Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:36, реферат
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в., возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований.
Московский Государственный
Реферат
по педагогической антропологии
по теме
«Возрастная психология»
Работу выполнила
Студентка 203гр. 2курса ФНЯ
Карина Митякина
Руководитель:
Лисенкова Л.Ф.
Москва 2009г.
Введение
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль
психологической науки, изучающая закономерности
этапов психического развития и формирования
личности на протяжении онтогенеза человека
от рождения до старости. Возрастная психология
оформилась в качестве самостоятельной
области знания к концу XIX в., возникнув
как детская психология, возрастная психология
долго ограничивалась изучением закономерностей
психического развития ребенка, однако
запросы современного общества и логика
развития науки сделали очевидной необходимость
целостного анализа онтогенетических
процессов и междисциплинарных исследований.
В настоящее время разделами возрастной
психологии являются: детская психология,
психология юности, психология зрелого
возраста; геронтопсихология. Возрастная
психология стремится к раскрытию психологического
содержания последовательных этапов онтогенеза,
изучает возрастную динамику психических
процессов, что невозможно без учета влияния
на индивидуальное развитие человека
культурно-исторических, этнических и
социально-экономических условий. Для
возрастной психологии весьма существенны
дифференциально-
1.Проблема возрастной
периодизации в трудах Л.С.
Особое место в современной возрастной психологии занимает группа генетико-моделирующих методов, основанных на каузально-генетическом методе Л. С. Выготского. Изучение развития с помощью метода активного формирующего эксперимента (Л. Я. Гальперин) и других обучающих методов ведется в процессе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта. К числу важнейших практических задач, стоящих перед возрастной психологией, относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости. Возрастная психология составляет научное основание педагогической психологии.
Большинство психологов делит детство на периоды.
В основу периодизации психического развития
ребенка Л.С.Выготский положил понятие
ведущей деятельности, которая характеризуется
тремя признаками:
Она должна быть смыслообразующей для
ребенка. Например, в 3 года бессмысленные
ранее вещи приобретают для ребенка смысл
в контексте игры. Следовательно, игра
и есть ведущая деятельность и средство
смыслообразования. В контексте этой деятельности
складываются базовые отношения со взрослыми
и сверстниками. В связи с освоением ведущей
деятельности возникают основные новообразования
возраста (круг способностей, которые
позволяют эту деятельность реализовывать,
например, речь).
На каждом из этапов психического развития
ведущая деятельность имеет решающее
значение. При этом другие виды деятельности
не исчезают. Они есть, но существуют как
бы параллельно и не являются главными
для психического развития. Например,
игра является ведущей деятельностью
дошкольников. Но она не исчезает у школьников,
хотя уже и не является ведущей деятельностью.
Ребенок развивается неравномерно. Есть
периоды относительно спокойные, или стабильные,
а есть так называемые критические.
Кризисы открыты эмпирическим путем, причем,
не по очереди, а в случайном порядке: 7,
3, 13, 1, 0. Во время критических периодов
ребенок за очень короткий срок меняется
весь в целом, в основных чертах личности.
Это революционное, бурное, стремительное
течение событий как по темпу, так и по
смыслу совершающихся перемен. Для критических
периодов характерны следующие особенности:
границы, отделяющие начало и конец кризиса
от смежных периодов, крайне неотчетливы;
кризис возникает незаметно, очень трудно
определить момент его наступления и окончания;
резкое обострение (кульминация) наблюдается
в середине кризиса - в это время кризис
достигает апогея.
Трудновоспитуемость детей в критические
периоды в свое время послужила отправной
точкой их эмпирического изучения. Наблюдается
строптивость, падение успеваемости и
работоспособности, возрастание количества
конфликтов с окружающими. Внутренняя
жизнь ребенка в это время связана с мучительными
переживаниями.
Теперь речь пойдёт о негативном характере
развития. Отмечено, что во время кризисов,
в отличие от стабильных периодов, совершается
скорее разрушительная, нежели созидательная
работа. Ребенок не столько приобретает,
сколько теряет из приобретенного прежде.
