Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 08:13, реферат

Описание работы

Возрастная психология отличает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребёнка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………… ………… ………….3
Глава I. Психическое развитие…………………………………… ………..5
Раннее детство……………………………………………….… ……….5
Дошкольный возраст…………………………………………… ………7
Младшего школьника и подростка………………………… ………….8
Глава II. Психическое развитие в юности………………… …… ………11
Глава III. Психика человека зрелого и преклонного возраста…………..13
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

психология реферат.docx

— 42.35 Кб (Скачать файл)

 

Глава II. Развитие и самоопределение в юности 

Биологические признаки ранней юности – завершение периода полового созревания. Но половозрелый человек  ещё не вполне взрослый, поскольку  его развитие определяется не только биологическими, но и социальными  закономерностями. В юности происходит приобретение той умственной, личностной гражданской зрелости, благодаря которым человек становится способным к самостоятельной жизни. 

В юности существенно усиливается, развиваются интерес к причинному объяснению явлений, способность и  умение искать и приводить доводы «за» или «против» тех или иных суждений. 

В юности ярче и действеннее  проявляются инициатива, стремление и способности создать что-то новое. А это предполагает и способность  преодолеть некоторые стереотипы сознания, привычки, общепринятые нормы и даже традиционные запреты, а также более  высокий уровень целеустремлённости, саморегуляции и самодисциплины. 

В юности повышается интерес  к общим моральным проблемам (о долге, счастье, дружбе, любви и т.д.). 

Всё это не исключает некоторой  разбросанности интересов, отсутствия выработанных методов и систематичности  работы ума. Но постепенно человек вырабатывает определённый индивидуальный стиль  решения жизненных и учебно-производственных задач. 

Особенностью самосознания девушек и юношей является стремление соотнести свои особенности с  реальными жизненными перспективами, планами и мечтами о будущем. Вместе с тем идёт внутренняя подготовка человека к созданию семьи, что имеет  многостороннее и общественное значение.  

Понятно, что компания молодёжи может сложиться достаточно бездумно – только для развлечений или ещё хуже – для хулиганства и правонарушений. В этих случаях нормальное стремление юношества к коллективности реализуется в антиобщественном виде. Жизнь сложна, и взрослеющий человек должен уметь мобилизовать свою бдительность, предусмотрительность и моральную стойкость.  

Активное самоопределение  – это деятельность, в некотором  роде противоположная бездумному уподоблению  окружающим. Это поиск именно тех  индивидуально-своеобразных вариантов  жизненных путей, на которых можно  принести много добра людям и  получить, поэтому достаточно моральное удовлетворение. 

Самоопределение – это  не однократно акт, а образ существования  или стиль жизни, решения возникающих  на её протяжении задач. Именно в юности закладываются основы этого стиля  жизни. 

Идея самоопределения  возникает потому, что и люди, и жизненные события уникальны, индивидуально неповторимы. Всё  предстоящее в жизни нужно  обдумывать, проектировать, строить, согласовывать, прилаживать самостоятельно. Хорошие  советчики не смогут полностью избавить кого-либо от необходимости жить своим  умом.

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Психика  человека зрелого

 и преклонного  возраста 

Есть разные варианты выделения  периодов жизни взрослого человека. Условно примем за время зрелости возраст от 25-26 до 55-65 лет; пожилой возраст – 65-75, старость – 75-90, долгожительство – 90 и более лет. 

По мере обретения опыта  человек находит индивидуально-своеобразные способы адаптации к обществу, людям, работе. 

Место и роль человека в  системе межлюдских отношений, а так же его телесное состояние вносят вклад в устойчивые представления о себе, о мире – в стереотипы сознания. 

Особенностью пожилого возраста является обращённость сознания на прошлое: «В замужестве была счастлива»,«Жизнь я прожил счастливо» и т.д. 

Поскольку с возрастом  сокращаются прежние социальные связи, человек может столкнуться с проблемой одиночества. 

Не все одинаково успешно  адаптируются к старости. Но удовлетворённость  человека социальными взаимоотношениями  является важной основой ощущения счастья  в пожилом возрасте. 

Вернёмся к периоду  зрелости. Он очень продолжителен, и  в нём выделяют, в свою очередь, молодость, расцвет, позднюю зрелость и др. Психическое развитие в любом  возрасте не является однонаправленным и не сводится непременно лишь к  совершенствованию психических  функций, способностей и пр. Развитие диалектично в том смысле, что  в нём есть не только обретения, новообразования, но и утраты, факты изживания каких-то свойств. 

