослого, его самостоятельность  возрастает.  

Это своеобразное отделение  ребенка от взрослого составляет особенность так называемого кризиса первого года.  

За кризисом первого года следует преддошкольный возраст. Это период интенсивного развития речи, восприятия, ума, предметных действий детей. В семье, говорящей на двух языках, ребенок может освоить оба языка. Сообразно своему языковому чутью, интуитивному пониманию законов языка ребенок легко создает новые, неслыханные слова (словотворчество).

 

 

1.2 Дошкольный  возраст 

Примерно к трем годам  ребенок перестает уже называть себя только по имени и в третьем  лице. Появляется осмысленное употребление личного местоимения «Я». Он не просто мысленно отграничивает себя от других людей, предметов, а противопоставляет.  

К трем годам ребенок уже  слышит и видит много такого, что  выводит его за пределы ориентировки в своей семье и ближайшем  окружении. Сложившееся противоречие разрешается в модельной, выразительной  деятельности – в сюжетно-ролевой  игре. Дети мысленно принимают на себя роли и развивают сюжет, фантазируют. 

Исполнительная сторона  игровых действий осуществляется здесь  во многом условно, понарошку. В тоже время дети довольно наблюдательны и точно отображают в сюжетно-ролевой игре отношения людей и правила поведения. Именно в такого рода действительности происходит формирование основных психических новообразований младшего дошкольника. Игра дошкольника – это дело серьезное, а в игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. Игровые правила – это модель законов общества. И справедливое гражданское общество возможно тогда, когда люди с детства воспитываются так, что им приятно соблюдать правила. 

В играх формируется, в частности, способность, совершенно необходимая для последующего перехода к учебной деятельности. Дело в том, что до какого-то времени ребенок способен видеть окружающее только со своей точки зрения. А чтобы учиться, предметом обдумывания должна стать мысль другого человека – учителя.  

В ходе дошкольного возраста игры детей изменяются. Если в сюжетно-ролевой игре младшего дошкольника на первый план выступают все же внешние детали ситуаций, то к старшему дошкольному возрасту детям доступны и любыми ими дидактические игры, требующие, прежде всего, мыленных действий на относительно условном материале (разного рода настольные игры – лото, шашки) и игры, в которых правила и их честное соблюдение выступают на первый план (например, «прятки» и др.). 

Важным обретением дошкольного  детства является и способность  действовать сообразно моральным  нормам поведения. 

Дошкольный возраст завершается  кризисом семи лет. У ребенка складывается потребность в общественно необходимой  и полезной деятельности. Его перестает  удовлетворять положение человека играющего. 

Признаком готовности ребенка  к школьному обучению следует  полагать не его умение выводить буквы, читать, считать, а нечто совсем другое: способность произвольной регуляции  поведения и способность стать  на точку зрения другого.

1.3 Младшего школьника  и подростка 

Поступая в школу, ребенок  фактически оказывается пред задачей  освоить за несколько лет основы того ценного, что человечество вырабатывало тяжким трудом за многие столетия. 

Стремление заняться чем-то важным, скажем, учебой, складывающееся в дошкольном возрасте, это еще  не есть интерес к содержанию учебной  работы. Приятно волнует ребенка  то, что к нему по-новому относятся  взрослые: придают значение наличию  учебников, тетрадей и других принадлежностей, своевременному посещению школы. Отводят  место и время для приготовления им уроков. 

Ребенок многому научился за свои лета. Но это не было собственно учебной деятельностью с ее особыми  целями, предметами, побуждениями, способами  и продуктами. 

Очень много усилий затрачивает  младший школьник на то, чтобы научить  себя учиться. 

Основные психологические  приращения, отличающие младшего школьника  от дошкольника, – развитие произвольной регуляции деятельности и осознание  своих изменений, произошедших в  ходе учебной деятельности (знаний, умений, своего положения среди сверстников и взрослых). 

Подростковый (средний школьник) возраст начинается примерно с 11-12 лет  и завершается в 14-15. Он предшествует юности. Это период полового созревания (его называют также возрастом  настроений, переходным, трудным, кризисным). У одних детей он наступает  несколько раньше, у других –  позднее. 

Дети быстро растут, туловище и грудная клетка отстают в  росте от конечностей, развитие мышц отстаёт от роста костей. Сердце не всегда поспевает за ростом организма. Наблюдается неуравновешенность нервной  системы. Активность, высокая работоспособность  порой сменяются усталостью, вялостью, подавленностью. Появляются вторичные  половые признаки, возникают новые  физиологические процессы, новые  переживания. 

По сравнению с младшим  школьником у подростка значительно  возрастает мускульная сила, наблюдается  общий подъём активности, жизнедеятельности. Подросток более самостоятелен, чем младший школьник, и приближается к миру взрослых. Все эти изменения  акцентируют внимание подростка  на себе. У него формируется новое  представление о себе самом. Ему  часто кажется, что он особенный, исключительный, совсем не такой, как  все. Подросток начинает размышлять, какие качества нужны для успеха в учёбе, игре, труде; начинает заниматься самосовершенствованием.  

Подросток представляет и  считает себя уже взрослым и претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому. Прячет свои слабости и изо всех сил стремится быть независимым. Он стремится всячески доказать окружающим, что он не маленький, а самостоятельный взрослый человек. При некоторых условиях это стремление может выразиться и в нежелательных проявлениях (курение, несоблюдение общепринятых норм, грубость и другие виды ложного геройства и ухарства). Иногда подростки нарушают деловую (учебную, бытовую) дисциплину потому, что это они считают проявлением воли, смелости и отваги. 

Определённые трудности  могут возникать у подростка, если старшие бестактно, пренебрежительно относятся к естественно развивающемуся у него интересу к противоположному полу. 

Подростки стремятся образовать свои обособленные компании, активно ищут тех, кто может их понять. 

Подростки увлекаются музыкой, танцами, поэзией и вообще искусством. Важно только, чтобы эти духовные потребности удовлетворялись хорошими средствами. 

При изучении основ наук в школе развивается логическое мышление, расширяются знания о мире и приобретаются практические навыки. В некоторых вопросах подросток  может разбираться лучше, знать  и уметь больше, чем старшие  члены семьи. Развивается и мир  чисто личных фантазий, который может  тщательно скрываться от окружения.  

У подростка не только усиливается  интерес к своей личности, но значительно  расширяется и углубляется интерес  к окружающей действительности. Интересы подростка более определенны, избирательны и устойчивы, чем у младшего школьника. А учебные интересы старших подростков начинают всё более осознанно  связываться с профессиональными  мечтами и идеалами.

Информация о работе Возрастная психология