Однако возникновение нового в развитии
непременно означает отмирание старого.
Одновременно в критические периоды наблюдаются
и конструктивные процессы развития. Выготский
назвал эти приобретения новообразованиями.
Новообразования критических периодов
носят переходный характер, то есть они
не сохраняются в том виде, в котором возникают,
например, автономная речь у годовалых
детей.
Во время стабильных периодов ребенок
накапливает количественные изменения,
а не качественные, как во время критических.
Эти изменения накапливаются медленно
и незаметно.
Последовательность развития определяется
чередованием стабильных и критических
периодов.
К началу каждого периода складывается
неповторимое отношение ребенка с окружающей
действительностью - социальная ситуация
развития. Она закономерно определяет
его образ жизни, что ведет к возникновению
новообразований.
Новообразования влекут за собой новую
структуру сознания ребенка, изменение
отношений. Следовательно, изменяется
социальная ситуация развития. Наступает
связанный с этим критический период.
Каждый ребенок сензитивен к определенным
воздействиям, к освоению реальности и
развитию способностей в различные периоды.
Сензитивные периоды связаны, во-первых,
с ведущей деятельностью, во-вторых, с
актуализацией в каждом возрасте тех или
иных базальных потребностей.
Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.
2.Периодизация психического развития на основе выделения ведущего типа деятельности (Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина).
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др. рассматривая периодизацию психического развития ребёнка, отмечают, как с возрастом изменяется мировоззрение ребёнка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, формы общения со взрослыми и пр. Очевидно, что с развитием ребёнка должно изменяться и отношение родителей к нему. Те отношения, которые сложились в детстве, оказываются неприемлемыми для ребёнка в школьной возрасте и наоборот.
Э.Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:
1)доверие– недоверие к окружающему миру (0 – 1 год);
2)чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года);
3)инициативность– чувство вины (4 – 5 лет);
4)трудолюбие– чувство неполноценности (6 – 11 лет);
5)пониманиепринадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет);
Стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление);
Жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);
Ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).
3.Период младенчества: созревание, обучение и развитие на первом году жизни. Кризис 1 года.
Ведущий
тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение
со взрослым. Зависимость от взрослого
носит всеобъемлющий характер. Например,
когнитивный: все познавательные процессы
реализуются в отношениях с матерью и
с помощью нее.
Новообразования
возраста.
К году ребенок произносит
первые слова (складывается структура речевого действия); Осваивает
произвольные действия с предметами окружающего
мира (структура предметного действия).
До года речь ребенка
– пассивная: он понимает интонацию, часто
повторяющиеся конструкции, но сам не
говорит. Но именно в это время закладываются
основы речевых навыков. Дети сами закладывают
эти основы, стремясь установить контакт
со взрослыми с помощью плача, гуления,
воркования, лепета, жестов, а затем и первых
слов.
Автономная речь
формируется около года и служит переходной
фазой между пассивной и активной речью.
Иногда автономную речь называют детским
жаргоном. По форме она является общением.
По содержанию – эмоционально-непосредственной
связью со взрослыми и ситуацией.
Предметная деятельность
связана с развитием движений у ребенка.
В последовательности развития движений
есть закономерность.
Движущийся глаз.
Известен феномен "глаза
новорожденного" – они могут
смотреть в разные стороны. К концу второго
месяца эти движения уточняются, ребенок
способен зрительно сосредоточиваться
на предмете. К третьему месяцу движения
глаз развиты почти так же, как у взрослого,
формируется бинокулярное зрение.
Выразительные
движения .
Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности
с предметами. Ребенок последовательно
учится переворачиваться, поднимать голову,
садиться, ползать, становиться на ножки,
делать первые шаги. Все это – в разные
сроки, причем на сроки влияет стратегия
родителей (см. ниже). Овладение каждым
новым движением открывает ребенку новые
границы пространства.
Ползание. Ребёнок иногда пропускает эту стадию.
Хватание. К концу первого полугодия из случайных
захватываний игрушки это движение превращается
в намеренное.