Например, во второй половине зрелости, возможно, такое психическое  новообразование как появление  мудрости (умения, способности решать сложные необычные жизненные задачи). Это качество основывается на неспешности, самоотверженности и относительной беспристрастности, жизненном опыте, развитом практическом уме, на усвоении ранее не явных для человека законов жизни людей и общества. Вместе с тем в этом возрасте есть и утраты (скажем, быстродействия, работоспособности). 

Есть и ещё одна «диалектическая  пара», характеризующая психическое  развитие. Это чередование периодов, когда идут сначала в основном изменения в потребностях, мотивах, побуждениях, жизненных предпочтениях, выборах, а затем – период совершенствования  собственно операциональной стороны жизненной активности. 

Такого же рода чередование  имеют место в зрелом возрасте. Например, какое-то время человек  находит смысл и удовольствие в том, что к нему хорошо относятся  окружающие, что у него есть друзья, широкий круг знакомств, которые  он старательно поддерживает. Появляются семья, дети. А за этим может следовать  период «штурма» некоторых профессионально-деловых  высот (дополнительное образование, переподготовка). Это, в свою очередь, порождает перестройку  жизненных ориентаций, новые потребности, жизненные перспективы, побуждения, ранее не осуществимые замыслы. 

Мы намеренно не пытаемся представить жизнь в виде последовательной «цепочки». Развитие человека любого возраста имеет много возможных направлений, вариантов (оно не полностью предсказуемо). Построение жизненного пути – творческий процесс. И жить надо так, как будто  впереди у тебя вечность. 

Важно принять во внимание и то, что на каждом этапе жизни  возможно появление тяжело переносимых  событий. Справляться с ними –  это тоже процесс творческий.

 

Заключение

В заключении в возрастной психологии можно определить её основные проблемы. Одной из таких проблем является вопрос о том, что больше психическое и поведенческое развитие детей: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. 

Вторая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и  воспитания на развитие детей. Под стихийным  обучением и воспитанием понимается то, которое осуществляется без сознательно  поставленных целей, определённого  содержания и продуманных методов  под влиянием пребывания человека в  обществе среди людей и случайным  образом складывающихся отношений  с ними, не преследующих образовательные  цели. Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и кончая высшими учебными заведениями. Здесь более или менее чётко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания детей. 

Несомненно, что человек  психологически развивается под  влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них  сильнее и оказывает большее  воздействие на его поведение, до сих пор остаётся проблематичным. Одной из конкретных разновидностей этой проблемы является относительное  влияние семьи и школы, школы  и общества на развитие детей. 

Следующая проблема: соотношение задатков и способностей. Её можно представить в виде ряда частных вопросов, каждый из которых является достаточно трудным для решения, а все они вместе взятые составляют действительную психолого-педагогическую проблему. 

Четвёртая проблема касается сравнительного влияния на развитие рассмотренных выше эволюционных, революционных  и ситуационных изменений в психике  и поведении ребёнка. Так что  же более влияет на развитие: медленные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые и глубокие, но сравнительно редкие революционные преобразования или непрерывно действующие, но изменчивые ситуационные изменения? В этом состоит  суть четвёртой из обозначенных нам  проблем. 

Пятая проблема заключается  в выяснении соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем  психологическом развитии ребёнка.  

С проблематичностью выше стоящих вопросов можно предсказать, что полностью удовлетворительного и исчерпывающего их решения вряд ли удастся найти, т.к. его не существует и в науке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития.: учебник для студентов псих.-пед. факультетов пед. ун-тов / В. Мухина - М.: Академия, 2006. - 608 с.

 

  1. Википедия.     Свободная энциклопедия.  Психология     развития.    /   [Электронный ресурс]  / URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Психология_развития.  (12.11.11)

 

  1. Лощенкова Н. Возрастная психология. Шпаргалка. [Электронный ресурс] / URL: http://www.e-reading.biz/book.php?book=103753. (12.11.13)

 

  1. Мозжерина Л.В. Реферат по возрастной психологии. / Психическое развитие ребенка в младенчестве.      [Электронный ресурс] / URL: http://works.tarefer.ru/70/100055/index.html (14.11.13)

 

  1. Учебные материалы. Реферат по возрастной психологии. / Предметы и задачи возрастной психологии. .       [Электронный ресурс]  / URL: http://works.doklad.ru/view/Jz7ddf5XmCc.html (14.11.13)

 

 

 

 


Информация о работе Возрастная психология