Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 08:13, реферат
Возрастная психология отличает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребёнка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.
Введение……………………………………………… ………… ………….3
Глава I. Психическое развитие…………………………………… ………..5
Раннее детство……………………………………………….… ……….5
Дошкольный возраст…………………………………………… ………7
Младшего школьника и подростка………………………… ………….8
Глава II. Психическое развитие в юности………………… …… ………11
Глава III. Психика человека зрелого и преклонного возраста…………..13
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой литературы
Глава II. Развитие и самоопределение в юности
Биологические признаки ранней юности – завершение периода полового созревания. Но половозрелый человек ещё не вполне взрослый, поскольку его развитие определяется не только биологическими, но и социальными закономерностями. В юности происходит приобретение той умственной, личностной гражданской зрелости, благодаря которым человек становится способным к самостоятельной жизни.
В юности существенно усиливается,
развиваются интерес к
В юности ярче и действеннее
проявляются инициатива, стремление
и способности создать что-то
новое. А это предполагает и способность
преодолеть некоторые стереотипы сознания,
привычки, общепринятые нормы и даже
традиционные запреты, а также более
высокий уровень
В юности повышается интерес к общим моральным проблемам (о долге, счастье, дружбе, любви и т.д.).
Всё это не исключает некоторой
разбросанности интересов, отсутствия
выработанных методов и систематичности
работы ума. Но постепенно человек вырабатывает
определённый индивидуальный стиль
решения жизненных и учебно-
Особенностью самосознания девушек и юношей является стремление соотнести свои особенности с реальными жизненными перспективами, планами и мечтами о будущем. Вместе с тем идёт внутренняя подготовка человека к созданию семьи, что имеет многостороннее и общественное значение.
Понятно, что компания молодёжи может сложиться достаточно бездумно – только для развлечений или ещё хуже – для хулиганства и правонарушений. В этих случаях нормальное стремление юношества к коллективности реализуется в антиобщественном виде. Жизнь сложна, и взрослеющий человек должен уметь мобилизовать свою бдительность, предусмотрительность и моральную стойкость.
Активное самоопределение – это деятельность, в некотором роде противоположная бездумному уподоблению окружающим. Это поиск именно тех индивидуально-своеобразных вариантов жизненных путей, на которых можно принести много добра людям и получить, поэтому достаточно моральное удовлетворение.
Самоопределение – это не однократно акт, а образ существования или стиль жизни, решения возникающих на её протяжении задач. Именно в юности закладываются основы этого стиля жизни.
Идея самоопределения возникает потому, что и люди, и жизненные события уникальны, индивидуально неповторимы. Всё предстоящее в жизни нужно обдумывать, проектировать, строить, согласовывать, прилаживать самостоятельно. Хорошие советчики не смогут полностью избавить кого-либо от необходимости жить своим умом.
Глава III. Психика человека зрелого
и преклонного возраста
Есть разные варианты выделения периодов жизни взрослого человека. Условно примем за время зрелости возраст от 25-26 до 55-65 лет; пожилой возраст – 65-75, старость – 75-90, долгожительство – 90 и более лет.
По мере обретения опыта
человек находит индивидуально-
Место и роль человека в системе межлюдских отношений, а так же его телесное состояние вносят вклад в устойчивые представления о себе, о мире – в стереотипы сознания.
Особенностью пожилого возраста является обращённость сознания на прошлое: «В замужестве была счастлива»,«Жизнь я прожил счастливо» и т.д.
Поскольку с возрастом сокращаются прежние социальные связи, человек может столкнуться с проблемой одиночества.
Не все одинаково успешно адаптируются к старости. Но удовлетворённость человека социальными взаимоотношениями является важной основой ощущения счастья в пожилом возрасте.
Вернёмся к периоду зрелости. Он очень продолжителен, и в нём выделяют, в свою очередь, молодость, расцвет, позднюю зрелость и др. Психическое развитие в любом возрасте не является однонаправленным и не сводится непременно лишь к совершенствованию психических функций, способностей и пр. Развитие диалектично в том смысле, что в нём есть не только обретения, новообразования, но и утраты, факты изживания каких-то свойств.
Например, во второй половине зрелости, возможно, такое психическое новообразование как появление мудрости (умения, способности решать сложные необычные жизненные задачи). Это качество основывается на неспешности, самоотверженности и относительной беспристрастности, жизненном опыте, развитом практическом уме, на усвоении ранее не явных для человека законов жизни людей и общества. Вместе с тем в этом возрасте есть и утраты (скажем, быстродействия, работоспособности).
Есть и ещё одна «диалектическая пара», характеризующая психическое развитие. Это чередование периодов, когда идут сначала в основном изменения в потребностях, мотивах, побуждениях, жизненных предпочтениях, выборах, а затем – период совершенствования собственно операциональной стороны жизненной активности.
Такого же рода чередование
имеют место в зрелом возрасте.
Например, какое-то время человек
находит смысл и удовольствие
в том, что к нему хорошо относятся
окружающие, что у него есть друзья,
широкий круг знакомств, которые
он старательно поддерживает. Появляются
семья, дети. А за этим может следовать
период «штурма» некоторых профессионально-
Мы намеренно не пытаемся
представить жизнь в виде последовательной
«цепочки». Развитие человека любого возраста
имеет много возможных
Важно принять во внимание и то, что на каждом этапе жизни возможно появление тяжело переносимых событий. Справляться с ними – это тоже процесс творческий.
Заключение
В заключении в возрастной психологии можно определить её основные проблемы. Одной из таких проблем является вопрос о том, что больше психическое и поведенческое развитие детей: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
Вторая проблема касается
относительного влияния стихийного
и организованного обучения и
воспитания на развитие детей. Под стихийным
обучением и воспитанием
Несомненно, что человек психологически развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них сильнее и оказывает большее воздействие на его поведение, до сих пор остаётся проблематичным. Одной из конкретных разновидностей этой проблемы является относительное влияние семьи и школы, школы и общества на развитие детей.
Следующая проблема: соотношение задатков и способностей. Её можно представить в виде ряда частных вопросов, каждый из которых является достаточно трудным для решения, а все они вместе взятые составляют действительную психолого-педагогическую проблему.
Четвёртая проблема касается сравнительного влияния на развитие рассмотренных выше эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребёнка. Так что же более влияет на развитие: медленные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые и глубокие, но сравнительно редкие революционные преобразования или непрерывно действующие, но изменчивые ситуационные изменения? В этом состоит суть четвёртой из обозначенных нам проблем.
Пятая проблема заключается
в выяснении соотношения
С проблематичностью выше стоящих вопросов можно предсказать, что полностью удовлетворительного и исчерпывающего их решения вряд ли удастся найти, т.к. его не существует и в науке.
Список литературы