Манипулирование
предметом. Отличается от "настоящих" действий
тем, что предмет используется не по назначению.
Указательный
жест. Произвольность движений и жестов, управляемость.
Это база для новообразования – предметной
деятельности.
Как только ребенок научается ходить,
расширяются границы доступного мира.
Следовательно, освобождаются реки и ребенок
получает возможность действовать с вещами.
Согласно Пиаже, ребенок до года находится
в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном.
Дети в это время еще не овладели языком
и у них нет психических образов для слов.
Знания о людях и окружающих предметах
складываются у них на основе информации,
полученной от собственных органов чувств
и случайных движений. Сенсомоторный период
проходит через 6 стадий, из которых 4 –
до года.(!)
Базовая потребность
возраста - потребность в безопасности,
защищенности. Она должна быть базально
удовлетворена. В этом главная функция
взрослого человека. Если ребенок чувствует
себя в безопасности, то он открыт окружающему
миру, доверят ему и осваивает его смелее.
Если нет – ограничивает взаимодействие
с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон
говорит о том, что в младшем возрасте
у человека формируется чувство доверия
или недоверия к окружающему миру (людям,
вещам, явлениям), которое человек пронесет
через всю жизнь. Чувство отчужденности
возникает при дефиците внимания, любви,
ласки, при жестоком обращении с детьми.
В этом же возрасте формируется чувство
привязанности.
4.Развитие ребенка в раннем возрасте (1-3года). Кризис 3 лет. Влияние семейных факторов на эмоционально-личностное становление ребенка.
В этом возрасте происходит
разделение линий психического развития
мальчиков и девочек. Им присущи
разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе
речевой деятельности – коммуникативная.
Предметно-орудийная
деятельность включает манипуляцию
с человеческими предметами, зачатки конструирования,
в результате чего у мужчин лучше развито
отвлеченное, абстрактное мышление.
Коммуникативная
деятельность предполагает освоение
логики человеческих отношений. Большинство
женщин обладает более развитым, чем у
мужчин, социальным мышлением, сфера проявления
которого – общение людей. У женщин тоньше
интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.
Половые различия в поведении детей обусловлены
не столько биологическими и физиологическими
причинами, сколько характером их социального
общения. Ориентация мальчиков и девочек
на разные типы деятельности задана социально,
вследствие культурных образцов. На самом
деле между малышами мужского и женского
пола больше сходства, чем различий. Различия
появляются позже. В основном же мальчики
и девочки развиваются параллельно и проходят
одинаковые этапы.
Так, к трем годам у детей того и другого
пола складываются следующие новообразования
возраста: начатки самосознания, развитие
Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает
90% работы по усвоению языка. За три года
человек проходит половину пути своего
психического развития.
Первые представления о себе возникают
у ребенка к году.
Это представления о частях своего тела,
но обобщить их малыш пока не может. При
специальном обучении взрослыми к полутора
годам ребенок может узнавать себя в зеркале,
осваивает идентичность отражения и своей
внешности.
К 3 годам – новый этап самоидентификации:
с помощью зеркала ребенок получает возможность
формировать свое представление о себе
настоящем.
Ребенок интересуется всеми способами
подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные
части тела, в игре он познает волю над
самим собой.
Трехлетний малыш интересуется всем, с
ним связанным, например, тенью. Начинает
использовать местоимение "я", усваивает
свое имя, пол. Идентификация с собственным
именем выражается в особом интересе к
людям, которые носят такое же имя.
К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он
или девочка. Подобные знания дети черпают
из наблюдений за поведением родителей,
старших братьев и сестер. Это позволяет
ребенку понять, каких форм поведения
в соответствии с его половой принадлежностью
ждут от него окружающие. Уяснение ребенком
принадлежности к конкретному полу происходит
в первые 2-3 года жизни, и наличие отца
при этом крайне важно. Для мальчиков потеря
отца после 4 лет мало сказывается на усвоении
социальных ролей. Последствия отсутствия
отца у девочек начинают сказываться в
подростковом возрасте, когда у многих
из них возникают трудности в приспособлении
к женской роли при общении с представителями
другого пола.
К трем годам ребенок проявляет начатки
самосознания, у него развивается притязание
на признание со стороны взрослых. Положительно
оценивая те или иные действия, взрослые
придают им привлекательность в глазах
детей, пробуждают в детях желание заслужить
похвалу, признание.
Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит
около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно
200. К трем годам словарный запас составляет
уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость
между качеством языковой стимуляции
в домашнем окружении и развитием речи
ребенка в 3 года.
Критическим периодом в развитии детской
речи является, по мнению исследователей,
возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно
в это время нужны спокойные и развивающие
игры и нежелательны стрессы.
При усвоении языка дети всех народов
проходят стадии односоставных, двусоставных
и полных предложений. Во всех существующих
на земле языках есть правила грамматики,
синтаксиса, семантики. Поначалу дети
предельно обобщают правила.
Главным стимулом совершенствования умственной
деятельности у "ходячих" детей является
их чувственно-двигательная активность.
Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном)
периоде умственного развития, который
Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок
проходит до года.
Если в младенческом возрасте потребность
в безопасности была насыщена, то актуализируется
потребность в любви. Дети в возрасте от
1 до 3 лет все еще зависят от родителей,
они постоянно хотят чувствовать физическую
близость отца и матери. Ведущая роль в
удовлетворении базовой потребности отдается
родителю противоположного пола. 3-4 года
– формирование эдипова комплекса и комплекса
Электры. Важное значение приобретает
тактильный контакт. Ребенок осваивает
язык ощущений. Если потребность не удовлетворена,
человек остается тактильно бесчувствен
( например, именно в указанном возрасте
происходит формирование эрогенных зон).
5.Характеристика дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Кризис 7 лет и проблема готовности к школе.
Ведущая деятельность в
этот период – игра. Характер игры меняется
вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.
До трех лет игра представляет собой манипулирование
предметами. Младенец, если он здоров,
играет все свободное от сна и еды время.
С помощью игрушек он знакомится с цветом,
формой, звуком и т.д., то есть исследует
действительность. Позже начинает сам
экспериментировать: бросать, сжимать
игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе
игры ребенок развивает координацию движений
(см. "Последовательность развития движений").
Собственно игра возникает в 3 года, когда
ребенок начинает мыслить целостными
образами – символами реальных предметов,
явлений и действий.
Главное, что ребенок получает в игре,
– возможность взять на себя роль. В ходе
проигрывания этой роли преобразуются
действия ребенка и его отношение к действительности.
Игра в современной культуре является
своеобразным культом. До семи лет, пока
ребенок не пошел в школу, ему разрешается
играть. Так было не всегда. Там, где ребенок
с детства включен в труд взрослых, игра
отсутствует. Дети всегда играют в то,
что им недоступно. Поэтому в обществе,
где ребенок приобщен к труду взрослых,
игры не нужны. Там дети играют в "отдых".
Новообразованием
являются комплексы готовности к школьному
обучению:
- коммуникативная готовность;
- когнитивная готовность;
- уровень эмоционального развития;
- технологическая оснащенность;
- личностная готовность.
Ж.Пиаже считает, что
мышлению ребенка этого возраста
свойствен анимизм – стремление
приписать неодушевленным предметам
или животным человеческие черты. Он
исчезает по мере умственного и эмоционального
развития детей, к школе анимистические
представления сменяются более реалистическими,
хотя не исчезают совсем.
Желание взрослых избежать ответов на
вопросы детей приучает их к мысли, что
эта тема запретна. Уклончивая или искаженная
информация может помешать детям проанализировать
свои чувства и мысли и вызвать необоснованную
тревогу. Но столь же важно не давать детям
ту информацию, о которой они не спрашивают
и с которой не могут справиться эмоционально
или осмыслить до конца. Лучший вариант
– дать простые и прямые ответы на их вопросы.
6.Специфика развития младшего школьника. Проблема становления учебной деятельности, специфические трудности обучения. Кризис 7 лет.
Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности является сам человек.